Тахометрический этюд

ТАХОМЕТРИЧЕСКИЙ ЭТЮД

]

РЫНОК

ЭКСПЕРТИЗА

ТАХОМЕТРИЧЕСКИЙ ЭТЮД

Цифровые тахометры — приборы или сувениры?

Михаил КОЛОДОЧКИН

С появлением цифровых наручных часов многим казалось, что эра их механических собратьев навсегда ушла в историю. Однако произошло нечто необъяснимое. Проиграв молодому сопернику вчистую несколько первых раундов, механические часы затем нанесли ему сокрушающий удар, отбросив в область дешевых одноразовых изделий.

С тахометрами ситуация несколько иная. Ворвавшись в нашу жизнь на «третьей» модели «Жигулей», тахометры впоследствии почему-то оказались невостребованными ни на «пятерках», ни на «восьмерках», ни на «волгах»... Для измерения частоты вращения двигателя владельцам указанных машин приходилось приобретать крохотные приборчики со «слепыми» шкалами и тоненькими стрелками, которые имели ярко выраженный сувенирный характер и реальной пользы, к сожалению, принести не могли. Природа же, как известно, не терпит пустоты. В результате на рынке появились цифровые тахометры, претендующие на роль настоящих приборов. О том, насколько обоснованы эти притязания, и пойдет дальше речь...

Итак, покупаем недорогой цифровой тахометр для четырехцилиндрового двигателя и попробуем разобраться, что это такое — прибор или игрушка...

В результате поисков было приобретено три изделия: ТХ-290S, TX-310 и FV-Mix. (Любовь отечественных производителей к «ненашенским» названиям носит характер эпидемии и выветрится, по-видимому, еще не скоро). Стоимость всех изделий на момент покупки составляла от 80 до 130 рублей. Внешний вид приборов приведен на фото, а краткие сведения из их технических описаний собраны в табл. 1. 

Покрутим изделия в руках. Первые два — явные «близнецы-братья», производители которых, похоже, стесняются сознаться в авторстве. Инструкция по эксплуатации первого из «близнецов» вместо адреса изготовителя зачем-то сообщает нам название нашей северной столицы, а вторая вообще не содержит никаких подобных сведений. Тем не менее сходство налицо: одинаковые этикетки, идентичные упаковки и описания, а также, увы, невыразительные пластмассовые корпуса с большим количеством облоя... Кроме того, оба изделия содержат черный трехпроводный жгут, на конце которого присутствует так называемый «согласующий блок». Его назначение заключается, скорее всего, в снижении амплитуды сигнала, снимаемого с первичной обмотки катушки зажигания. Интересно, а как протаскивать этот блок из салона под капот?

FV-Мix особым дизайном тоже не блещет, но сделан культурнее. Вместо клейкой подушечки применена многоразовая «липучка». Никаких согласующих блоков здесь нет, а подключение осуществляется через пятипроводный разъем, явно не украшающий конструкцию. Наличие двух дополнительных проводов дает возможность применить изделие на автомобиле с двухкатушечным статическим распределением зажигания, а также на VAZ 1111.

Перед установкой на автомобиль попробуем подключить все три изделия в лабораторных условиях. Запутаться в трех разноцветных проводах довольно трудно, тем более что на всех приборах цвета одноименных проводов совпадают. Однако картинки, иллюстрирующие порядок подсоединения проводов на разных моделях автомобилей, приводятся только в инструкции к FV-Мix.

Включаем питание. Индикаторы изделий ТХ-290 и ТХ-310 вспыхивают зеленым цветом, а на изделии FV-Мix — красным. Для начала «пробежимся» по всему диапазону напряжения питания, проверяя точность работы вольтметров. Полученные данные отражены в табл. 2. В ней жирным шрифтом выделены показания вольтметров в диапазоне напряжений, заявленном изготовителями. (При иных напряжениях они имеют право ошибаться.) Из приведенных данных следует, что в режиме вольтметра оба изделия полностью соответствуют своим паспортным данным.

Теперь займемся непосредственно режимом тахометра. Подаем на все три изделия сигналы с генератора, имитирующего работу прерывателя, контролируя частоту по электронному частотомеру. Показания трех испытываемых изделий (в тысячах об/мин) приведены в табл. 3. 

Получилось нечто интересное. Все три изделия перекрыли свой рабочий диапазон и уверенно добрались до отметки 9900 об/мин. А вот что касается точности, то об этом разговор особый...

ТХ-290, как самый простой из всех, честно отработал с точностью ±10 об/мин примерно до 1500 об/мин, после чего последняя цифра трехразрядного индикатора превратилась в ноль, чтобы не утомлять водителя постоянным «миганием». (На четырехразрядном дисплее это было бы еще заметнее.) Таким образом, снижение точности показаний до 100 об/мин произошло несколько раньше обещанного.

ТХ-310 в общем-то показывал то же самое. Напомним, что его паспортные данные обещали нам точность 50 об/мин после полуторатысячного рубежа. В действительности же опять получилось 100 об/мин, поскольку последняя цифра также превратилась в ноль.

FV-Мix удивил больше всех. Последний разряд его дисплея уверенно работал во всем диапазоне, позволяя хоть как-то отличать 1572 об/мин от 1584 об/мин. Но... вместо обещанных 10 об/мин отклонение доходило до 40 об/мин в допустимом диапазоне изменения частоты. Сложилась любопытная ситуация: изделие не укладывается в собственные паспортные данные, но в то же время превосходит по точности своих собратьев, которые умеют пользоваться тремя цифрами только на низких оборотах двигателя.

Посчитаем по-другому. На частоте 1572 об/мин отклонения всех трех изделий от истины составили соответственно 4,6, 4,6 и 1,3 %. На частоте 690 об/мин — 1,4, 1,4 и 4,3 %. А ведь это очень хороший результат! И если бы изготовители не перемудрили с паспортными данными, то и претензий к ним, в общем-то, не возникло... Аналоговому тахометру от «трешки» такая точность недоступна.

Имитируем резкое нажатие на акселератор и мгновенно «выкручиваем» частоту генератора с минимума на максимум. Все три изделия отрабатывают примерно за одну секунду, успевая при этом отобразить на дисплее какое-то промежуточное значение. Хорошо бы побыстрее...

Пора опробовать тахометры на автомобилях. FV-Mix по своей универсальности здесь вне конкуренции, так как готов сотрудничать практически с любой машиной: от «микропроцессорной „восьмерки“ до „Оки“. Остальные изделия с подобной техникой, к сожалению, не знакомы: двухкатушечные системы и двухцилиндровые двигатели им не под силу.

Подключение всех трех приборов к бортсети автомобиля трудностей не вызывает.

Итак, что же перед нами — приборы или сувениры? Предварительное мнение такое: «по уму» — приборы, а «по одежке» — сувениры. Неплохая электронная начинка, особенно у FV-Mix, вынуждена довольствоваться низкопробным корпусом.

Слева направо: TX-290S, TX-310, FV-Mix.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии