«Москвич-423Н»: право на отдых

Палатка, рюкзак, походная плита. А если ко всему этому добавить автомобиль, да еще такой… Автор вспомнил времена зарождения отечественного автотуризма.

«МОСКВИЧ-423Н»

«МОСКВИЧ-423Н»«МОСКВИЧ-423Н»
«МОСКВИЧ-423Н»

Из динамиков «Спидолы» (знатоки латышского делают ударение на первом слоге!) — последнего достижения советской радиотехники в целом и рижского завода в частности — слышен хрипловатый, негромкий, но очень родной, задушевный баритон Марка Бернеса или прозрачный голосок начинающей, но уже известной Майи Кристалинской. Ветер треплет листву и норовит сдуть в речку шезлонг — атрибут высшего туристского комфорта. И все это привезено сюда благодаря этому не помпезному и не расфуфыренному, зато симпатичному и трудолюбивому «Москвичу».

ЗА ПЯТОЙ ДВЕРЬЮ

В 1950-1960-е годы слово «первый» по отношению к отечественным автомобилям чаще всего звучало в связи с московским заводом малолитражек МЗМА. Вот и первый универсал родился именно там. Правда, сначала не заладилось. Вернее, машина-то получилась, но серийным деревянно-металлический «Москвич-400-421» не стал. Вероятно, решили, что для работы советским людям достаточно фургона, ну а немногочисленные частники радовались и седану.

По дизайну да и по набору оборудования «Москвич» не уступал большинству зарубежных аналогов.

По дизайну да и по набору оборудования «Москвич» не уступал большинству зарубежных аналогов.По дизайну да и по набору оборудования «Москвич» не уступал большинству зарубежных аналогов.
По дизайну да и по набору оборудования «Москвич» не уступал большинству зарубежных аналогов.

Зато в 1957-м, примерно через год после запуска в производство «Москвича-402», стартовал цельнометаллический пятидверный 423-й, не только вид, но и название кузова которого — универсал — были для советских автомобилистов необычными. Кстати, на заводской табличке нашего «Москвича-423 Н» 1961 года так и написано: «Москвич»-универсал.

Впервые в СССР комфорт легкового авто сочетался с внушительной (для такого класса, конечно) вместимостью. Причем, в отличие от появившейся позже «Волги» ГАЗ-22, которая в частных руках оказывалась крайне редко, «москвичи» не только работали по казенной надобности, но и жили в семьях простых советских автолюбителей.

Флажок над рулем управляет указателями поворотов. Увы, козырек над спидометром покоробился от солнца. Сколько лет прошло!

Флажок над рулем управляет указателями поворотов. Увы, козырек над спидометром покоробился от солнца. Сколько лет прошло! Флажок над рулем управляет указателями поворотов. Увы, козырек над спидометром покоробился от солнца. Сколько лет прошло!
Флажок над рулем управляет указателями поворотов. Увы, козырек над спидометром покоробился от солнца. Сколько лет прошло!

Впрочем, частный автомобиль уже не был чудом. Времена вообще наступили относительно вольные. Советские люди запоем читали не издававшиеся прежде книги, смотрели фильмы, не похожие на все виденное ранее, ходили на удивительные выставки. Одна американская 1959 года чего стоила! Довелось не только увидеть, но и потрогать умопомрачительные, причем самые новые заокеанские автомобили.

Жажда путешествовать, в том числе пользуясь автомобилем, органично вписывалась в картину эпохи. Ведь советские люди имеют право не только на труд, но и на отдых! Вот счастливчики и колесят по Крыму, Кавказу и Прибалтике или просто едут в выходные за грибами-ягодами, на рыбалку. А какой автомобиль (из тех, что были доступны нашим родителям, дедушкам-бабушкам) подходит для этого лучше, чем «Москвич»-универсал?

«МОСКВИЧ-423Н»

«МОСКВИЧ-423Н»«МОСКВИЧ-423Н»
«МОСКВИЧ-423Н»

СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ

Газ, центральное отопление, водопровод с горячей (когда не отключают!) водой. Начало 1960-х — время массового переезда в неказистые коробочки-пятиэтажки с не то чтобы очень просторными, зато благоустроенными, а главное — отдельными (после коммуналок-то!) квартирами. Многие горожане обзавелись даже холодильниками и телевизорами. Не смейтесь: родители, а тем более бабушки тех, кто отведал этой роскоши на рубеже 1950-1960-х, часто относились к транжирству детей без одобрения.

Этот «Москвич» в начале 1960-х — верх основательности и комфорта. Да что там 1960-е! Еще лет пятнадцать назад в глубинке на таких просто ездили. Не считая машину раритетом, перевозили все, что влезет, а иногда и то, что влезало с трудом. А уж полвека назад она действительно соответствовала не только скромным советским, но и, как говаривали некогда, мировым стандартам. Потому-то «москвичи» неплохо покупали не только в социалистических, но и в капиталистических (в основном скандинавских) странах. Тогда верхне-клапанный мотор мощностью 45 л.с. и четырехступенчатая коробка были вполне современны. Передняя подвеска — независимая, причем на шаровых опорах (правда, резино-металлические сайлент-блоки на 407-м и его модификациях ставили только на нижние рычаги, верхние крепили на резьбовых втулках), амортизаторы — телескопические. Приличная печка гонит в салон теплый воздух, мурлычет радиоприемник. Чего еще?

По современным меркам багажник невелик. Отсутствие потайных отсеков владельцы компенсировали множеством карманов в заботливо надетых на сиденья чехлах.

По современным меркам багажник невелик. Отсутствие потайных отсеков владельцы компенсировали множеством карманов в заботливо надетых на сиденья чехлах.По современным меркам багажник невелик. Отсутствие потайных отсеков владельцы компенсировали множеством карманов в заботливо надетых на сиденья чехлах.
По современным меркам багажник невелик. Отсутствие потайных отсеков владельцы компенсировали множеством карманов в заботливо надетых на сиденья чехлах.

Рачительные хозяева обязательно добавляли толстые чехлы на сиденья с богатым набором карманов, компенсирующим невеликое множество мест для мелочей в салоне. Хорошо бы пристроить на крышу багажник, причем на универсал можно водрузить и нестандартный — длинный. Но такой еще надо сделать. А заядлые туристы даже оборудовали машины преобразователем на 220 вольт!

Большие колеса с бескамерными шинами (они тоже впервые в СССР появились на 407-м) вместе с довольно мягкими подвесками (задняя — на длинных, хотя и усиленных по сравнению с седановскими, рессорах) обеспечивают комфорт даже на проселке. Легкий руль на быструю езду не провоцирует, как, впрочем, и весь «Москвич».

Гонщики-ветераны наверняка усмехнутся. Они ведь ездили на 407-м и по кольцу, и на ралли, гнали машины во все их 60, а то и 70 сил (до такой мощности удавалось форсировать мотор объемом 1,4 л) — и ничего, рулили. Причем и в горах — скажем, на чемпионате СССР в Армении.

На заднем сиденье пусть не очень просторно, но как-то особенно уютно.

На заднем сиденье пусть не очень просторно, но как-то особенно уютно.На заднем сиденье пусть не очень просторно, но как-то особенно уютно.
На заднем сиденье пусть не очень просторно, но как-то особенно уютно.

Впрочем, туристу с его универсалом гораздо больше, чем рафинированная управляемость, важны проходимость и грузоподъемность. С этим у 423-го все в порядке. Минимальный просвет — 190 мм, а под задним мостом и вовсе 200 мм. Ну а из грязи или снега в случае чего машину массой 1030 кг и вытолкать несложно. Вот радиус разворота по нынешним меркам великоват — 6 м. В общем-то, ненамного больше, чем у современных компактов, но они покрупнее «Москвича».

Некоторую неповоротливость 423-го ощущаешь как раз на пересеченной местности, где закладывать большой радиус порой особенно неудобно. Грузоподъемность приличная: по паспорту, если ехать вдвоем, можно взять с собой 250 кг, а если вчетвером — центнер. Тоже неплохо. Что греха таить, «Москвич» перегружали и туристы, и, в первую очередь, дачники, особенно те, что увлекались огородом. Машины терпели — правда, поскрипывали рессорами, а со временем теряли осанку.

Приемником легче управлять пассажиру, чем водителю. Но главное, что в «Москвиче» есть и такая роскошь — «шестиламповый двухдиапазонный супергетеродин»! 

Приемником легче управлять пассажиру, чем водителю. Но главное, что в «Москвиче» есть и такая роскошь — «шестиламповый двухдиапазонный супергетеродин»! Приемником легче управлять пассажиру, чем водителю. Но главное, что в «Москвиче» есть и такая роскошь — «шестиламповый двухдиапазонный супергетеродин»! 
Приемником легче управлять пассажиру, чем водителю. Но главное, что в «Москвиче» есть и такая роскошь — «шестиламповый двухдиапазонный супергетеродин»! 

Но рачительный хозяин, конечно, следил за здоровьем автомобиля — сам или с помощью знакомого механика. Автосервис в СССР — экзотика. Однако, попадая в умелые и чуткие руки, автомобили служили не одному поколению, а порой доживали до наших дней в неплохой форме — как этот светлый универсал.

СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И «МОСКВИЧ»

До наших дней «четыреста двадцать третьих» дожило немного. Их и делали куда меньше, чем стандартных седанов, а эксплуатировали порой жестче. А уж такие автомобили, как этот — нереставрированный, неплохо сохранившийся практически в первозданном виде, — и вовсе наперечет.

Основательность приборов соответствует духу того времени: настоящий автолюбитель постоянно следит за здоровьем своего друга.

Основательность приборов соответствует духу того времени: настоящий автолюбитель постоянно следит за здоровьем своего друга. Основательность приборов соответствует духу того времени: настоящий автолюбитель постоянно следит за здоровьем своего друга.
Основательность приборов соответствует духу того времени: настоящий автолюбитель постоянно следит за здоровьем своего друга.

Прогретый мотор порыкивает ровно, без неприятных посторонних звуков. Передачи переключаются четко, разве что надо чуть приноровиться. Трансмиссия на ходу подвывает ровно так, как должна. И всё сильнее ощущение: этого вполне достаточно — мотора в 45 сил, вполне приличных для размеренных скоростей и здравого смысла тормозов, тесноватого, но зато удивительно уютного салона, палатки и походной утвари, рюкзака, почти не рваного шезлонга и «Спидолы». Признаться, я готов поехать на этом «Москвиче» в дальние края, например, действительно, к морю. Может, еще и случится?

КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

13

13

«Москвич-423» на базе модели 402 выпускали в 1957–1958 гг. с мотором 1,2 л мощностью 35 л.с. и трехступенчатой коробкой передач. Таких автомобилей сделали всего 1525 штук. С 1958-го строили модернизированную версию 423Н на базе «Москвича-407». На машине стоял 45-сильный мотор объемом 1,4 л, а с декабря 1959-го и четырехступенчатая коробка передач. В 1963–1965 гг. производили вариант на базе «Москича-403» — модель 424 с иными элементами отделки, тормозами, некоторыми другими деталями. На базе стандартных универсалов выпускали экспортные версии, а с 1958-го по 1961-й — полноприводный «Москвич-411» (1515 экземпляров). Всего в 1958–1964 гг. выпустили 29 562 универсала 423Н и 424.

Характеристики и модельный ряд автомобилей семейства можно увидеть здесь: Москвич-407, Москвич-423Н, Москвич-410Н, Москвич-411, Москвич-430)

Редакция благодарит Александра и Кирилла Кирилловых

за предоставленный автомобиль

и помощь в организации съемки.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии