Кто первый сказал "а"

КТО ПЕРВЫЙ СКАЗАЛ «А»

]

НА ПРИЗЫ «ЗА РУЛЕМ»

КТО ПЕРВЫЙ СКАЗАЛ «А»

Марк ТИЛЕВИЧ

Это не так важно. Важнее, что за этим последовало.

Мужчина на льду ледового трека — не кто иной, как сам Макс Мосли. Человек № 1 в мировом автоспорте, президент ФИА — Международной автомобильной федерации. Шесть лет назад его запечатлел наш фотокорреспондент во время «Гонки звезд» журнала «За рулем». Пройдет несколько минут, и президент скажет: «Да это же NASСAR — на льду!» Такое сравнение многого стоит. Нет на свете гонок легковых автомобилей, которые могли бы сравниться с американским NASСARом по накалу страстей на трассах и на трибунах. Кстати, шестнадцатью годами раньше предшественник Мосли — Жан-Мари Балестр, тоже побывавший на гонке «За рулем», излил свои эмоции еще более выразительно: «Великолепно! Я увидел прекрасное, незабываемое спортивное зрелище».

Визиты высоких гостей наша федерация автоспорта не случайно старалась приурочить к «фирменной», как тогда ее называли, гонке «За рулем» — ничего более авторитетного и привлекательного в советском, а потом и в российском автоспорте не было. И, как выяснилось, наша вершина оказалась вполне на мировом уровне.

К ней журнал шел, можно сказать, со дня своего рождения. Авто- и мотоспорт — не просто присутствовали на его страницах. Перефразируя расхожее в былое время суждение о предназначении прессы, можно сказать, что «За рулем» был не просто пропагандистом автомотоспорта, но и его горячим организатором.

Еще задолго до того, как в «недрах» редакции родилась идея звездной гонки на зимнем треке с персональным приглашением лучших гонщиков страны, с очень ценными по тем временам призами (комплектами «ниишповской» резины!), с переходящим хрустальным трофеем, трансляцией по телевидению — «За рулем», можно сказать, добровольно отдал себя во власть автомотоспорта.

Листая послевоенные подшивки, мы потеряли счет тем начинаниям, где «За рулем» не просто первым сказал «А», поместив публикацию о чем-то новом в спорте, но и попробовал внедрить это новое на нашей почве.

В пору, когда автомобильные и моторные заводы повернулись лицом к гонкам, ралли, кроссам, редакция учредила переходящий «Трофей заводов». Первые розыгрыши кубков по автомногоборью и мотоболу, мотоциклетному триалу и гонкам на снегоходах, экоралли — все, все шло под эгидой и на призы журнала «За рулем». А еще командный чемпионат мира по мотогонкам на льду на приз «За рулем», слеты «Друзей ЯВЫ», Всесоюзные соревнования школьников-автомобилистов, где тысячи старшеклассников получили водительское крещение! И поныне в редакцию приходят письма, где рядом с фамилией автора стоит: «Бывший участник соревнований школьников на призы „За рулем“.

Сегодня, когда спорт немыслим без спонсорства, привлечения рекламодателей и оплаты всего и вся («деньги — на бочку»), просто представить себе невозможно, что «За рулем» делал все это сам, опираясь на свой авторитет, энтузиазм сотрудников и помощь фанатов спорта в автомотоклубах ДОСААФ, на заводах, транспортных предприятиях.

Понятно, не все начинания ЗР остались в спорте. Что-то не привилось, что-то ушло до лучших времен, а что-то изменилось: прогресс в спорте — его суть. И вспоминаем мы о прошедшем в год юбилея журнала не столько для того, чтобы оглянуться назад. Главное — сказать нашим читателям-любителям спорта: «За рулем» всегда с вами! Обо всем интересном в невероятно увлекательном мире автоспорта вы будете, как и всегда, узнавать с наших страниц, из наших репортажей, статей, сообщений. «За рулем» и автоспорт — неразделимы.

Трофей заводов.

Хрустальный трофей

«Гонки звезд».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии