Ford Focus, Hyundai Solaris, Lifan Solano: от Невы до орды

Мосты… Сколько же их пройдено, самых разных – через Волгу, Дон, Ахтубу, Теберду, Кубань, Воронеж и Неву, не говоря уже о прочих реках и речушках. Все и не упомнишь. А самый длинный, в несколько тысяч километров, мост между тремя российскими автозаводами прокладывали М. Гомянин, М. Гзовский, А. Крапивин, М. Кулешов, Г. Емелькин, Е. Михалкевич и В. Жаринов.
Ford Focus, Hyundai Solaris, Lifan Solano

МАРШРУТ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – МОСКВА – РОСТОВ-НА-ДОНУ – ЧЕРКЕССК – ЭЛИСТА – ВОЛГОГРАД – СЕЛИТРЕННОЕ – ВОЛГОГРАД – МОСКВА, 5732 КМ.

Откровенно говоря, ради старта и нескольких фото в Питер, на заводы «Хёндай» и «Форд», ехать не хотелось. Желание отбивает 12-часовая дорога, из-за которой лирика общения с величественным городом и его белыми ночами напрочь исчезает. Но прозвучало начальственное «надо!», подкрепленное совсем не лишним километражом и идеей «моста». Ну а конечным (хотя правильнее все же сказать – промежуточным) пунктом маршрута наметили Черкесск, родину третьего участника – «Лифана-Солано» (три автомобиля начали совместную программу тестов год назад, на марафоне «60 часов ЗР», и продолжили зимой – см. ЗР, 2011, № 10; 2012, № 2).

Мы быстренько сгоняли в Питер и после смены части водителей приготовились к броску на юг. Тут-то и захандрил «Форд» – вдруг запел правый ступичный подшипник (рановато: 31 000 км). Деталь быстро заменили по гарантии, вместе с начавшим потеть сальником полуоси.

В дефектах должен быть баланс: едва в Черкесске на «Солано» установили брызговик взамен оторванного еще зимой, как та же деталь отвалилась у «Фокуса».

ЮЖНАЯ ПРЯМАЯ

Кропоткин, Лермонтов, станица Кущевская (символ недавнего зла, а с виду благополучный, чистенький городок) и частые указатели на Грозный, Махачкалу, до которых, кажется, уже рукой подать. Бесконечные ремонты дороги, вдобавок второй отрезок пути, после ночевки в Ростове, против ожиданий оказывается очень загруженным и медленным. Днем раньше трасса «Дон» порадовала бодрым ритмом и хорошим покрытием, по крайней мере почти до Ростова-на-Дону. Конечно, есть еще заторы на объездной под Воронежем. Да и в районе Шахт темп резко падает: то и дело попадаем на отрезки узкого и битого асфальта. Ситуацию усугубляли колонны военной техники, что шла в пострадавший Крымск. Но в целом первая тысяча-полторы пройденных от Москвы километров далась легко, что сказывается и на отношении к машинам.

Судя по асфальту и разметке, это дорога на Питер. Ну а вереницы грузовиков нынче встретишь почти на любой российской трассе.

Главная претензия к «Фокусу» да и к «Солярису» – отсутствие в коробке экономичной и одновременно тихой шестой передачи. Особенно «старается» «Хёндай», у которого при крейсерских 120 км/ч стрелка тахометра время от времени подбирается к 4000 об/мин – тогда уж с гулом мотора не сживешься. Водители отмечают и громкий звук мотора «Лифана», сопровождаемый при разгоне дребезгом обивки и далеко не самыми впечатляющими динамическими характеристиками, особенно при включенном кондиционере.

Невнятные и неэффективные на фоне других машин тормоза, тугое сцепление, расхлябанное поведение на дороге, ужасная эргономика, слишком мягкая, то и дело допускающая раскачку кузова задняя подвеска. Пересадку за руль «Солано» воспринимаем как наряд вне очереди – нравится не нравится, а дневную смену отсидеть надо.

У «Фокуса», напротив, отменная посадка за рулем, приличные акустический комфорт и управляемость. На ровной – да и не очень – дороге за рулем совершенно не устаешь. Поругиваем лишь слишком вялые, особенно на фоне напряженно трудящегося кондиционера (за бортом под 40 ºС), реакции на акселератор.

«Хёндай-Солярис» по сравнению с «Фордом» проще. Мотор любит обороты, становясь задиристым лишь после четырехтысячной отметки, да и все остальное на ступеньку ниже, чем у «Фокуса», хотя и добротно. Помимо акустического дискомфорта на трассе доканывают частые остановки на заправку. Топливный бак объемом 43 л и расход под восемь – не лучшие попутчики. Поэтому рация то и дело оповещает всех прочих: «Запас хода у «Соляриса» – 80 км».

ЗДЕСЬ НАМ НЕ РАВНИНА

Горы давно позади, но до сих пор на губах ни с чем не сравнимый вкус настоящей природной воды, вот так запросто несущейся бурлящим потоком откуда-то с вершины.

Ford Focus, Hyundai Solaris, Lifan Solano

Домбай, Тебердинский заповедник, потрясающий воздух и дивные красоты, а к ним – узкая извилистая дорожка, уходящая на ту сторону. Это на карте она казалась проезжей аж до самых снежных гор. На самом деле граница куда ближе, чем ожидали. Еще немного, и где-то там Панкисское ущелье – бывшая Грузия. Местные егеря утверждают: до моря напрямую километров пятьдесят, когда-то туристические группы ходили туда пешком. Ну а ныне все ждут туннеля, призванного открыть Карачаево-Черкесии выход к морю.

Черкесск запомнился комфортной и совсем не жаркой погодой, отменным шашлыком и доброжелательными заводчанами. Есть в атмосфере небольших предприятий что-то домашнее!

Но мы поехали дальше, за настоящей жарой – через Элисту на Волгоград, встречающий не только карантинными постами (африканская свиная чума), но и вдрызг убитыми дорогами, особенно в самом городе. На этом фоне в Ставропольском крае да и в Калмыкии – прямо-таки автобаны.

Здесь же – полоса препятствий, на которой прежде всего «Солярис», а за ним и все остальные загремели на поперечных трещинах подвесками так, что пришлось резко снижать темп.

На градуснике опять под сорок, самое время дать «кондеям» окончательную оценку.

Не рекорд, конечно, но впечатляет. Солнышко под Астраханью жаркое.

ДО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Когда всё намеченное сделали, скромно выполняющий свою работу фотограф начал с горящими глазами рассказывать про татаро-монгольский (правда, киношный) город, построенный на берегу Ахтубы, недалеко от населенного пункта Селитренное. Настоящие развалины (здесь ведутся археологические раскопки) его не интересуют, а вот декорации к фильму, оставленные для привлечения туристов, – очень! Прикинули: всего-то километров триста пятьдесят туда, столько же обратно... Едем в Сарай-Бату!

Сарай-Бату встретил не только жарой, но и целым комплексом развлечений.

Здесь настоящая жара и пусть неоднозначное, но запоминающееся впечатление от «древней» архитектуры, которая на фото величественнее, нежели в натуре. У «Солано» на проселке впервые дает сбой кондиционер и начинает перегреваться двигатель. Его температурный предел теперь знаем, но машина не встала.

Посмотришь на фото – древний город. На самом деле высококачественные декорации.

На обратной дороге трасса М6 километрах в ста за Волгоградом становится разбитой вдребезги. А еще бесконечные ремонты с реверсивным движением, где зачастую простаиваешь по пять-десять минут. Загремели подвески, закачались кузова – люди и машины как-то приуныли. Но это неприятное ощущение проходит, вспоминается лучшее и самое интересное. А в голове уже планы на следующие «забеги»...

В ОЖИДАНИИ ПРОХЛАДЫ

- В «Хёндай-Солярис» все просто, логично и эффективно. Тем более что мы, учтя прошлогодний опыт, поставили салонный фильтр. Но, как и зимой, «Солярис» совершенно не продувается встречным потоком воздуха. Поэтому даже на высокой скорости приходится включать вентилятор, который на первой скорости почти не дует. Cтавим четверку.

- «Форд-Фокус» ведет себя отлично. Выставишь желаемую температуру, нажмешь Auto – и порядок. Причем не важно, стоит автомобиль в пробке или летит под всеми парусами. И еще: только у «Форда» компьютер показывает забортную температуру.

Охлаждение салона: статика (9 мин.) + динамика (30 мин.). Кондиционер включен, рециркуляция выключена. «Солярис», «Солано»: вентилятор – среднее положение. «Фокус» – положение Auto, +22 ºС.

Изменение температуры в зоне головы водителя.

Изменение температуры в зоне головы заднего правого пассажира.

СПРОСИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Отвечает Сергей КИРИЛЛОВ, вице-президент «Форд Соллерс» по коммуникациям и связям с общественностью.

– Россия – один из ключевых рынков для «Фокуса», поэтому при его разработке учитывалась специфика эксплуатации в российских условиях. Наши исследования показывают, что покупатели ценят эту модель не в последнюю очередь благодаря эталонной управляемости. Именно поэтому инженеры подбирали настройки так, чтобы автомобиль сохранял отточенные реакции на дорогах различного качества и обладал при этом достаточным дорожным просветом, который у «Фокуса» не меньше, чем у большинства конкурентов. Более того, в конструкции переднего бампера предусмотрена неокрашенная нижняя часть, которая не сильно страдает при легких контактах с препятствиями.

– Мощность двигателя нашего «Фокуса» 125 л.с., при этом машина вялая, особенно с полной загрузкой и включенным кондиционером. Может, заводу стоит что-то поменять – например, прошивку компьютера?

– Мы учли эту особенность новых «фокусов», поэтому с декабря 2011 года все версии машины с моторами 1,6 л имеют измененные настройки двигателя и оснащаются механическими коробками передач с иными передаточными числами, которые обеспечивают улучшенный разгон. К тому же ощущение недостаточной динамики может быть связано с тем, что «Фокус» третьего поколения снабжен отличной шумоизоляцией, скрадывающей ощущение скорости.

– В дальней дороге явно не хватает шестой передачи. У «Форда» есть такая коробка, однако идет она только на самую мощную версию. Не планируете включать ее и в бюджетные комплектации?

– Для нас одно из основных условий – удержать цены на приемлемом уровне. Установка 6-ступенчатой коробки передач привела бы к неизбежному удорожанию модели, поэтому такая опция не планируется.

– Выбор трансмиссий ограничен пятиступенчатой механикой и роботом PowerShift, к работе которого есть претензии. А если предложить традиционный автомат?

– Коробка передач PowerShift является последним словом в области трансмиссий, что вполне соответствует имиджу «Фокуса» как высокотехнологичного автомобиля. Она обладает целым набором преимуществ перед обычным автоматом с точки зрения конструкции, экономичности, скорости переключения и т. д. Иногда в материалах о коробках такого типа некоторые недостатки излишне подчеркиваются, а вот достоинства, наоборот, остаются в тени. Было бы интересно спросить владельцев автомобилей с коробкой PowerShift: хотели бы они поменять ее на традиционный автомат? Или посадить человека, водившего автомобили исключительно с механикой, на автомат и на PowerShift – к какой трансмиссии он привыкнет быстрее?

– Ваша откидная эмблема спереди в предыдущем «Фокусе» вызывала немало споров. Теперь появились претензии к неудобному клапану горловины бензобака, заменившему пробку. Для России явно нужно что-то попроще…

– В обычных условиях эксплуатации система Easy Fuel не может негативно повлиять на удобство, особенно если говорить об автомобилях с бензиновым двигателем, на которые приходится 99% продаж «фокусов». Все заправочные пистолеты для бензина стандартизованы. Использование системы позволяет избежать двух неприятных операций – откручивания и закручивания крышки горловины бензобака. Помимо этого она предоставляет целый ряд дополнительных преимуществ: невозможно перепутать тип топлива, слить бензин из бака и т. д. Единственное неудобство может быть связано с заправкой из канистры, но в реальной эксплуатации к ней прибегают крайне редко.

– Красная звездочка, сигнализирующая о низкой температуре на улице, находится на панели приборов. Не противоречит ли это общим принципам эргономики? Ведь красный цвет – символ неисправности, а Россия – холодная страна...

– Данное решение применяется на всех без исключения европейских «фордах» как свидетельство заботы компании о безопасности. Наверное, немного избыточной в российском климате, но тем не менее…

– Многие отмечают: третий «Фокус» теснее предыдущего. Что думают по этому поводу разработчики?

– Разные возрастные категории – разные мнения и взгляды. Продажи «Фокуса III» растут, обгоняя показатели предыдущей модели. Ну а тем, кому хочется больше места, рекомендую обратить внимание на «Фокус»-универсал, тем более что доля выпуска этой версии сегодня достигла уже 15%. Действительно, «Фокус» нового поколения отличается от предыдущего дизайном – и машина визуально может показаться более тесной, хотя замеры доказывают, что значительной разницы нет.

Маленькое дополнение: с сентября у тех, кому важны размеры багажника, появляется возможность выбора между полноценной запаской и докаткой. Ту или другую опцию можно заказать еще на этапе покупки автомобиля.

Отвечает Денис САЕНКО, руководитель технической службы «Лифан Моторс Рус».

– Сегодня на «Лифан Моторс Рус» возложены дистрибьюторские функции. Ведутся активные работы по локализации производства в России, а точнее, в Южном федеральном округе; предусмотрено в том числе и изготовление у нас деталей интерьера. Что же касается «Солано», то ждать изменений осталось недолго, ведь этой модели предстоит рестайлинг и в октябре-ноябре у дилеров появятся автомобили не только с новым двигателем, но и со значительно переработанным интерьером.

– После года эксплуатации на редакционном автомобиле появились признаки коррозии. Да и качество окраски оставляет желать лучшего... Ведутся ли работы в данном направлении?

– Мы постоянно работаем над этим вместе со специалистами «Лифан». Новые материалы, грунты с лучшими проникающими способностями… В принципе уже сегодня в Черкесске активно используют те же лакокрасочные покрытия и их компоненты, что и на заводе «Хёндай» в Санкт-Петербурге.

– Система отопления и вентиляции работает своеобразно: зимой вдруг дунет холодом, а летом, наоборот, долго и неохотно выходит на режим кондиционер. Это особенность конкретной машины? И как с этим бороться?

– Вновь предлагаю дождаться рестайлинга – многое изменится в лучшую сторону. Ну а ваши претензии к кондиционеру справедливы и связаны с недостаточной производительностью компрессора.

Надо полагать, кожа на сиденьях «Солано» – это престижно. А как быть с мокрой спиной водителя?

– Зимой замерзал на ходу трос газа – петля в моторном отсеке. Какие меры приняты?

– Это мы связываем с неправильной транспортировкой компонентов автомобиля из Китая (примерно полтора месяца морем). Замечание принято, в конструкцию троса привода акселератора внесены изменения, в том числе для лучшей защиты от влаги.

– Педаль сцепления, работающая лишь по принципу «включено-выключено», – это дефект?

– Скорее всего, дефект конструкции (шток привода сцепления не соосен цилиндру). В любом случае необходимо взглянуть на ваш автомобиль. (После посещения станции обслуживания в Черкесске на «Лифане» заменены главный и рабочий цилиндры привода сцепления. Работа привода заметно улучшились. – Прим. авт.)

– Приемная труба выпускной системы ослабла в 60-часовом марафоне, а затем и в пробеге. Планируются ли изменения в конструкции?

– Не очень удачно подобраны конструкционные материалы. Работаем в данном направлении.

– Плохо закрываются задние двери – что делать?

– Увы, это особенности штамповки одного из китайских поставщиков кузовных деталей. Производитель учел замечания, в технологию внесены изменения.

– Подвески у «Солано» комфортные и неожиданно длинноходные. Проводились ли работы по их оптимизации для России? Если да, то кем?

– «Солано» адаптировали к дорогам России, но в Китае. Там свои представления о комфорте и скоростных режимах, выбираемых водителями. По их мнению, мягкие, длинноходные подвески – главное в этой машине. Может быть, даже в ущерб управляемости.

– Планируете ли ставить коробку-автомат?

– Скорее всего, это будет не традиционный автомат, а вариатор CVT. И появится он на «Солано», а заодно и на «Смайли» в следующем, 2013 году.

– Ближайшие новинки от «Лифана»? Когда предложите кроссовер?

– Кроссовер Х60 появится у дилеров уже осенью этого года. У него на вооружении двигатель 1,8 л с изменяемыми фазами газораспределения (аналог тойотовского мотора VVT-i), передний привод и 5-ступенчатая механика. Кстати, тот же мотор поставим на «Солано». Обновление ожидает и «Лифан-Бриз».

Отвечает Юлия ТИХОНРАВОВА, PR-менеджер «Хёндай Мотор СНГ».

– Совершенствование всех узлов автомобиля идет непрерывно.

– Почему в холодное время запотевает заднее стекло? Многие владельцы «солярисов» на это жалуются...

– Заднее стекло запотевает из-за выпадения влаги на более холодную, чем воздух, поверхность стекла. Это происходит во многих автомобилях. Необходимо должным образом настроить обдув, обогрев и кондиционер, выбрав оптимальный режим.

– Решена ли проблема некорректной работы датчика запаса топлива, дающего на высоких скоростях неверные показания? Или это особенность только нашего «Соляриса»?

– По поводу датчика уровня топлива были единичные случаи обращения в нашу клиентскую службу. Неполадки устранили путем изменения технологии установки датчика в бак, модернизации его конструкции и обучения рабочих на линии сборки.

– Как планируется дальнейшее развитие семейства «Солярис»? Новый тип кузова, появление современного автомата, дополнительные опции?..

– Мы стремимся предложить покупателям наиболее востребованный продукт, проводя в том числе различные исследования предпочтений россиян. Результат – появление новых опций. Например, с 2012 года «Солярис» оснащается камерой заднего вида и внутренним зеркалом с затемнением. Что касается «Соляриса» с кузовом универсал… Изначально автомобиль спроектирован только с кузовами седан и хэтчбек, поэтому в данном поколении изменения маловероятны.

«Форд-Фокус»: 1,6 л, 125 л.с, 5-ступенчатая механика; средний расход топлива 8,0 л/100 км.

«Форд-Фокус»

Летний экзамен сдан. Машина отлично ведет себя на дорогах России. Правда, с существенной оговоркой: на хороших. Именно на таких шоссе «Фокус» демонстрирует свои лучшие качества, наполняя жизнь водителя радостью от взаимопонимания с техникой и очень неплохим комфортом. А вот на разбитом асфальте и проселках он далеко не так убедителен. Скромный дорожный просвет, невысокая энергоемкость подвесок – слабая защита от российской действительности.

«Хёндай-Солярис»: 1,4 л, 107 л.с. 5-ступенчатая механика; средний расход топлива 8,0 л/100 км.

«Хёндай-Солярис»

Шасси после модернизации ни разу не заставило усомниться в надежности поведения автомобиля на самых различных дорогах. Конечно, иногда «Солярис» трясет совершенно беспардонно, до лязга зубов, особенно на разбитом асфальте, зато в остальном все логично и прогнозируемо. Но шестая передача в коробке и более вместительный топливный бак ему уж точно не помешали бы.

«Лифан-Солано»: 1,6 л, 106 л.с., 5-ступенчатая механика; средний расход топлива 8,4 л/100 км.

«Лифан-Солано»

Задние амортизаторы надо заменять, причем не на родные. С кондиционером и всеми недостатками вентиляции разберутся по ходу модернизации. Вакуумный усилитель, главный тормозной, основной и рабочий цилиндры сцепления поменяли в Черкесске по гарантии. Там же подтянули крепление заднего амортизатора. На обратной дороге у «Солано» появились неприятные вибрации, их диагностика впереди. Увы, до совершенства машине еще далеко.

Ford Focus, Hyundai Solaris, Lifan Solano

Подпишитесь на «За рулем» в