Выход энергии

ВЫХОД ЭНЕРГИИ

]

ЭКОНОМИКА

/ОБОЗРЕНИЕ

ВЫХОД ЭНЕРГИИ

НАША АККУМУЛЯТОРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН

ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ

Придешь в магазин, аккумуляторов — глаза разбегаются! Каких только названий, каких только фирм нет. И кажется, что рынок этот богат и разнообразен, работают на нем бок о бок сотни производителей и места хватает всем. А на самом-то деле... Глобализация, охватившая автомобильную промышленность, по сравнению с тем, что творится в производстве источников тока — тьфу!

Десять лет назад только в Европе было представлено 165 фирм-производителей аккумуляторов, а сегодня (пока!) 90% мирового рынка в руках семи крупных компаний. Причем почти треть всех автомобильных батарей выпускает «Эксайд», владеющая пятнадцатью брэндами (включая широко известные у нас «Чемпион», «Тудор»). И процесс слияния продолжается: совсем недавно главный конкурент «Эксайда» американская «Джонсон контролз» приобрела «Хоппеке». Мало того, на продажу выставлены «Хокер» (8% мирового рынка) и знаменитая «Варта», которая выступает под разными брэндами (в том числе и «Бош») и владеет 10% мирового рынка! Похоже, если дело будет двигаться такими темпами, скоро на планете останутся два-три аккумуляторных супергиганта, которые поделят между собой все производство батарей.

А что же происходит у нас?

ТРИ КИТА

В чем-то (ну совсем немножко!) мы походим на Запад. Производство автомобильных аккумуляторов России сосредоточено, главным образом, в руках трех крупных предприятий. Две трети батарей, произведенных в стране, приходится на долю Тюменского, Подольского и Курского аккумуляторных заводов.

Каждый автомобилист со стажем расскажет об этих батареях, вспомнив стародавние времена и то, как подольский (тюменский или курский) аккумулятор «прослужил на машине его деда, дай бог памяти, пятнадцать годов». Да, заводы эти построены давно, Подольский существует с 1935 года (для сравнения, «Эксайд» — с 1888-го!), а самый молодой, Тюменский — с 1942-го. Отсюда их положение на рынке и проблемы.

У подмосковного предприятия самое старое оборудование, непросто с кадрами (столица рядом!). Вот и работает завод в половину мощности. Между тем в последнее время полным ходом идет модернизация производства: смонтировали мельницы «Бартон», осваивают новые линии пастоприготовления, намазки и сушки, построили современную камеру выдержки, внедряют автоматизированные сборочные линии. И аккумуляторы уже выпускают вполне современные: необслуживаемые, с общей крышкой и скрытыми межэлементными соединениями.

Для Тюменского завода такие модели — обычный ассортимент. Это предприятие оказалось в лучшем положении, чем два других. Оно и посовременнее, и менеджмент у него весьма эффективный (руководство пришло с авиамоторного завода, привнеся в производство батарей высокую культуру), к тому же Тюменский аккумуляторный не так остро испытал конкуренцию иностранных фирм, ринувшихся на наш рынок в 90-е годы. Сибирь все-таки далековата от границ и более консервативна. В отличие от двух других наших гигантов, завод почти не снизил объемов производства и, несмотря на то, что мощности его намного меньше, чем в Курске и, тем более, в Подольске, выпускает (и продает, причем в основном на вторичном рынке) почти треть всех российских батарей.

О Курске — разговор особый. Это предприятие, работающее в «красном поясе», производит не только автомобильные аккумуляторы, но и щелочные источники тока, и батареи для военной техники, и даже аккумуляторы для космических кораблей. Далеко не все производства прибыльны, а некоторые просто остановлены — нет заказов. К тому же огромная, по нынешним временам, «социалка». Тем не менее потенциал у Курского завода неплохой: еще в начале 90-х здесь закупили новое импортное оборудование (кстати, в основном фирмы «Эксайд»), но из-за разногласий с таможней его до сих пор не пустили в строй! Если спор разрешится, производство сразу станет высокотехнологичным, качество более стабильным, да и объемы выпуска возрастут.

ВО ВТОРОМ ЭШЕЛОНЕ

Среди оставшихся вне тройки лидеров аккумуляторных заводов — самые разношерстные объекты. Например, саратовский «Электроисточник» ходит пока по объемам выпуска в «середнячках», хотя качество его батарей традиционно очень неплохое. Завод — на пороге перемен. Туда в прошлом году пришел новый молодой менеджмент, влили средства, и сейчас завод реконструируется, закупает новое оборудование. Возможно, в скором времени он приблизится к нынешним передовикам.

Любопытна ситуация у аккумуляторных производителей в Иркутской области. В свое время в городе Свирск работал завод — «Востсибэлемент», но развалился и был раскуплен по частям. Самую интересную приобрела крупная Иркутская торговая компания, вложив собственный капитал. «Интересность» заключалась в современном оборудовании все той же фирмы «Эксайд», которое было поставлено в Свирск приблизительно в одно время с Курском и освоено тоже не было. Неизвестно, как бы повернулось дело, если бы не энергичные инвесторы. Им удалось запустить новое производство и теперь оно стремительно увеличивает объемы (в 2001-м выпустили полмиллиона батарей!). Молодой и перспективный «осколок» старого завода называется «АкТех» и активно продвигает свой брэнд (один из немногих ярких российских) на нашем рынке. Второй «осколок», «Востсибаккумулятор», тоже увеличивает объемы выпуска, хотя само производство у него несравнимо более старое. Меньше всех повезло третьему из заводов: Свирский аккумуляторный — в аутсайдерах, его доля на рынке минимальна.

Практически остановлено производство батарей на петербургском «Балтэлектро», созданном еще до революции фирмой «Тудор» (его в 1986 году закрывали из-за грязных выбросов, но время от времени он все-таки оживает и по чуть-чуть что-то производит). Понемногу работают петербургская же «Электротяга» и аккумуляторный завод в Комсомольске-на-Амуре. Вот, пожалуй, и весь перечень наших аккумуляторных заводов.

КТО НА НОВЕНЬКОГО?

И тут начинаются прямо-таки чудеса. Или, если больше нравится, «особенности национального рынка аккумуляторных батарей». В отчетах Роскомстата фигурируют только что названные 11 предприятий. В других официальных источниках информации тоже только они. Между тем в России действует еще десяток аккумуляторных заводов, появившихся буквально в последние два-три года. И их присутствие, по крайней мере на вторичном рынке, довольно заметно.

Например, очень неплохо зарекомендовали себя аккумуляторы «Титан». Еще бы! Их выпускает в городе Бор Нижегородской области не кто иной, как «дочка» самого «Эксайда» — первое аккумуляторное производство в России с иностранным капиталом. Предприятие новое, пущено в прошлом году (иностранный партнер, «Тудор», говорят, вложил в него 1,5 миллиона долларов), жаль, что потенциал его и место на рынке пока неизвестны. Впрочем, обещают до миллиона батарей в год.

А вот АО «Шарл» в Лениногорске (Татарстан) принадлежит частному лицу. Некий господин купил подержанное оборудование «Варты» и делает батареи. Объем выпуска, качество продукции науке (по крайней мере, статистике) неизвестны, ведь предприятия как бы нет...

Действует аккумуляторное производство и на заводе им. Дегтярева в Коврове. Но предприятие военное, что и как оно выпускает, не афишируют. Из неофициальных источников известно только, что в 2000 году на нем сделали 230 тыс. аккумуляторов.

Можно перечислять еще и еще, но какой смысл: ни исчерпывающего списка новых предприятий, ни объемов выпуска, ни номенклатуры их изделий у российской статистики все равно нет.

ПОСЧИТАЛИ — ПРОСЛЕЗИЛИСЬ

Но это еще полбеды. Целая беда: невозможно подсчитать, сколько поступает к нам контрабанды. Емкость аккумуляторного рынка России в 2000 году была, по мнению специалистов, 11,76 млн. автомобильных батарей. Отечественные заводы (те, которые «сосчитаны») продали на внутреннем рынке 4,61 млн. аккумуляторов. Легальный экспорт, учтенный ГТК, — 1,91 млн. штук. Значит, из теневого сектора (куда, может, сами того не желая, попали новые предприятия) поступило 5,24 млн. батарей — больше, чем продали российскому потребителю наши предприятия! Учитывая, что никому не подотчетные заводы выпустили едва ли не больше полумиллиона аккумуляторов, цифры контрабанды просто угрожающие!

Почему же продают (а значит, покупают!) контрабанду? С незаконно ввезенными фирменными батареями все понятно — они дешевле «легальных». Но ведь берут неизвестно что только за красивую наклейку! Считая, что иностранное по определению лучше отечественного.

— Главный научно-технический центр автомобильной промышленности России НАМИ и Институт стартерных батарей совместно оценили качество иностранных аккумуляторов, которые продают на нашем рынке, — рассказывает Владимир Солдатенко, президент международной ассоциации «Интербат». Оказалось, ток холодного пуска (при минус 18) соответствует российским у 75% иностранных батарей, а мощность — у 71%. Соответственно 15 и 8% импортных аккумуляторов показали результат хуже, чем наши! Это данные о батареях легковых автомобилей, что касается грузовых — то они еще больше говорят в пользу российской продукции. Добавим к этому, что отечественные аккумуляторы делают из более толстых электродов и более устойчивых к экстремальным температурам материалов, поэтому они зачастую лучше ведут себя в тяжелых условиях эксплуатации.

Так что проблема не в том, что наши заводы не могут делать хорошие батареи. Просто потребитель плохо о них информирован. В итоге огромную часть рынка аккумуляторов, выпущенных в России, «отгрызают» контрабандисты, при том, что большинство российских заводов работает не на полную мощность и, соответственно, с низкой рентабельностью.

В ОЖИДАНИИ ЭКСПАНСИИ

— В отличие от автомобильных заводов, аккумуляторные вполне конкурентоспособны по качеству продукции, не говоря о цене, — считает Владимир Солдатенко. — Но у них плохо организован сбыт.

Так повелось с советских времен, когда аккумуляторы были дефицитом и те, кто ими торговал, кланялся заводам. С приходом рынка оказалось, что предприятия не готовы к нему: нет сбытовой сети, маркетинговой политики, понятий о рекламе. Сейчас, пожалуй, только «АкТех» активно продвигает свою продукцию. Справедливости ради можно отметить еще крупных оптовиков, тесно связанных с производителями (самый известный из них — «Пауэр Интернэшнл» продает автомобильные аккумуляторы семи российских заводов) и вкладывающих деньги в их «раскрутку». Пока наши предприятия поставляют свою продукцию автозаводам, но по сравнению с емкостью вторичного рынка — это капля в море.

Да, ожидать, что разрозненные, сравнительно маломощные наши аккумуляторные заводы (например, в США сейчас вводятся в строй предприятия мощностью 12–18 миллионов батарей в год, в Европе — 8–10 миллионов и, соответственно, менее мощные закрываются) станут заметны на рынке, не приходится. Относительно небольшим российским предприятиям не осилить и дорогостоящие экологические программы (на Западе сейчас первыми исчезают те, кто «погрязнее»), и агрессивную рекламную кампанию. Между тем производство автомобильных аккумуляторов у нас не только не укрупняется, а еще больше дробится, возникают новые маленькие заводы, оттягивающие на себя часть рынка, причем не иностранных, а наших производителей.

Значит, если ситуация будет развиваться по сегодняшнему сценарию, очень скоро настанет время, когда российские аккумуляторные заводы должны будут закрыться. Потому что, закончив передел своего рынка, иностранные монстры неминуемо придут к нам. И «разведка боем» уже началась. СП под Нижним Новгородом — не единственное предприятие, построенное при участии иностранных инвестиций. В Жигулевске «Тудор» построил еще один завод. Значит, вместе со своей дочерней фирмой в Россию уже входит «Эксайд», а это серьезно. И пусть пока мощности его предприятий у нас несравнимы с тем, что вводятся в Америке, — это только начало. Похоже, экспансия американцев на наш рынок не за горами.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии