Смена корифея

СМЕНА КОРИФЕЯ

]

СПОРТ И ТУРИЗМ

РАЛЛИ-РЕЙД

СМЕНА КОРИФЕЯ

Уход «Ситроена» не повлиял на характер борьбы в ралли-рейдах.

Сергей ЗИНОВЬЕВ. Фото DPPI

На улице провинциального испанского городка стоял Пьер Лартиг и с унынием взирал на огромную лужу масла, вылившегося из коробки передач его новой машины. И вероятно, проклинал тот день, когда решил «сесть за баранку этого пылесоса» — чудовищных размеров пикапа «Шевроле». На американских «бахах» — тысячемильных гонках по бездорожью — точно такие же автомобили разносят соперников в пух и прах. А тут, смешно подумать, даже до Африки не довез! «Мицубиси» же, словно из какого-то другого металла сделаны, проносятся мимо один за одним. И такой позор приходится сносить в ранге четырехкратного обладателя кубка мира по ралли-рейдам!

Никогда еще 49-летний француз не выглядел столь жалко. Конечно, механики заменили злосчастную коробку, и Лартиг поехал дальше, но шутил и улыбался без обычного энтузиазма — с восьмичасовым штрафом не до веселья. На что рассчитывал титулованный ветеран марафонских гонок, стартуя в знаменитом «Дакаре» в качестве пилота команды «Шевроле-Протрак»?

Долгие годы ралли-рейды были «вотчиной» «Ситроена». Там, где стартовали гонщики на «красных дьяволах», как прозвали непобедимые «ситроеновские» «зет-иксы», никто иной выиграть не мог. Не секрет, что в дорогих супермашинах от серийных сохранялось разве что название — переделке, если не сказать замене, подвергались и кузов, и подвеска, а двигатель использовали вообще другой марки («Пежо»). Инженеры спортивного отделения французской фирмы создали аппарат, идеально приспособленный для передвижения по бездорожью. Пыталась тягаться с «Ситроеном» японская «Мицубиси», но вскоре предпочла отойти в тень — слишком больших расходов требовала подготовка уникальных «гоночных вездеходов». Все остальные, а ралли-рейды привлекали и «Тойоту», и «Ниссан», смирились с ролью статистов, поручая небольшим французским мастерским доработку серийных джипов. Что уж говорить о частных командах с их скромными бюджетами. Тогда Лартига нисколько не смущали проблемы соперников — ведь он был лидером заводской команды «Ситроена»...

Но такое развитие событий не устраивало Международную автомобильную федерацию (ФИА), учредившую в 1993 году кубок мира вовсе не за тем, чтобы он постоянно доставался одной и той же команде. Нужна же хоть какая-то борьба, пока от ралли-рейдов не отвернулись зрители, спонсоры и средства массовой информации! Стремясь уравнять шансы участников, ФИА минувшей зимой запретила заводским командам выставлять автомобили-прототипы группы Т3. «Ситроен», разумеется, объявил об уходе — джипов эта фирма не выпускает. Не на малютке же «Ксаре» Сахару пересекать!

Но ваша хворь — наше здоровье. И соперники «двойного шеврона», с облегчением вздохнув, стали готовиться к первой гонке по новым правилам — знаменитому «Дакару». Уж теперь-то наступит долгожданное обострение борьбы за кубок! Конец театру одного актера! Да, конечно, остался другой корифей ралли-рейдов — «Мицубиси», располагающий большим бюджетом и большим африканским опытом, но ведь его практически лишили самого «убойного» оружия, запретив прототипы группы Т3! А серийный, пусть и максимально приспособленный к пустынным гонкам, «Паджеро», по идее, не должен на голову превзойти «Тойоту-Лендкрюйзер» и " Nissan Patrol GR/">Ниссан Патруль". Опять же американские кроссовые пикапы и багги команды Жана-Луи Шлессера со счетов сбрасывать не стоит. Одним словом — навалимся всем скопом, глядишь, одолеем. Словно никто и не подозревал, на что способна "Мицубиси" — одна из самых мощных фирм в Японии. А ведь она еще прошлым летом поставила на конвейер (!) вседорожник с независимой задней подвеской — именно такая была нужна для ралли-рейдов. На свет появились марафонские "Паджеро" нового поколения, оснащенные 3,5-литровыми 24-клапанными двигателями, развивающими 260 л. с. Хоть и "слабенькой" группы Т2, но технически превосходящие все прочие машины, не говоря уж о преимуществах заводского сервиса в ходе гонки.

И вот юбилейный 20-й «Дакар», проводимый по традиционной схеме со стартом в Париже и финишем в столице Сенегала: десять тысяч километров по дорогам Франции, Испании, Марокко, Мавритании, Мали, около шести тысяч километров скоростных участков. После первых же стало ясно, что три заводских пилота «Мицубиси» едут быстрее всех. Дальше — больше, и к середине 18-дневной гонки перевес Жана-Пьера Фонтенэ, Бруно Саби и Кенджиро Шинозуки выражался уже не минутами, а часами. Неужели в ралли-рейдах все решают деньги?! Разумеется, да. Как и в любом другом виде автоспорта — сколько вложил, столько и получи. В зачете марок кубка-98 «Мицубиси» набрала 80 очков, тогда как «Тойота» — лишь 20, а «Ниссан» и того меньше — 12.

Великий же Лартиг сошел с дистанции после пятого дня. Больше того, до финиша не добрался ни один из экипажей команды «Шевроле-Протрак» — а ведь в ее составе были такие асы, как французская звезда Анри Пескароло и опытнейший американский кроссмен Ларри Рагланд. Такая же печальная участь постигла команду КамАЗа — единственную из российских на «Дакаре-98». Опытные марафонцы из Набережных Челнов считались фаворитами в зачете грузовиков. Но, видимо, у Сахары было иное мнение — она быстро расправилась с машинами Виктора Московских и Владимира Чагина. Дольше сопротивлялись Фирдаус Кабиров с партнерами, занимавшие третью позицию. Однако десять часов штрафа на 13-м этапе (названном в честь основателя этой гонки — «Тропа Тьерри Сабина») — и у камазовцев пропало желание ехать дальше. К слову, из 35 стартовавших грузовиков до финиша добрались только восемь, а победил чех Карел Лопраис на «Татре». Тот самый Лопраис, который считался корифеем «Дакара» еще в конце 80-х годов.

Кенджиро Шинозука и Жан-Пьер Фонтенэ (справа) были уверены в победе экипажа своей команды. Вопрос в том, какого из них. Год назад торжествовал японец. На этот раз повезло французу.

Для четырехкратного обладателя кубка мира Пьера Лартига «Дакар-98» обернулся тяжелым разочарованием.

Жан-Луи Шлессер, выступающий на багги собственной конструкции, уступил только четырем экипажам «Мицубиси»...

В первой же гонке новые «паджеро» доказали, что равных им сегодня нет (фото вверху).

Застрять в пустыне — большая неприятность. Помощь, возможно, придет, но когда? (Экипаж Т. Делаверня, «Ниссан»).

Ралли-рейд «Париж — Гранада — Дакар», абсолютный зачет

1. Ж.-П. Фонтенэ (Франция) — 65 ч 25 мин 58 с; 2. К. Шинозука (Япония) — отставание на 1:45.44; 3. Б. Саби (Франция, все — " Мицубиси Паджеро") — 1:59.01; 4. Х. Масуока (Япония, «Мицубиси-Челенджер») — 5:55.27; 5. Ж.-Л. Шлессер (Франция, «Шлессер-Багги DSC7») — 8:10.39; 6. Ф. Алльо (Франция, " Nissan Patrol GR/">Ниссан Патруль GR") — 11:39.43.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии