Москва: поймай меня, если сможешь

Пока на втором Всероссийском съезде таксистов о том, как бороться с «бомбилами», рассуждали в теории, я попробовал сделать это на практике. Естественно, вместе с сотрудниками ГИБДД

Без улова

Время − 10 часов утра. «Такси-и… такси-и…» − гнусавят несколько голосов возле огромного торгового центра у станции метро «Щукинская».

Здесь находится одна из 246 официальных стоянок, выделенных для легальных таксистов. Она на 50 процентов заполнена сомнительного вида автомобилями с криво прилепленными на крыше «шашечками», а наполовину − обычными автомобилями. К 10.30 подъезжает «Газель» сот­рудников ДПС. Ее-то я и ждал. С этого момента картина на стоянке начинает резко меняться. Буквально за две минуты из поля зрения исчезают все машины с «шашечками». А еще через 10 минут приезжает эвакуатор и увозит припаркованные на таксистских местах автомобили. Бедным автовладельцам придется заплатить штраф в 3000 рублей за неправильную парковку, а заодно и за эвакуацию 5000. Спрашивается: за что? Таксистов-то все равно на стоянке нет, так что в итоге машиноместа, которые в столице на вес золота, безнадежно пустуют.

Представительного вида сотрудник ГИБДД вылезает из «Газели» мне навстречу. «Бойков Михаил Викторович» − читаю на бэйдже. Я в предвкушении экшна – сейчас увидим, как нелегалы получают по шее! Но мой пыл тут же охлаждают:

− Сколько уже ваш рейд проходит?

− Две недели.

− И сколько нелегалов поймали?

− Ни одного.

Недоумение на моем лице заменяет следующий вопрос.

− Их поймать практически невозможно, − объясняет, будто бы извиняясь, Михаил. – Проверять мы можем только тех, кто с «шашечками», а у них лицензии есть. По сути они те же «бомбилы», а по факту – таксисты. Лицензию-то получить несложно – она бесплатная. А тем, кто таксует без «шашечек», вообще предъявить ничего нельзя. Даже если увидишь, что кто-то к нему садится, он скажет, что знакомых подвозит. А пассажир ни за что не согласится свидетельствовать против «нелегала» − ему эти проблемы ни к чему. Для того чтобы таких ловить, нужны подставные пассажиры, этим УБЭП должен заниматься, а не мы.

20 000 за голову «бомбилы»

Примерно в то же время, когда я с представителями закона тщетно пытался поймать и зафиксировать хоть одного «бомбилу», в Санкт-Петербурге представители власти и таксомоторного бизнеса со всей страны собрались на второй Всероссийский съезд таксистов. Ровно год назад на первом съезде главный вопрос был один: зачем получать лицензию? Представители Департамента транспорта взахлеб рассказывали о том, какие бонусы сулит статус «официала». На втором съезде собрались те самые «официалы» с новым вопросом: как избавиться от «нелегалов», конкурировать с которыми легальные таксисты пока не могут?

По словам начальника управления организации и контроля таксомоторных перевозок Департамента транспорта Дмитрия Пронина, следить за тем, чтобы на места для таксистов не вставали «бомбилы», с сентября будут комплексы видеофиксации и парконы. По его мнению, проблема неактивного использования выделенных стоянок легальными таксистами заключается в том, что они оккупированы людьми, связываться с которыми просто опасно. А установка камер приведет к тому, что «бомбилы» просто передвинутся на десять метров в сторону и все равно будут забирать большую часть клиентов за счет более низких цен.

Депутат Госдумы и глава движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков заявил, что станет настаивать на повышении штрафов для нарушителей правил таксомоторных перевозок до 20 000 рублей. Но можно поставить штраф и в 100 000, только какой смысл, если поймать «бомбилу» почти невозможно?

Предприниматели

Пройдясь по округе, сотрудники ГИБДД обнаруживают одинокий автомобиль с «шашечками», припарковавшийся чуть поодаль от метро. Михаил подходит к нему и спрашивает у водителя лицензию на извоз. Документы в норме, и страж порядка вынужден удалиться со вздохом разочарования: «Всего доброго…»

Мы возвращаемся на место дислокации на стоянке для такси, а осмелевший после проверки таксист, отъехавший после появления машины ДПС, возвращается обратно и с гордостью паркуется рядом с пугающей «Газелью». Постепенно подтягиваются и остальные лицензированные «шашечники», непонятно чего испугавшиеся поначалу. Теперь они уже стоят рядом с нами и с интересом выспрашивают, из какого я издания. Только что проверенный на легальность таксист Андрей рассказывает, что получил лицензию еще год назад, когда их только начали раздавать. Это несложно – два дня походил с бумажками и ты уже «официал».

− А миня две нидели ждать застафляют, − на корявом русском языке перебивает Андрея Рафаэль. – Зато я буду этот… индювюдуальный пиридприниматель – во!

Концепция развития такси в Москве

«Последняя миля»

Увеличение количества коротких поездок «от бордюра», делающих такси альтернативой общественному транспорту.

Единые тарифы

Установление для всех официальных таксистов одинаковых цен на посадку в такси (около 150−200 руб­лей) и за каждый километр либо час проезда.

Желтые номера

В Правительство Москвы внесен проект, предусматривающий разрешение на выдачу таксистам особых номерных знаков желтого цвета для их отличия от «нелегалов».

Доступ к вокзалам

Выделение специальных парковочных мест у вокзалов для устранения неправомерных отказов в доступе к стоянкам.

Налоговые льготы

Введение особой системы налогообложения для официальных перевозчиков.

Вердикт

Сергей Настин, редактор:

– Рафаэль похож на таксиста из серии «дорогу покажешь?», но и он получит разрешение на извоз − сейчас мэрия предъявляет к таксистам и к их автомобилям минимальные требования. В Департаменте транспорта обсуждают необходимость сделать лицензии платными и ввести особые требования для автомобилей и водителей, но пока эти правила вступят в силу, все бывшие «бомбилы» на битых-перебитых машинах уже получат свои разрешения на работу.

Подпишитесь на «За рулем» в