Кто первый сказал "а"

КТО ПЕРВЫЙ СКАЗАЛ «А»

НА ПРИЗЫ «ЗА РУЛЕМ»

КТО ПЕРВЫЙ СКАЗАЛ «А»

Марк ТИЛЕВИЧ

Это не так важно. Важнее, что за этим последовало.

Мужчина на льду ледового трека — не кто иной, как сам Макс Мосли. Человек № 1 в мировом автоспорте, президент ФИА — Международной автомобильной федерации. Шесть лет назад его запечатлел наш фотокорреспондент во время «Гонки звезд» журнала «За рулем». Пройдет несколько минут, и президент скажет: «Да это же NASСAR — на льду!» Такое сравнение многого стоит. Нет на свете гонок легковых автомобилей, которые могли бы сравниться с американским NASСARом по накалу страстей на трассах и на трибунах. Кстати, шестнадцатью годами раньше предшественник Мосли — Жан-Мари Балестр, тоже побывавший на гонке «За рулем», излил свои эмоции еще более выразительно: «Великолепно! Я увидел прекрасное, незабываемое спортивное зрелище».

Визиты высоких гостей наша федерация автоспорта не случайно старалась приурочить к «фирменной», как тогда ее называли, гонке «За рулем» — ничего более авторитетного и привлекательного в советском, а потом и в российском автоспорте не было. И, как выяснилось, наша вершина оказалась вполне на мировом уровне.

К ней журнал шел, можно сказать, со дня своего рождения. Авто- и мотоспорт — не просто присутствовали на его страницах. Перефразируя расхожее в былое время суждение о предназначении прессы, можно сказать, что «За рулем» был не просто пропагандистом автомотоспорта, но и его горячим организатором.

Еще задолго до того, как в «недрах» редакции родилась идея звездной гонки на зимнем треке с персональным приглашением лучших гонщиков страны, с очень ценными по тем временам призами (комплектами «ниишповской» резины!), с переходящим хрустальным трофеем, трансляцией по телевидению — «За рулем», можно сказать, добровольно отдал себя во власть автомотоспорта.

Листая послевоенные подшивки, мы потеряли счет тем начинаниям, где «За рулем» не просто первым сказал «А», поместив публикацию о чем-то новом в спорте, но и попробовал внедрить это новое на нашей почве.

В пору, когда автомобильные и моторные заводы повернулись лицом к гонкам, ралли, кроссам, редакция учредила переходящий «Трофей заводов». Первые розыгрыши кубков по автомногоборью и мотоболу, мотоциклетному триалу и гонкам на снегоходах, экоралли — все, все шло под эгидой и на призы журнала «За рулем». А еще командный чемпионат мира по мотогонкам на льду на приз «За рулем», слеты «Друзей ЯВЫ», Всесоюзные соревнования школьников-автомобилистов, где тысячи старшеклассников получили водительское крещение! И поныне в редакцию приходят письма, где рядом с фамилией автора стоит: «Бывший участник соревнований школьников на призы „За рулем“.

Сегодня, когда спорт немыслим без спонсорства, привлечения рекламодателей и оплаты всего и вся («деньги — на бочку»), просто представить себе невозможно, что «За рулем» делал все это сам, опираясь на свой авторитет, энтузиазм сотрудников и помощь фанатов спорта в автомотоклубах ДОСААФ, на заводах, транспортных предприятиях.

Понятно, не все начинания ЗР остались в спорте. Что-то не привилось, что-то ушло до лучших времен, а что-то изменилось: прогресс в спорте — его суть. И вспоминаем мы о прошедшем в год юбилея журнала не столько для того, чтобы оглянуться назад. Главное — сказать нашим читателям-любителям спорта: «За рулем» всегда с вами! Обо всем интересном в невероятно увлекательном мире автоспорта вы будете, как и всегда, узнавать с наших страниц, из наших репортажей, статей, сообщений. «За рулем» и автоспорт — неразделимы.

Трофей заводов.

Хрустальный трофей

«Гонки звезд».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии