Выбираем шипованные шины R14

Мы начинаем традиционную серию тестов зимней резины. В этот раз мы подводим итоги испытаний шипованных шин бюджетного размера.

Первое и второе места занимают давние конкуренты – «Нокиан» и «Континенталь», почти ежегодно обновляющие свою продукцию. Цены (3700 руб.) практически одинаковы, но поскольку Nokian Hakkapeliitta 7 (в русском исполнении) по сумме показателей чуть лучше Continental ContiIceContact, то и соотношение цена/качество у «русских финнов» (3,9) немного привлекательнее, чем у «немцев» (4,0).

Еще один продукт отечественного производства Michelin X-Ice North 2 крепко стоит на третьей позиции, хотя модель уже не новая. Ценник немного ниже – 3300 руб., потому соотношение цена/качество оказалось чуть вкуснее: 3,6.

Старина Gislaved NordFrost 5 (3200 руб.) по стоимости идет четвертым. Однако в наших тестах он, набрав 892 балла, занимает шестую позицию и по соотношению цена/качество (3,6) стоит наравне с «Мишленом». На наш взгляд, народ эту модель покупает больше по привычке, с учетом доброй репутации предшественников. А реальная цена должна быть еще ниже.

Следующий в ценовом рейтинге – Bridgestone Ice Cruiser 7000 (2900 руб.). Свежая модель имеет очень скромные для нашей зимы характеристики. Поэтому занимает лишь восьмую позицию с результатом 829 баллов, хотя по соотношению цена/качество, равному 3,5, лежит совсем рядом с «Мишленом» и «Гиславедом».

Судя по всему, за хорошо раскрученный бренд наши покупатели готовы платить больше. Впрочем, многие ценят повышенную грыжестойкость, помогающую уверенно скакать по дорожным ямам. Наше мнение – эти шины должны быть дешевле.

Продукция «Иокогамы» iceGUARD iG35 (2800 руб.) традиционно чуть дешевле «Бриджстоуна», хотя по характеристикам ему почти не уступает (828 баллов и девятое место в итоговом списке). Соответственно соотношение цена/качество (3,4) более привлекательное. Считаем, ценник опять завышен. Покупатели с благоговением относятся к японской марке, однако на ее шинах значится: «Сделано на Филиппинах». Еще одна причина популярности – участие в гонках WTCC.

Winter Carving Edge от «Пирелли» за 2700 руб. по стоимости лишь на седьмом месте. Но по итогам теста «итальянцы» набрали 912 баллов и вошли в первую пятерку рейтинга ЗР. Очень хороший результат, да и соотношение цена/качество меньше, чем у всех топовых шин, – 3,0. Уважаем! Кстати, проблемы с потерей шипов ушли в прошлое.

Подешевле можно купить корейские Kumho I’ZEN KW22 и российские Nordman 4 – по 2400 руб. «Россиянин» по результатам теста явно привлекательнее: 913 баллов и четвертая позиция, а потому и соотношение цена/ка-чество у него 2,6.

Весьма интересный и выгодный продукт.

Cordiant Sno-Max отечественной разработки еще дешевле – 2200 руб. Позиция в тесте (852 балла и седьмое место) достойна уважения – модель превзошла импортные шины от восточных производителей. Соотношение цена/качество – 2,6.

Самые дешевые шины – Kama Irbis (или 505), их можно купить менее чем по 2000 руб. за штуку. В тесте они недотянули даже до 800 баллов, набрав лишь 776. Прошлым веком их назвать нельзя – модель появилась шесть лет назад, одновременно с Gislaved NF 5, но по характеристикам уже явно не соответствует современному уровню.

Предвижу вопрос: почему не опробовали последние модели Kama Euro 518 и 519? Увы, в самой популярной зимней размерности 175/65R14 их попросту не выпускают, ограничившись старой моделью.

ПО МЕСТАМ

Вместе с «Гиславедом» появилась на свет в 2006 году.

На льду сцепные свойства – и поперечные, и продольные – самые слабые. На снегу продольное сцепление просто никакое. И поперечное очень слабое. Разгон проблематичный, надо не сорвать колеса в буксование, иначе набрать скорость невозможно.

На заснеженной дороге следует ехать медленно: машина сильно рыскает на неровностях, стремится уйти на обочину, в более глубокий снег.

Руль пустой и неинформативный, как в компьютерных гонках. В поворотах машина едет, как ей вздумается, будто руль отсоединен от колес. Может сползти наружу или сорваться в занос и закончить движение разворотом. Усугубляют ситуацию значительные запаздывания, огромные углы поворота баранки и затянутые скольжения.

Движение по сугробам возможно только внатяг, без остановки. Попытка тронуться приводит к самозакапыванию. Задним ходом двигается неуверенно.

На асфальте плавают, требуя постоянной корректировки. Тормозят на мокром совсем слабо, на сухом средне. О комфорте лучше забыть. Сильные шумы, толчки и вибрации даже там, где дорога выглядит ровной.

Расход топлива на скорости 60 км/ч выше среднего, на 90 – повышенный. Выступ шипов и темп его роста в допустимых пределах. Потерянных шипов нет.

+ Средние тормозные свойства на снегу и сухом асфальте.

- Самые слабые тормозные характеристики на льду, разгон и поперечное сцепление на льду и снегу. Слабые тормозные свойства на мокром асфальте. Проблемная управляемость на скользком покрытии, плохая курсовая устойчивость на заснеженной дороге. Сильный шум, очень жесткие шины, повышенный расход топлива.

776 баллов

Допустимы разве для хорошо очищенных дорог.

Появились в 2008 году, через год стали продаваться в России.

Продольные сцепные свойства на обледенелой дороге слабые, поперечные – средние. На снегу разгон удовлетворительный, торможение и поперечное сцепление слабые.

Трогаться с места лучше «шепотом», при разгоне допустимо незначительное буксование. По заснеженной прямой идут ровно, без замечаний. На снегу поведение машины не очень понятно – снос наружу или занос и уход внутрь. Переход в скольжения резкий и неожиданный. Скольжения длительные.

На льду поведение более стабильное: только занос, но очень резкий. В глубоком снегу проваливаются при троганье и стремятся закопаться. Трогаться лучше внатяг, двигаться – с легкой пробуксовкой. Увлекаться движением по целине не стоит: можете заехать туда, откуда задним ходом выбраться не сумеете.

На асфальтовой прямой держатся хорошо, однако при корректировке направления напрягают задержки в реакциях.

Тормозные свойства на мокром асфальте средние, а на сухом – самые плохие. Сильно гудят и воют, на неровностях ощутимо встряхивают.

Расход топлива небольшой при любой скорости. Выступание шипов и его изменение в пределах нормы.

+ Небольшой расход топлива, хорошая курсовая устойчивость на заснеженной дороге, удовлетворительная – на асфальте, неплохая плавность хода.

- Посредственные тормозные свойства на льду и снегу, поперечное сцепление на снегу. Самые слабые тормозные характеристики на сухом асфальте. Сложная управляемость на зимней дороге, повышенная шумность, слабая проходимость.

823 балла

Подойдут для очищенных, частично заснеженных и слегка обледенелых дорог.

На льду продольные сцепные свойства очень слабые, поперечные – средние.

На снегу баланс немного другой: разгон и поперечные свойства удовлетворительные, а торможение плохое. Стронуть машину с места можно с буксованием, затем его лучше прекратить, так как набрать скорость удается, только двигаясь внатяг.

По заснеженной дороге машина сильно рыскает, норовит уйти с траектории в сторону глубокого снега. В поворотах поведение более четкое, руль плотный, понятный, начальные реакции незамедлительные. Однако скорость на любом покрытии ограничена заносом. Глубокий снег не любят, с трудом двигаются вперед, задним ходом выбраться из снега вряд ли получится.

На асфальте тоже торопиться не стоит: рыскания, требующие постоянной корректировки, большие углы поворота руля и «резиновая» стабилизация с затухающим подруливанием задней оси то в одну, то в другую сторону.

На сухой дороге останавливаются очень хорошо, на мокрой же тормозной путь самый большой. Комфорт оставляет желать лучшего – сильно встряхивают на любых неровностях. Шумят даже на льду и на снегу.

Расход топлива небольшой.

Шипы, на наш взгляд, излишне заглублены, этим частично объясняются низкие сцепные свойства на льду. Темп роста выступания шипов в норме, потерянных нет.

+ Хорошее торможение на сухом асфальте, умеренный расход топлива.

- Посредственные тормозные свойства на снегу и льду, самые слабые разгон на льду и торможение на мокром асфальте. Низкая курсовая устойчивость на заснеженной дороге и асфальте, плохая проходимость.

828 баллов

Для очищенных, частично заснеженных и слегка обледенелых дорог.

Как и «Иокогама», самая свежая модель.

Год рождения у них один, 2010-й, но «Бриджстоун» в России продается только с 2011 года.

На льду очень неуверенный разгон, удовлетворительные тормозные свойства и поперечное сцепление. На снегу продольное сцепление откровенно слабое. На разгоне теряют ход при малейшей пробуксовке, в которую срываются очень неожиданно. Ходом идут по заснеженной дороге ровно, к курсовой устойчивости замечаний нет. Спешить в поворотах на зимней дороге бесполезно: на льду скорость ограничена заносом, наступающим внезапно и требующим немедленной корректировки.

На снегу машина распрямляет траекторию, причем наружу поворота скользит излишне долго. В сугробах движение недостаточно уверенное, трогаться лучше не буксуя, задним ходом выбираются довольно уверенно.

На асфальте слегка плавают, корректировке направления мешают ощутимые задержки и низкая информативность. Тормозят хорошо и на сухом, и на мокром асфальте.

Шумят очень сильно, неприятный гул и вой издают на асфальте и даже на льду. Любые дорожные неровности отзываются чрезмерными вертикальными ускорениями.

Расход топлива повышенный при любой скорости.

Величина выступания шипов и темп его изменения в норме. Потерянных шипов нет.

+ Хорошие торможение на сухом и мокром асфальте, курсовая устойчивость на заснеженной дороге.

- Слабые тормозные качества на снегу, разгон на снегу и льду, поперечное сцепление на снегу. Повышенный расход топлива, сильный шум, сложная управляемость на зимней дороге.

829 баллов

Для очищенных, частично заснеженных и слегка обледенелых дорог.

Дебют состоялся в 2008 году.

На обледенелой дороге на фоне средних разгона и поперечного сцепления тормозят посредственно. На снегу расклад более логичный: слабый разгон и удовлетворительное поперечное сцепление вполне уживаются с хорошим торможением. Приличный разгон получается лишь внатяг.

На заснеженной прямой рыскают из стороны в сторону. Подруливать довольно сложно, поскольку обратная связь не отличается информативностью. В быстрых поворотах скорость ограничена сносом. Причем скольжение наружу затянуто, восстановления сцепления приходится ждать долго. По сугробам пробираются уверенно, двигаются в любых режимах, не требуют езды внатяг.

По асфальту быстро ехать можно лишь с большой осторожностью, – плавание в пределах полосы вынуждает водителя постоянно корректировать курс. Мешают значительные углы поворота руля и его недостаточная информативность. Торможение на сухом и мокром покрытиях хорошее, результаты сравнимы с показанными «Нокиан». Комфортом не отличаются: громко шумят, бухают на неровностях, озвучивают смену покрытия.

Об экономии топлива придется забыть. Расход топлива при скорости 60 км/ч средний, при 90 – повышенный. Выступание шипов в пределах нормы, темпы его роста тоже. Потерянных шипов нет.

+ Хорошие торможение на снегу, на сухом и мокром асфальте, проходимость.

- Посредственные тормозные качества на льду, разгон на снегу, поперечное сцепление на льду. Повышенный расход топлива при 90 км/ч, невысокая курсовая устойчивость на асфальте.

852 балла

Для заснеженных, слегка обледенелых и очищенных дорог.

Еще один из старичков – модель создана еще в 2006 году, с тех пор продается в России.

Этой зимой смесь обновили. Продольные сцепные свойства на снегу и льду средние, зато поперечные на снегу очень хороши, а на льду – лучшие. Разгоняться надо на грани буксования – так эффективнее.

По заснеженной дороге идут ровно, но «ноль» на руле пустоват, информативности не хватает. Замечания к управляемости незначительные. К начальной фазе поворота претензий нет, но на дуге скорость ограничена то сносом, то заносом, – эта неоднозначность заметно напрягает. В глубоком снегу требуют минимальной пробуксовки, внатяг идут уверенно. Назад выбираются легко.

На асфальте курс ровный, без замечаний, но и без изысков. В тормозных дисциплинах самые лучшие и на сухом покрытии, и на мокром. Комфортность стандартная, хотя отмечено подвывание на асфальте и плотном снегу.

Расход топлива выше среднего при любой скорости. Выступание шипов в норме, за время тестов средняя величина выросла в пределах допустимого, то есть качество ошиповки хорошее. Но в ходе испытаний шины потеряли пять шипов. В прошлом году выпало только два. Тенденция настораживает: раньше за «Гиславедом» такого не замечалось.

+ Лучшие тормозные свойства на сухом и мокром асфальте, лучшее поперечное сцепление на льду, очень хорошее – на снегу. Высокий уровень комфорта, хорошая курсовая устойчивость на любой дороге.

- Средний разгон на любом покрытии, расход топлива при любой скорости выше среднего, незначительные замечания к управляемости, потеря пяти шипов.

892 балла

Проявят свои лучшие свойства в первую очередь на хорошо очищенных дорогах, но не спасуют и на обледенелых и заснеженных.

Созданы в 2008 году, с тех пор их неоднократно модернизировали. Последний раз – в начале этого года.

Тормозные свойства на снегу самые лучшие, на льду посредственные, а поперечное сцепление на том и на других покрытиях тоже среднее. Разгон хорош, причем на любом покрытии. Однако он эффективен только при езде внатяг.

На заснеженной прямой шины удивляют четким курсом, чуткими асфальтовыми реакциями и малыми углами поворота баранки при корректировке направления. Любые повороты проходишь с удовольствием – понимать автомобиль помогают плотный, информативный руль и незамедлительные реакции, а также близкая к нейтральной поворачиваемость. Глубокий снег лучше преодолевать ходом. При троганье шины слегка проваливаются, хотя склонности к самозакапыванию не проявляют. Задним ходом авто выбирается уверенно.

На асфальте тот же четкий курс, как на летних шинах. Плотный руль и малые углы при коррекции курса. Торможение на мокром покрытии среднее, на сухом – откровенно плохое. Шины озвучивают смену покрытия и шероховатый асфальт, старательно передают толчки от неровностей.

Расход топлива скромный.

Выступание шипов в норме, изменение его величины не критично. Потерян лишь один шип.

+ Лучшее торможение на снегу, хорошие разгон на льду и снегу, поперечное сцепление на льду. Скромный расход топлива, отменная управляемость и курсовая устойчивость на любой дороге.

- Слабые тормозные свойства на сухой дороге. Незначительные замечания к проходимости в глубоком снегу и комфортности.

912 баллов

Проявят свои лучшие качества в шоссейных режимах на любых зимних дорогах.

Модель создана в 2009 году, с этого времени продается в России. Состав смеси обновлен этой зимой.

По сцепным свойствам шины схожи с мишленовскими. Хороши на льду и снегу по продольным и поперечным сцепным свойствам, а на переставке оказались даже быстрее своего прародителя «Нокиан». На прямой слегка плавают, требуя постоянной корректировки направления, – держат в напряжении. В быстрых поворотах машиной управлять проще газом, чем рулем: на сброс отвечают ввинчиванием, при добавлении увеличивают радиус.

Снежную целину преодолевают без проблем. Задним ходом уверенно выбираются из любого сугроба. Особенность: предпочитают мягкое, без пробуксовки троганье с места. А уж на ходу можно топтать газ сколько душе угодно, это даже помогает. Больше газу – лучше ход!

На асфальтовой прямой те же особенности, что и на снежной дороге. Незначительные отклонения от заданного направления, требующие постоянного подруливания. Торможение на мокром асфальте хорошее, на сухом – среднее. Уровень шума выше, чем у более дорогих родственников, а плавность хода та же.

Расход топлива скромный при любой скорости.

Выступание шипов и изменение его величины в норме. За время тестов шины потеряли три шипа из передних шин, но вряд ли это критично.

+ Хорошие тормозные качества на снегу, льду и мокром асфальте, разгон на снегу и льду. Отличные поперечное сцепление на снегу и проходимость. Хорошая управляемость на зимней дороге, скромный расход топлива.

- Незначительные замечания к курсовой устойчивости на заснеженной дороге и асфальте, к шумности.

913 баллов

Подойдут для любых зимних дорог и зимнего бездорожья.

Появились в 2009 году. С того же момента на российском рынке.

Обладают хорошим балансом сцепных свойств. Разгон на зимней дороге уверенный в любых режимах, пробуксовка при наборе скорости не снижает его эффективности.

По заснеженной дороге идут ровно, стабильно, не обращая внимания на толщину снежного покрова, неровности и поперечные уклоны, чутко реагируют на корректировку направления. Поведение при прохождении поворотов на снегу и льду понятно и хорошо прогнозируемо; легкая недостаточная поворачиваемость (мягкий снос передка в пределе) вкупе с незамедлительными реакциями на действия рулем.

В глубоком снегу чувствуют себя уверенно, в движении предпочитают буксование. Даже если машина ползет на брюхе, в большинстве случаев все равно вывезут.

На асфальте не спасуют. На хорошей скорости по прямой идут ровно, без задержек откликаются на корректировку курса. Торможение на сухой и мокрой дороге хорошее. Комфортны. Достаточно тихие, разве что слегка разноголосые на асфальте разного качества. К плавности хода претензий нет.

Расход топлива скромный.

Выступание шипов в норме, темп его прироста за время тестирования незначительный. Это говорит о хорошем качестве ошиповки.

+ Хорошие торможение и разгон, поперечные сцепные свойства на снегу и льду. Небольшой расход топлива.

- Не отмечено.

921 балл

Придадут уверенности на любых зимних дорогах и зимнем бездорожье.

Увидели свет в 2010 году и сразу появились в России. В наступившем году обновили резину и конструкцию шипов.

По образцовым сцепным свойствам занимают лидирующие позиции во всех упражнениях на льду и снегу, за исключением ледяного круга. По зимнику идут не вполне ровно, ощутимо тянут машину в более глубокий снег, заметно сползают на поперечных уклонах. Рулевое колесо недостаточно информативно. Управляются неплохо, но с некоторыми особенностями. В крутых поворотах скорость ограничена сносом передней оси, а в пологих, более скоростных виражах проявляют склонность к резковатому заносу, который лучше парировать на малых углах, не давая развиться.

Сугробов не боятся, но требуют определенного стиля вождения: не любят интенсивного буксования, предпочитая движение внатяг. Не всегда способны вызволить машину из снежного капкана задним ходом.

На асфальте курс держат без замечаний. Тормозят на сухой и мокрой дороге очень хорошо, пропуская вперед лишь родственный «Гиславед». Комфортны – повышенным шумом не отличаются. Но ощутимо потряхивают машину на неровностях.

Расход топлива скромный, наравне с «Мишленом», «Нордманом», «Пирелли» и «Иокогамой».

За время тестов выступание шипов не изменилось, ошиповка качественная.

+ Лучшие торможение и разгон на снегу и льду, поперечное сцепление на снегу. Очень хорошие поперечное сцепление на льду и торможение на сухом и мокром асфальте.

- Незначительные замечания к курсовой устойчивости на заснеженной дороге, к проходимости в глубоком снегу и плавности хода.

927 баллов

Понравятся на любых зимних дорогах.

Дебют состоялся в 2008 году, с 2009-го – в России. В начале этого года очередной раз модернизированы по составу резины и геометрии шипов.

Сцепные свойства очень хорошо сбалансированы. Продольные на льду и снегу – практически лучшие. Поперечные на льду – очень хорошие, лучше лишь у «Гиславеда». На снегу – выше среднего. По заснеженной дороге идут ровно, без замечаний, чутко реагируют на корректировку направления. Немного улучшить информативность на руле – и можно ставить девять баллов.

В поворотах четко прописывают заданную траекторию передними колесами, а задние цепляются за дорогу чуть хуже, вызывая незначительную избыточную поворачиваемость. Но достаточно немного добавить газ, и машина ввинчивается в поворот любой кривизны. Глубокого снега не боятся, легко маневрируют. Если машина уперлась бампером в непреодолимый сугроб, выбраться не будет сложно.

На асфальте тоже не пасуют. На высокой скорости идут ровно, тормозят посуху и по мокрому хорошо. Замечаний к акустическому комфорту и плавности хода нет.

По топливной экономичности удерживают лидирующую позицию как при 90, так и при 60 км/ч.

Выступание шипов близко к пределам разумного. Ни одного выпавшего шипа.

+ Отличные тормозные качества и лучший разгон на снегу и льду, высокие поперечное сцепление на снегу и проходимость. Хорошая курсовая устойчивость на любой зимней дороге. Высокий уровень комфорта, экономичны.

- Не отмечено.

944 балла

Добавят уверенности и драйва на любых зимних дорогах. Помогут сэкономить топливо при любой скорости.

ИТОГИ

Таблицы открываются в полный размер по клику мышки.

2_no_copyright

2_no_copyright

СРЕДСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ

«Топ файв» (Top five) – лучшая пятерка шинных компаний по годовому обороту денежных средств.

За лидерство постоянно борются Bridgestone Corporation и Michelin. В 2011 году японская компания чуть опережала французскую, за 2012 год данных пока нет.

«Бриджстоуну» принадлежит торговая марка Firestone, «Мишлену» – американский BF Goodrich, французский Kleber, польский Kormoran и сербский Tigar, а также североамериканское отделение Uniroyal.

Первую тройку замыкает американская Goodyear Tire & Rubber Company. В ее состав входят польская Debica, немецкая Fulda, американская Kelly и словенская Sava.

Четвертую позицию занимает концерн Continental вместе с такими хорошо известными в России компаниями, как шведский Gislaved, чешский Barum и европейский (немецкий) Uniroyal. Здесь же американский General Tire, великобританский Viking и австрийский Semperit.

Замыкает пятерку Pirelli Tyre S.p.A. Эта компания недавно стала совсем близка россиянам, так как ныне совместно с «Ростехнологиями» владеет заводами «Амтела» в Воронеже и Кирове.

Подробно о маркировке шин: ссылка

Вместе с автором шины тестировали Антон АНАНЬЕВ,

Вадим КОРАБЛЕВ, Юрий КУРОЧКИН, Евгений ЛАРИН,

Благодарим за техническую поддержку сотрудников полигона АВТОВАЗа,

компанию «Волгашинторг» (Тольятти),

Подпишитесь на «За рулем» в