"сел и поехал"?!

«СЕЛ И ПОЕХАЛ»?!

]

РЫНОК

ПРОДАМ — КУПЛЮ

«СЕЛ И ПОЕХАЛ»?! 

Сергей УСКОВ

Умеете ли вы... читать? Точнее — читать объявления о продаже машин?

Информация в объявлениях делится на две части — объективную и субъективную. К первой относятся сведения, как правило, не подлежащие сомнению. А именно: марка автомобиля, модель, год выпуска, цвет и величина пробега. Впрочем, последний параметр часто подвергается «коррекции» — в какую сторону, думаю, говорить не надо. Однако в первом приближении его можно принять (см. ЗР, 1997, № 11, с. 84).

К субъективной можно отнести информацию, косвенно определяющую состояние машины. На этом стоит остановиться подробнее, дабы не тратить время на осмотр заведомо неприемлемых экземпляров. Поскольку объем текста в объявлениях ограничен, продавцы пользуются своеобразным жаргоном, стремясь «впихнуть» все сведения о машине в несколько слов — традиционное описание состояния автомобиля заняло бы полстраницы. Самое распространенное из них — «сел и поехал» (или новомодное, но глуповатое «на полном ходу») — по идее, должно означать полную исправность машины. Иными словами, в нее можно сесть и сразу ездить, ездить, ездить... не задумываясь более ни о чем! На практике же это, как правило, означает не столько пригодность автомобиля к дальнейшей беспроблемной эксплуатации («такая корова нужна самому»), а лишь полную готовность машины к продаже. Чувствуете разницу? Да, автомобиль блестит и сияет, все узлы и агрегаты исправны, в него действительно можно сесть и поехать... Но далеко ли? Ну, в ГАИ, нотариальную контору, до дома, а дальше — уж как повезет. Поэтому к такому выражению нужно относиться критически, а на осмотр брать с собой специалиста.

Коротко охарактеризуем дальнейший список устоявшихся словосочетаний. «Из первых рук» — машину с момента покупки эксплуатировал один владелец, что, скорее, хорошо, чем плохо. Однако люди относятся к вещам по-разному: иной бестолковый хозяин хуже трех аккуратных, верно? «Не видела снега», «зимой не эксплуатировалась» и т. п. — значит, на машине выезжали только летом, что, однозначно, очень хорошо. Таким экземплярам стоит отдать предпочтение. «Гаражного хранения» — даже эта понятная фраза нуждается в разъяснении, поскольку наличие гаража, как ни странно, не всегда положительно сказывается на сохранности машины. Если, например, владелец ездит круглый год, а авто ставит в утепленный гараж, то следствием этого станет быстрое разъедание кузова коррозией из-за конденсации влаги при резком перепаде температур. «Родное железо и краска» — машина не была в крупной аварии, ее не варили газосваркой, не меняли панели и не перекрашивали кузов. Это самые дорогие машины на рынке, но начинать вам, вероятно, следует именно с них.

«Замена железа по кругу», «весь металл новый», «низ хорошо проварен» и т. п. — автомобиль много повидал на своем веку, его эксплуатировали круглый год и, как минимум, проехали 200 тыс. км, а затем, заменив гнилые крылья, пороги, а иногда и двери, перебрав мотор и перекрасив кузов, предлагают вам. На такие экземпляры нужно обращать внимание лишь в том случае, если цена предложения невысока, а ездить вы собираетесь только летом.

«Движок — зверь». Возможно, он «озверел» от большого количества разнообразных присадок, залитых для повышения мощности перед продажей. «Много нового», «все заменено» — при телефонном разговоре с хозяином выясните, что же все-таки имеется в виду. Возможно, заменено лишь то, что влияет на внешний вид (рассеиватели подфарников, «дворники», покрышки) и в сумме составляет незначительный процент от стоимости всей машины.

«На запчасти без переоформления» — совершенно не подходящий вам вариант, поскольку либо авто полностью не пригодно к восстановлению, либо имеются серьезные проблемы с документами — третьего не дано. «Антикор, подкрылки, мовиль» — описание антикоррозионных мер, которые предпринял владелец. Это может служить лишь дополнительным плюсом после осмотра машины, поскольку после покупки антикор рекомендуется делать еще раз. «Музыка — SONY (PANASONIK, JVC и т. д.)» — автомобиль «радиофицирован», что, конечно, неплохо, однако часто это преподносится таким образом, будто вы покупаете не машину с магнитолой, а магнитолу с машиной в придачу. На мой взгляд, купить автомобиль проще без радио, которое впоследствии нетрудно установить самостоятельно, исходя из собственного вкуса и кошелька.

«Много запчастей», «плюс запчасти», «запчасти в придачу» — подобная покупка лет 10 назад была безусловной удачей, поскольку запчасти были дефицитнее, чем сама машина. Сегодня же отделы запчастей открыты чуть ли не при каждом продмаге, не говоря уже о специализированных рынках и развалах. Поэтому здесь целесообразно поступить так. Если автомобиль, который вы собираетесь приобрести, в настоящее время выпускается (или снят с производства совсем недавно), то запчасти к нему брать в придачу не следует (разве что мелочевку), поскольку они будут производиться еще как минимум 10 лет, а то и больше. А поэтому запасаться впрок ни к чему: по закону подлости у вас когда-нибудь выйдет из строя тот узел, которого как раз в запасе не имелось. Другое дело — автомобили, выпуск которых прекращен 10 и более лет назад. К такой технике лучше брать почти все запчасти, кроме тех, которые вам негде хранить. Однако они должны быть только новыми: брать «б/у» не стоит. К автомобилям же выпуска до 1971 года (тогда все автозаводы перешли на новые модели, большинство из которых, в слегка подретушированном виде, мы видим и сегодня на дорогах) — нужно брать все! А зачем вам нужен такой автомобиль? Хотя, впрочем, мое дело рассказать обо всем, к тому же мы отвлеклись от основной темы — чтения объявлений.

Не могу не сказать про такое достаточно распространенное явление, как «комбинированный» автомобиль или, говоря проще, «сборная солянка». Это относится по большей части к «жигулям» всех моделей, поскольку у «москвичей», «волг» и «запорожцев» «комбинировать» почти не из чего. Продукция же ВАЗа имеет большое разнообразие в пределах одной базовой модели (2101), что позволяет использовать различные узлы от более современных моделей (вплоть до 2107). В результате в «копейку» (VAZ 2101, здесь и далее в кавычках выражения, встречающиеся непосредственно в объявлениях) может быть установлен «салон 06» (от модели 2106), «двигатель 03», «бамперы 07» и т. д. К подобным переделкам автор относится крайне отрицательно (кстати, и ГАИ этого тоже не одобряет), поскольку вы вряд ли узнаете, кто и для какой цели занимался таким «тюнингом». Одно дело — для себя, не спеша и с любовью, другое — кое-как, дабы подороже продать своего «железного коня». В результате при необходимости демонтировать, например, бампер выясняется, что он... намертво приварен! Из-под «торпедо 06» полетят искры, так как прежний владелец при установке неаккуратно соединил разрезанную проводку. В любом случае подобный автомобиль побывал в руках «самоделкина», квалификация которого вам неизвестна. Так к чему лишние проблемы? На рынке полно машин, хозяева которых лишь крутили руль да нажимали на педали — вот и берите такую. А коль будет охота да умелые руки в придачу, скомплектуете ее по своему вкусу.

Несколько лет назад, проходя по авторынку, я увидел «Запорожец» (вообще он там редкий гость), на ветровом стекле которого красовался плакатик: «Запорожец» не купил — жизнь интимную сгубил". От неожиданности я просто остолбенел, затем, отсмеявшись, поискал продавца, который куда-то отошел. Естественно, я не собирался прицениваться к его машине, но хотел лишь сказать, что фраза имеет противоположный смысл: именно купив такой "Запорожец", интимной жизни новому владельцу не видать, поскольку возиться он с ним будет и день, и ночь...

Это была шутка, а заключение будет серьезным. Нынешний рынок подержанных автомобилей перенасыщен: машину проще купить, чем продать. Поэтому не торопитесь. По ключевым строкам подобных объявлений выберите наиболее подходящее и лишь потом отправляйтесь на осмотр. Только не удивляйтесь — зачастую то, что придется увидеть, разительно отличается от того, что вы себе представили, читая газету.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии