Ученье - свет

УЧЕНЬЕ - СВЕТ

Коллега П. рассказывал: как-то вечером сел за руль "Жигулей" своего приятеля, тогда еще совсем "чайника". Включил фары, а задние "противотуманки" (они, естественно, зажглись одновременно) выключил - погода была вполне ясной. Сигнализатор на панели погас, и хозяин сразу всполошился: "Ты свет поломал!" Он был уверен, что желтая лампочка показывает, работают ли основные фары, и ездил с нажатой клавишей "противотуманок" с того времени, как купил машину. Не ведал он, что сзади при этом полыхают красным секции фонарей...

Чтобы не досаждать соседям на дороге и не нарушать Правила, давайте разберемся, когда и чем должен светить автомобиль.

Вам надо выезжать на работу, пока еще не совсем рассвело. Даже если прекрасно видно дорогу и отдельные машины - включайте фары (как водитель светлой "четверки"), а не габаритные огни (темный VAZ 2104)! То же относится к тоннелям и прочим местам, куда не проникает солнце. Помните - свет нужен не только для того, чтобы видели вы, но и чтобы видели вас! Поэтому, кстати, и днем ближний свет не повредит - хотя бы при оживленном движении (ЗР, 2001, № 11; 2002, № 6).

Разумеется, мы исходим из того, что фары отрегулированы как положено, и корректор находится в нужном положении. Иначе можно ослепить водителей встречных машин. И ни в коем случае не тонируйте фары и фонари - эта красота не только сомнительна, но и вредна! Справа на фото показано, как делать нельзя: ближний свет под пленкой превратился черт знает во что!

К сожалению, многие нерадивые водители пренебрегают "поворотниками", и другим остается только догадываться, что они намерены предпринять. Случается такое и по забывчивости. Лучше довести включение "мигалки" до автоматизма и делать это даже на пустой улице. Кстати, в плотном потоке включенный указатель поворота не только проинформирует о вашем маневре, но и сработает как вежливая просьба: не первый, так третий или десятый вас пропустит.

Вернемся к противотуманным фонарям. Они потому так и называются, что предназначены для условий недостаточной видимости. Подключать их в пару к стоп-сигналам, зажигать ясной ночью (так поступил водитель темной "четверки") запрещено Правилами: в заторе, например, дополнительные довольно мощные лампы будут если не слепить, то раздражать едущих позади водителей. Да и "стопы" за ними хуже видны. Иными словами, зажженные не к месту противотуманные фонари не помогут, а навредят!

Обгон - довольно непростой маневр. В особенности опасен ночной обгон на загородной трассе. Представьте: вы приближаетесь к попутной машине и ваш дальний свет может ослепить не только встречных, но и попутных водителей - через зеркало заднего вида. А потому заранее переключайтесь на ближний, пока вас не начал клясть едущий впереди. Одно исключение - коротко поморгать дальним непосредственно перед обгоном, чтобы лишний раз предупредить о маневре. Теперь включайте "поворотник", перестраивайтесь...

Дорогу хорошо видно в дальнем свете "обгоняемых" фар. Поравнявшись, пора сделать рокировку светом: включайте дальний свет, а опережаемый вами автомобиль, если за рулем вежливый и опытный водитель, включит ближний.

Как не потеряться при езде вдвоем ночью, когда напарник уже кого-то обогнал, а вы замешкались, и теперь перед вами вереница одинаковых "габаритов"? Слушайте сюда: обогнав помеху, моргните дальним. Увидев вспышку сзади, ведущий ненадолго включит аварийную сигнализацию. Заметили парные рыжие огни? Держитесь за ними. Кстати, так можно собирать разрозненную колонну.

Подпишитесь на «За рулем» в