Злодейка с наклейкой

ЗЛОДЕЙКА С НАКЛЕЙКОЙ

]

РЫНОК

ЭКСПЕРТИЗА ЗР 

ЗЛОДЕЙКА С НАКЛЕЙКОЙ

Шокирующие результаты нашей экспертизы тормозных жидкостей.

Николай КОЖЕВНИКОВ

Эксплуатационные жидкости для автомобиля — товар расхожий и отнюдь не дешевый. Значит, велик соблазн у мошенников подделать их и погреть на этом руки. О фальшивых маслах мы уже писали (см. ЗР, 1997, № 11). А что залито в яркие бутылки с этикетками «Тормозная жидкость»?

По мнению специалистов, наиболее вероятной причиной аварий в связи с отказом тормозов может быть кипение жидкости в гидроприводе — следствие ее перегрева при длительном и интенсивном торможении. Между тем бурлят в цилиндрах и трубочках, как правило, не истинные тормозные жидкости, а их суррогаты, назвать которые «Росой», «Невой» и прочей «тормозухой» язык не поворачивается. В таких подделках много агрессивных, а потому и опасных веществ. Они вызывают сильное разбухание резиновых манжет, коррозию, вследствие чего поршни подклинивают в рабочих цилиндрах тормозов, колодки не отходят от дисков и постепенно раскаляются. Через пару часов езды такая жидкость в перегретых суппортах закипает, образуя пузырьки пара. Теперь давить на тормоз бесполезно — пузырьки легко сжимаются, педаль упирается в пол и автомобиль движется почти без замедления.

Иногда все обходится благополучно — водителю удается затормозить двигателем или «ручником». Случается, что кто-то, купив смертельное зелье, не воспользовался им, обнаружив, что приобретенная жидкость, к примеру, замерзла в бутылке. Но такое бывает не часто.

Еще каких-нибудь десять лет назад, покупая тормозную жидкость (далее ТЖ), мы были абсолютно уверены в ее надежности. В продажу поступало только то, что одобрено автозаводами, то есть прошедшее комплекс лабораторных, стендовых и эксплуатационных испытаний. Ныне все иначе: подделкам несть числа. Потребность нашего внутреннего рынка в ТЖ достигает 10 000 тонн в год (любой ремонт тормозной системы требует в среднем пол-литра жидкости на прокачку привода). Поэтому и выпускают их сегодня все, кому не лень — оптовые торговцы платят большие деньги — по 1500 долларов за тонну.

Как это ни удивительно, но в отличие, скажем, от производителей продуктов питания или лекарств, тех, кто поставляет ТЖ, никто не контролирует — производством подобного рода жидкостей, оказывается, может заняться каждый. Никаких требований ГОСТа на них не существует, лишь технические условия (ТУ), которые разрабатывает... сам изготовитель. Сочинив эти самые ТУ и получив сертификат соответствия им, можно смело разливать в бутылки что угодно и продавать с этикеткой «Тормозная жидкость».

Привлечь лиходеев из подпольных цехов к ответственности (по статье 238 УК РФ) за «выпуск товара, не отвечающего требованиям безопасности» можно лишь теоретически. Для этого нужно, во-первых, зафиксировать аварию с жертвами или пострадавшими, во-вторых, доказать, что она произошла из-за закипевшей ТЖ и, в-третьих, разыскать и изобличить ее изготовителя. Согласитесь, непростая задача, учитывая, что «черные ящики», как на самолетах, в автомобили не ставят, а суррогаты разливают совсем не там, где производят.

Чтобы выяснить истинное положение дел, журнал решил провести испытание ТЖ нескольких производителей. К работе привлекли специалистов четырех самых авторитетных в этой области организаций. Владимирское НПП «Макромер» (в прошлом НПО «Полимерсинтез») — разработчика лучшей отечественной ТЖ «Роса»; ОАО «Капролактам» (из Дзержинска Нижегородской области) — гиганта химиндустрии (он поставляет ТЖ на конвейеры автозаводов); лабораторию ГСМ ВАЗа (она выносит окончательный вердикт о пригодности тех или иных материалов для своих автомобилей) и, разумеется, НАМИ-ХИМ.

Круг испытаний решили ограничить несколькими импортными жидкостями и с маркой «Роса», среди которых больше всего подделок. Образцы для экспертизы покупали в магазинах и на рынках. Данные лабораторных исследований некоторых из них приведены в таблице. В нижней ее части — требования международных стандартов к ТЖ.

Как видим, международному классу безопасности DОТ-4 удовлетворяют лишь образцы 1, 2 и 3. Жидкости образцов 4 и 6 едва-едва укладываются в уже устаревшие нормы DОТ-3, а образцы 5 и 7 не соответствуют даже им. Если учесть, что ТЖ из разных торговых партий могут несколько различаться по качеству, то не исключено, что и жидкости 4 и 6 не будут в ряде случаев отвечать требованиям DОТ-3 по температуре кипения в увлажненном состоянии. Залив такую ТЖ в гидропривод автомобиля, можно быть уверенным в надежности тормозов в лучшем случае в течение года. Ездить дальше без ее замены рискованно: постепенно поглощая влагу из воздуха, жидкость насыщается водой и температура ее кипения стремительно падает. Кстати, образование паровой фазы, то есть пузырьков газа, в ТЖ начинается за 20–25° до достижения температуры кипения. А это значит, что если цилиндры суппортов нагреются до 120°С (например, после серии интенсивных торможений), то уже недалеко и до «провала» педали. ТЖ солидных производителей (образцы 1, 2 и 3), имея запас от 13 до 33°С по отношению даже к строгим нормам DОТ-4, надежны при любых возможных отклонениях по качеству.

Испытания показали, что жидкости образцов 4, 5, 6 и 7 — это подделки фирменной ТЖ: основу настоящей «Росы» — полностью синтетический продукт «Лапрол» — производит только «Капролактам», и только ему предоставлено право использовать товарный знак «Роса». «Левые» же производители просто смешивают относительно дешевые компоненты, похожие на настоящие, получая некую единую жидкость, близкую по свойствам к устаревшей «Неве», и продают ее под разными названиями в зависимости от места сбыта. В одной области популярнее «Роса», в другой — «Нева»...

Про образец 8 — разговор особый. Это вообще лишь имитация ТЖ, применение которой в гидроприводе смертельно опасно. Какие-то предприимчивые деляги, не попавшие пока в поле зрения компетентных органов, достали этиленгликоль (основу антифризов) и, разбавив его водой, разлили в капролактамовские флаконы, предназначенные для «Росы», — раздобыть фирменную тару в Дзержинске не проблема. Массовое воровство в России, увы, традиция.

Подведем итоги. Если у вас динамичная машина и соответствующий стиль езды, надежнее всего покупать ТЖ именитых западных фирм: ВР, ELF, Shell, STP и др. и только в магазинах официальных дилеров. Иного способа не нарваться на подделку, увы, нет. Стоят такие жидкости от 25 до 50 руб. за пол-литра. Из отечественных только «Роса ДОТ-4» производства ОАО «Капролактам» прошла всесторонние испытания, и только она ныне допущена к применению на автомобилях ВАЗ. «Роса» дешевле импортных ТЖ — от 7 до 15 руб. за пол-литровый флакон.

Жидкостям ведущих мировых производителей «Бритиш Петролеум» и STP можно доверять.

Подлинная, надежная «Роса» от «Капролактама», но в таких же флаконах может быть и смертельная подделка.

Жидкости от «Тенакса» — содержимое одно, этикетки разные. Приемлемы для использования, но с ежегодной заменой на свежую.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии