РАФ: здравствуй, Latvija!

Самый массовый микроавтобус 1960-х — РАФ.

РАФ

РАФ

Маленькие щетки двигаются по стеклу не просто медленно, а преувеличенно медленно. Но вовсе не потому, что машина латышская. Такова уж конструкция узла 21-й «Волги». Было бы совсем смешно, кабы не ливень…

РИЖСКИЙ МАЛЫЙ

Создание первого в СССР микроавтобуса неслучайно доверили заводу в Риге, ведь автомобильные традиции здесь древние: еще до Октябрьской революции делали «лейтнеры» и «руссо-балты», в 1930-х собирали «форды» и монтировали собственные кабины на советских грузовых шасси, после войны производили полноразмерные автобусы РАФ (Рижская автобусная фабрика) с оригинальными кузовами на газовском шасси. Так что в прибалтийской республике были соответствующие инженерные и рабочие кадры.

Первый микроавтобус построили к московскому Фестивалю молодежи и студентов — потому и назвали «Фестиваль». Однако производство машин нового для СССР класса шло совсем не гладко. Автобусы с двигателями «Победы» (РАФ-10) и «Москвича» (РАФ-08, — таких создали совсем немного) имели несущий кузов. Не самый удачный: он требовал повышенного внимания, усиления и доводки. Кроме того, подвески, тормоза, рулевое управление легковых машин с трудом справлялись с нагрузками куда более тяжелого 11-местного автобуса.

Эта проблема преследовала рижан все четыре десятка лет, пока завод строил автобусы. Впрочем, тут не их вина: унификация была обязательной, любая попытка от нее уйти пресекалась сверху.

В 1958-м на рижской улице Дунтес начали выпуск модернизированного РАФ-977, дав ему не требующее перевода имя Latvija.

РАФ

РАФДля прохода в заднюю часть салона одно из сидений откидывалось. Отделка салона, конечно, богаче, чем у серийного рафика, владелец делал машину именно под себя. Но общая стилистика сохранена.
Для прохода в заднюю часть салона одно из сидений откидывалось. Отделка салона, конечно, богаче, чем у серийного рафика, владелец делал машину именно под себя. Но общая стилистика сохранена.

ПРОБЕГ В 1968-Й

У этого двухцветного автобуса сложная и запутанная судьба. По документам, он построен в 1962 году, к нынешнему хозяину попал уже с кузовом модели 977ДМ — с тремя (а не с пятью) боковыми окнами и широкой пассажирской дверью (такой вариант выпускали до 1976-го). Проще перечислить, что от машины дожило до наших дней, чем то, чего не хватало. По сути, автомобиль воссоздан заново. С начала второй жизни «рафик» прошел всего несколько сотен километров.

Кстати, об уменьшительном названии. Помню, как лет тридцать-сорок назад просвещенные мужчины и мальчишки смеялись над дамами, считающими, будто во фразе «За тобой заедет „рафик“ говорится о неком южном госте.

Залезть на водительское место непросто: высоко и надо еще протиснуться между большим волговским рулем и маленьким сиденьем. Его короткая спинка давит куда-то ниже лопаток. Но в целом даже менее тесно, чем ожидал. Нужно только привыкнуть к почти горизонтально расположенному рулю и педалям. Правую ногу, сняв с газа или тормоза, приткнуть сложно. А ведь педали при реставрации даже немного раздвинули — ступня нынешнего владельца машины больше моей.

В середине руля от «Волги» ГАЗ-21 — эмблема РАФа. Говорят, на некоторые машины такие ставили. Даже если это легенда, то в нее хочется верить.
В середине руля от «Волги» ГАЗ-21 — эмблема РАФа. Говорят, на некоторые машины такие ставили. Даже если это легенда, то в нее хочется верить.

Рычагом трехступенчатой коробки передач от ГАЗ-21 орудовать несложно. Даже ходы вполне приемлемые. Правда, ветераны РАФа посмеялись: «Покатался бы на сильно поезженной машине — там поискал бы передачи!».

«Рафик» куда поворотливее, чем я ожидал. Сижу, считай, на колесе — обзор вперед идеальный. Спереди, помимо тонкой стенки с решеткой радиатора, фарами и эмблемой, — ничего. Впрочем, с точки зрения безопасности современные автобусы недалеко уехали от 977-го.

Волговскому 75-сильному мотору нелегко разгонять машину, чья снаряженная масса более 1700 кг. Пусть и микро-, но автобус! А если заполнить его пассажирами и довести массу до паспортных 2550 кг? Тормоза — барабанные без усилителя — тоже очень далеки от современных стандартов. Давить на педаль нужно сильно и загодя.

Вот и шоссе — широкое и не слишком заполненное транспортом. Постепенно прибавляю скорость, но быстрее 80 км/ч ехать не хочется. Высокая машина на узеньких диагональных шинах так и норовит улизнуть с траектории. Только успевай ворочать тяжеловатым рулем с солидным люфтом. А тут еще дождь, с которым еле справляются слабенькие щетки и шумный вентилятор, пытающийся осушить изнутри ветровое и боковые стекла. Чтобы регулировать температуру и потоки в салоне, приоткрыли форточки — стекла дверей не опускаются. А на ранних машинах вместо дверных форточек были сдвижные стекла.

Комбинация приборов — москвичевская.
Комбинация приборов — москвичевская.

Конечно, в годы молодости «рафика» были другие скорость и интенсивность движения. Но дороги уж точно — не лучше. За рулем такой машины место не расслабленному пользователю, а собранному Шоферу!РАДОСТЬ И БЕДА

В 60-е и 70-е годы такие «рафики» привычно дополняли городские и сельские пейзажи огромной страны: служили в государственных учреждениях, иногда возили туристов, но еще чаще мелькали как маршрутки и кареты скорой помощи.

Первые приносили радость помешанным на машинах мальчишкам, — если удавалось уговорить родителей поехать на «рафике», уплатив по 10 копеек с человека, а не по пять, как в автобусе. Особое счастье — оказавшись рядом с водителем (понятия о безопасности тогда были совсем другие), смотреть на мир с этого взрослого места и, краем глаза, на умелые действия рулем, педалями и рычагом коробки.

А вот белые машины с красными крестами и надписями и оранжевой мигалкой на крыше вызывали беспокойство. Особенно если приезжали в родной двор.

РАФ

РАФ

Зато была еще одна радостная модификация «рафика» — автопоезд без дверей и боковых стекол. Такие работали в аэропортах и, на радость детворе, в парках. В комплект парковых радостей, наряду с мороженым и аттракционами, непременно должна войти поездка на автопоезде, ползущем свои несколько сотен метров чуть быстрее спешащих пешеходов.

ПУТЕВКА ВО ВТОРУЮ ЖИЗНЬ

Нынче никто уже не расскажет о первой жизни этого яркого и нарядного «рафика». Немало сил и времени понадобилось, чтобы его возродить. Некоторые элементы и детали хозяин заказывал на свой вкус, не скрывая, что отошел от оригинала. Однако рижские музейщики неспроста дали машине высокую оценку. Подлинные в ней не только главные части и узлы (кузов, основные элементы салона, силовой агрегат, ходовая часть), но и дух того далекого времени, ощущения и воспоминания, рожденные латвийским автобусом. А это трудно измерить лошадиными силами и километрами.

Переменчивая приморская погода опять шалит: после короткого ливня совсем летнее солнце. Вот и «Латвия» побежала веселее, а управлять ею вроде полегче. Мы, кажется, подружились. Не знаю, как ей, а мне — повод для некоторой гордости.

РАФ

РАФ

ЕЩЕ МИКРО-, НО УЖЕ АВТОБУС

Модель РАФ-977 с силовым агрегатом и передней подвеской «Волги» ГАЗ-21 появилась в 1958 году. С 1960-го выпускали модернизированный РАФ-977В, с 1961-го — 977Д со слегка иным дизайном и мотором в 75 л.с. вместо 70 сил. РАФ-977ДМ производили с 1968 года по 1976-й. Эта, последняя версия отличалась в основном кузовом.

На базе стандартного микроавтобуса выпускали туристические машины с люком в крыше, маршрутные такси, санитарные автомобили, автопоезда РАФ-980-979, экспортные и южные версии. В Риге создали прототип фургона РАФ-977К, который лег в основу ЕрАЗа-762. Некоторое время микроавтобусы под маркой ЛАРЗ-977 собирали на Украине, в Луганске.

В начале 1960-х рижские микроавтобусы возили по международным выставкам. Показывали даже на престижном автосалоне в Женеве.

Редакция благодарит Валдиса Гилисаза предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии