У меня большое горе — "едет крыша" на трамблере

У МЕНЯ БОЛЬШОЕ ГОРЕ — «ЕДЕТ КРЫША» НА ТРАМБЛЕРЕ

]

РЫНОК

ЭКСПЕРТИЗА

У МЕНЯ БОЛЬШОЕ ГОРЕ — «ЕДЕТ КРЫША» НА ТРАМБЛЕРЕ

Сегодня предстоит «держать экзамен» крышкам датчика-распределителя VAZ 2108, 2109. И не только «обычным», но и более оригинальным — прозрачным.

Александр БУДКИН

Сегодня прозрачные крышки изготовляют многие. На некоторых изделиях красуются эмблемы наших известных заводов, которые ничего подобного раньше не делали. Между тем попытки добиться от продавцов в магазине копии сертификата на их товар вызывают характерную реакцию времен социализма: не нравится — не берите. А когда в наши руки попала прозрачная крышка импортного производства, да еще в фирменной упаковке, мы решили, что обойти стороной эту тему просто нельзя.

Итак, в наших испытаниях принимают участие пять образцов крышек: московского завода АТЭ-2 (бело-серая непрозрачная) — фото 1, крышка неизвестного отечественного производителя (белая) — фото 2, крышка итальянской фирмы КW (черная непрозрачная) — фото 3, крышка неизвестного отечественного производителя (прозрачная) — фото 4 и, наконец, прозрачная крышка из Германии (изготовитель «Ауто-Колекс») — фото 5. Все купленные нами в московских магазинах образцы стоят 25–35 рублей.

ВНЕШНИЙ ОСМОТР

Видимые недостатки были обнаружены у двух из пяти крышек: прозрачная отечественная имела трещину на одном из металлических контактов (так называемый дефект арматуры), а у белой отечественной (неизвестного изготовителя) на внутренней поверхности просматривался шов после литья (по ГОСТу этого быть не должно). Черная «итальянка» поначалу тоже заставила нас усомниться в ее безукоризненности: арматура выполнена не из латуни, а из некоего сплава, похоже, алюминиевого, с защитным покрытием. Сможет ли она выдержать агрессивную среду? Забегая вперед, скажем, что сомнения наши были напрасными. По результатам внешнего осмотра специалисты сделали свои выводы о применяемых материалах (табл. 1).

ПРОВЕРКА НА ПРОБОЙ

Испытания проводились при двух значениях напряжения, первое из которых (25кВ) соответствует минимальным требованиям работоспособности крышек и включено в требования ГОСТа, а второе (35кВ) определяет наличие необходимого запаса прочности и по опыту крупных отечественных заводов должно проводиться всегда. Только после такой дополнительной проверки можно быть уверенным, что независимо от технологических отклонений при изготовлении и от условий эксплуатации требуемые 25 кВ любая произвольно взятая крышка непременно выдержит. Первую часть «электрического» экзамена испытуемые образцы сдали успешно. А вот проверку напряжением 35 кВ выдержали не все крышки — прозрачная немецкая «дрогнула» уже при 26 кВ. Пробой произошел между четвертым и центральным электродами (см. фото внизу).

БЕНЗО- И МАСЛОСТОЙКОСТЬ

Этот тест провалили сразу обе прозрачные крышки. Применяемые при их изготовлении материалы типа поликарбонат или полиацеталий под воздействием бензина и трансформаторного масла покрываются микротрещинами. Последние в дальнейшем прогрессируют и приводят либо к разрушению, либо к заметному снижению изолирующих свойств и последующему пробою. Но и это еще не все. Отечественная прозрачная крышка «села в галошу» со своими контактами: они оказались из алюминиевого сплава, покрашенного под латунь. Краска под действием агрессивной среды облезла, и металл начал чернеть. Такое окисление арматуры в реальной эксплуатации приведет к «свариванию» этих контактов с клеммами высоковольтных проводов и к ухудшению электропроводимости соединения. Рано или поздно менять придется и крышку, и высоковольтные провода.

СТОЙКОСТЬ К ИЗМЕНЕНИЯМ ТЕМПЕРАТУР

Образцы нагревали до +100°С, выдерживали при этой температуре в течение двух часов, охлаждали до —40°С и снова выдерживали два часа, а затем опять нагревали и снова охлаждали — всего 10 циклов. Результат испытаний: обе прозрачные крышки покрылись микротрещинами — испытаний не выдержали.

СПОСОБНОСТЬ

ПРОТИВОСТОЯТЬ ГОРЕНИЮ

Тест состоит в следующем: крышку поджигают внешним источником пламени (можно использовать обычную зажигалку) и смотрят, потухнет образец или нет. Если он продолжает устойчиво гореть — использовать крышку нельзя. Такое требование есть не во всех странах, но для России оно весьма принципиально. Связано это совсем не с тем, что у нас любят копаться под капотом с сигаретой в зубах, а с другим. В условиях плохих дорог и традиционного нашего разгильдяйства «соскакивание» высоковольтного провода с распределителя вполне реально. При этом провод может остаться висеть на резиновом наконечнике, а затем (при определенной величине образовавшегося в цепи воздушного промежутка) между двумя случайно расчлененными контактами по поверхности крышки будет проходить искра. В старых, контактных системах зажигания особых проблем в этой связи не возникало, а вот в бесконтактной системе с более высокой энергией разряда соскочивший контакт при известных условиях способен воспламенить «горючую» крышку. Результат — пожар под капотом. Случаи возгорания негодных крышек датчика-распределителя на VAZ 2108, 2109 уже наблюдались. Выдержали наш тест на «негорючесть» не все крышки: подкачала черная итальянская. По-видимому, у итальянцев нет такого требования к этим изделиям.

Полные результаты наших испытаний показали (табл. 2), что обе прозрачные крышки, как российская, так и немецкая, непригодны по крайней мере по двум параметрам, тогда как «обычные» в основном справились с поставленными задачами. Исключение — горючесть черной итальянской крышки, но за этот прокол, как мы объяснили, упрекать следует не тех, кто их делает, а тех, кто продает в России.

Обращаем внимание на то, что большинство «негорючих» стеклонаполненных материалов имеет белый или бело-серый цвет и именно белые крышки оказались единственными, безупречно прошедшими наши испытания. Закончить рассказ хочется на приятной ноте: сопоставление «обычных» отечественных крышек и их импортных конкурентов за ту же цену внушает определенный оптимизм: качественную продукцию отечественная промышленность выпускать может и в нынешнем состязании с иностранными конкурентами вышла победительницей.

Пробой между четвертым и центральным электродами в прозрачной крышке немецкого образца.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии