Mazda3, Honda Civic: искусство самураев

С каждым новым поколением этих автомобилей бой за право называться сильнейшим вспыхивает с новой силой. Автор свел в поединке обновленную «Хонду-Сивик» и «Мазду-3», пережившую легкий рестайлинг.
Mazda 3, Honda Civic

ПЛАН ВТОРЖЕНИЯ

Грамотно организованная кампания начинается задолго до боев с неприятелем. Стратеги-маркетологи думают, каким требованиям должен удовлетворять автомобиль, а верные инженеры воплощают их замыслы в металле и пластике. Нынешним покупателям седанов, претендующих на звание семейных, важен комфорт. У «Хонды» этот аспект на острие внимания. По сравнению с предыдущим поколением длина салона увеличилась на 10 мм, а ширина в зоне плеч – на 75 мм. Ход регулировки сиденья по высоте просто огромен. Но вот спинку я предпочел бы настраивать не рукоятью, а барашком, как в «Мазде». Других претензий к креслам нет. Как и к велюру, которым они обтянуты. Материал несколько старомоден и не так престижен, как кожа, зато хорош и в холод, и в жару.

Стиль космического корабля будущего в новом «Сивике» сохранен. Аудиосистема с крупными кнопками поддерживает футуризм передней панели, однако управление ею требует привыкания. У обтянутого кожей руля удобный хват, но кнопками он перегружен.

Война – занятие дорогое, поэтому необходимо экономить. В «Сивике» лишь один автоматический стеклоподъемник, а пластик отталкивающе жесток везде, кроме верхних панелей дверей. Странно, ведь в хэтчбеке тактильные ощущения гораздо приятней. Однако формы торпедо просто фантастические. В гольф-классе только «Хонда» предлагает столь футуристичный дизайн.

Стратеги-создатели «Мазды-3» пошли схожим путем. Сказываются японские гены! Автомат стеклоподъемника – привилегия водителя. Панели также не подкупают мягкостью, но подогнаны хорошо. Двухэтажная комбинация приборов понятна и не выглядит чем-то чужеродным. Но экранчики в козырьке торпедо будто сняли с пыльных полок военного склада: мелковаты и графика из прошлого века. Измененная подсветка (теперь синяя) смотрится лучше, но все же… Если вытащить ключ из замка зажигания, габаритки не гаснут сами. Лишь после предупреждающего сигнала выключаю их вручную. А ведь тестовый автомобиль оснащен отнюдь не бедно. Такая экономия может отразиться на успехе кампании по завоеванию новых покупателей.

Архитектура передней панели схожа с разработанной для «Хонды-Сивик», но классических решений в «Мазде» больше. На руле так же много кнопок. Флажки блокировки дверей – спорное решение. Приходится сначала тянуть флажок на себя и только потом браться за ручку, чтобы открыть дверь.

В остальном салон – мечта оптимиста! Посеребренный пластик центрального туннеля, светлая ткань сидений. После серой столичной улицы садиться сюда одно удовольствие. И длина подушки достаточна, и боковой поддержки хватает. Есть и необходимое для рослых седоков пространство над головой. Справа от водителя – ролики обогрева передних сидений. Нечасто встретишь такое решение в японском автомобиле.

Задний диван тоже удобен, но, чтобы водрузиться на него, нужно приложить некоторые усилия. Хотя дверной проем и достаточен, ступни застревают между передней стойкой и диваном. В «Хонде» просторнее, ведь ногам пассажиров прибавили 40 мм. Но пространства над головой меньше.

Уменьшение колесной базы на 30 мм не сказалось на удобстве посадки сзади. Но она не самая комфортная в классе.

Видимо, оба производителя посчитали передний край наиболее важным и отвели тылу второстепенную роль. В «трешке» мои колени уперлись в спинку переднего сиденья, в «Сивике» голова подпирает крышу. Хорошо хоть, подлокотники широкие.

Тканевый светлый салон красив, но как долго он продержится чистым – зависит от хозяина. Над головой запас пространства маловат.

ПОДВОЗ ПРОВИАНТА

Ни одна армия не способна эффективно воевать без продовольственного обеспечения. Посему багажник семейного седана должен быть просторным. По этому показателю «Хонда» идет в наступление и выигрывает 12 л. Но внушительные петли съедают часть полезного пространства. В «Мазде» логистика организована практичнее. Петли не мешают, да и с перевозкой длинномеров проблем не будет. Проем широкий, а спинка дивана раскладывается традиционно – из салона. В «Сивике», чтобы увеличить грузовой отсек, нужно потянуть за фиксаторы, расположенные в багажнике. Спорное решение. Если машина стоит в тесном гараже, норматив на погрузку, выставленный тещей, можно и не выполнить.

Погрузочный проем «Хонды» широк. Но усилители кузова ограничивают возможность перевозки длинномеров. Под полом докатка.

В багажнике негде закрепить, скажем, банку омывайки. При интенсивном рулении она начнет летать по корме, встретится с заранее купленным насосом и смешается с продуктами из магазина. Расквартирование семьи на даче будет осложнено. А вот в «трешке» лямки с удобными замками-защелками есть, потому за провиант можно быть спокойным.

Багажник «Мазды» меньше, но компоновка удачнее. В закрывающейся нише слева закреплен домкрат. Окно для погрузки длинномеров больше.

ОГНЕВОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ

Самое время перейти к активным действиям. Сажусь в «Хонду», нажимаю на красную кнопку… Почему вместо звука мотора моргает аварийка? Потому, что кнопка пуска двигателя расположена слишком близко к ступице руля – ее не видно из-за баранки. Вот я и промахнулся. В «Мазде» никаких сюрпризов: поворот ключа – и мотор заурчал. Просто и надежно, как меч катана.

В числе ключевых точек боя – шумоизоляция и короткоходная подвеска, слабые места предыдущего «Сивика». Именно над ними работали хондовские инженеры и, надо признать, взяли эту высоту. При разгоне до 100 км/ч «Мазда» шумнее на 2,2 дБ. Это, на первый взгляд, немного, но в «Сивике» дорожная чехарда приглушенно уходит куда-то назад, а в «трешке» она навязчива, особенно шорох шин.

Двухэтажная комбинация приборов не отвлекает водителя. Подсветка красива и в сумерках не раздражает.

Ходы подвесок «Сивика» стали на 4 мм больше спереди и на 7 мм сзади. Теперь ходовая не вытряхивает душу на неровностях, подобно боевой коннице. Седан стал заметно мягче, семейнее. Это особенно чувствую на фоне плотной и острой в управлении «трешки».

Однако с приобретенной мягкостью «Сивик» не растерял привлекающих водителя качеств. Он, как и прежде, понятен в поворотах. Но острая «Мазда», особенно в S-образных связках, перетягивает симпатии просто молниеносно.

Колодцы приборов – с хорошо читающимися цифрами. Словно оказался в кокпите классического гоночного автомобиля: ничего лишнего.

С двигателем «Хонды» инженеры не совершали революций. Это все тот же атмосферник с прежним крутящим моментом в 174 Н.м, лишь прибавивший пару лошадиных сил. Пятиступенчатый «автомат» споро работает как в «драйве», так и в ручном режиме, когда я перебираю подрулевые лепестки на извилистой лесной дороге. Система стабилизации практически не дает вильнуть хвостом, сразу подтягивая электронный ошейник.

В «Мазде-3» хорошо знакомый 1,6-литровый мотор и старый 4-ступенчатый автомат. Пора бы заменить трансмиссию более современной. Но характеру машины четырехступка подходит. Прежде всего потому, что она честная. Если раскрутить двигатель в ручном режиме, электроника не станет принудительно переключать на более высокую ступень. Есть и привычная спортсменам схема секвентального режима переключений: от себя – вниз, на себя – вверх. У большинства других производителей порядок обратный.

Mazda 3, Honda Civic

До 40 км/ч седаны разгоняются одинаково, и лишь потом более мощная «Хонда» уходит в отрыв. А вот тормозит со 100 км/ч лучше «трешка». Лишь на метр, но в критической ситуации он станет спасительным.

На сей раз в искусстве завоевания покупателей сильнее оказалась «Хонда». Но это не чистая победа, ведь рестайлинг не изменил суть хорошо знакомой «Мазды». «Трешка» взяла паузу, чтобы выиграть время и подтянуть дополнительные силы. И когда на смену нынешней модели придет новое поколение – самураи обнажат оружие снова.

СТЕПЕНЬ ЗАЩИТЫ

Стального листа, защищающего картер двигателя, у машин нет. В «Хонде» – пластиковый кожух со вставкой из легкого металла, который без труда гну пальцами. Похожие щитки закрывают все днище, делая его плоским.

Honda Civic

У «Мазды» почти то же самое, но пластик толще. В моторном щите отверстие для доступа к масляному фильтру. Такие решения призваны уберечь от пыли и уменьшить шум внутри салона. Наши измерения показали, что с последней задачей хондовцы справились лучше. Но «Мазда» показалась практичнее.

Можно установить стальную защиту. Для «Хонды» неоригинальная деталь обойдется примерно в 4000 руб., для «Мазды» дешевле: 2500–3500 руб. У официалов для «Сивика» можно приобрести отдельный пакет (11 500 руб.), включающий защиту, салонные коврики и брызговики. Это на 24% дешевле, чем заказывать всё по отдельности.

Mazda 3

ИДУ НА СБЛИЖЕНИЕ!

Парковочный радар «Хонды» начинает предупреждать водителя о препятствии сзади на 100 мм раньше, чем его собрат в «Мазде». Дальше разница сокращается до 50 мм. Для большей уверенности в «Сивике» есть и камера заднего вида. Парктроник можно отключить нажатием кнопки. В «Мазде» радар включается автоматически, когда рычаг селектора переводят в режим R. «Сивик» победил. Но только благодаря наличию камеры.

ПОВОД СДЕЛАТЬ ХАРАКИРИ

Он, как всегда, в мелочах. Понятно, что там, где нас нет, ровные дороги и образцовая чистота. Но обе машины продаются в России и, следовательно, производителям нужно учитывать отечественные реалии.

Если «трешка» застрянет, вызволить ее гораздо легче, чем «Сивик». Буксировочная проушина без труда ввинчивается в отверстие на переднем бампере. То, что нужно!

Mazda 3

У «Хонды» проушин две, но они слишком глубоко под бампером и дотянуться до них надо еще суметь. Зацепить трос – полдела. Если низкий «Сивик» станет вытягивать, скажем, вседорожник с большим клиренсом, «низко парящий» над землей бампер «японца» можно серьезно повредить. Уж лучше тянуть назад. В корме одна проушина, посередине.

Honda Civic

У «Хонды» нет внутренней ручки багажника. Странно… Деталь копеечная, да и просто удобно с ней. На мой взгляд, для массовой машины это упущение. У «Мазды» есть кнопка, нажав которую можно приоткрыть грузовой отсек. Но чтобы полностью откинуть крышку, нужно браться за ее нижний край руками. После дождя я так и не смог этого сделать, не испачкав ладонь.

Максим Гомянин:

«Характеры у машин разные. «Хонда» стала спокойнее. «Мазда» все такая же азартная. Поклоннику японских марок есть из чего выбрать».

Подпишитесь на «За рулем» в