"восьмерки" на бобах

«ВОСЬМЕРКИ» НА БОБАХ

]

СПОРТ И ТУРИЗМ

ОБЗОР

«ВОСЬМЕРКИ» НА БОБАХ

Триумфом иномарок завершились два из трех российских чемпионатов по трековым гонкам.

Сергей ЗИНОВЬЕВ.

Фото Андрея Клещева

«Ну что, „восьмерки“ побьют сегодня „опелей“?» — «Должны побить. В прошлом году ведь побили!» — «Так это в прошлом... „Восьмерки“, смотри, те же самые, а „опели“, по-моему, совсем новые».

Такой разговор искушенных болельщиков я подслушал в закрытом парке за несколько минут до старта первого заезда чемпионата страны по трековым гонкам в классе «1600-шипы». В том самом классе, вокруг которого уже несколько лет не стихают споры. В начале 90-х решили, что в трековых гонках хорошо бы использовать шипованные шины — в целях безопасности гонщиков и сохранности техники. Ведь даже применяемые сейчас 4,5-миллиметровые шипы гораздо лучше держат машину на голом льду, чем просто резина, пусть даже и «суперхитрая» по составу. Однако многие потребовали оставить все как было. В итоге сегодня у нас два трековых чемпионата для машин с двигателями объемом до 1,6 л — с шипами и без шипов. Хочешь, гоняйся в том, хочешь — в этом, а можно и в обоих, если финансы позволяют! Идеальный вариант?

По-видимому, нет. Раньше, когда чемпионат был один, проводили его в три этапа, два лучших результата, показанных гонщиком, шли в зачет. Оставалось «право на ошибку». Теперь же и в том, и в другом — одна решающая гонка. Малейшая осечка — неудачный старт в одном из быстротечных заездов или не вовремя «всплывшая» мелкая неисправность — практически лишает пилота шансов на призовые места. Лотерея!

Тем не менее, возросший риск «остаться на бобах» не помешал иномаркам начать наступление на позиции машин отечественного производства. Появились они, конечно же, в более безопасном «шипованном» классе — «опели-корса» (в 1994 г.) и «хонды-сивик» (в 1995-м). И принесли своим хозяевам ряд убедительных побед, прежде чем наши спортивные власти разрешили (это было в 1996-м) увеличить мощь автомобилей VAZ 2108 с помощью систем впрыска топлива и новых, разработанных в Тольятти 16-клапанных двигателей. Сработало! Сезон-97 вышел не слишком радостным для владельцев иномарок — Виктор Козанков на «восьмерке» выиграл и чемпионат, и традиционную гонку «Кэмел — Все звезды», проходившие, как и в этом году, на Раменском ипподроме.

Но внимательные зрители, возможно, даже и не посвященные в дебри технических регламентов, совершенно точно подметили — по сравнению с прошлым годом «восьмерки» ничуть не изменились. Все, чем только можно было заставить их ехать как можно быстрее, уже сделано. А вот маленькие «корсы», проходившие подготовку за границей (технический прогресс там не чета нашему — спортивные автомобили постоянно совершенствуются), оказалось, вполне способны еще немного прибавить. Поэтому никто не удивился, когда лучшие времена в контрольных заездах показали три гонщика на «корсах».

И все-таки кое-кто из «восьмерочников» еще лелеял надежду накануне воскресных стартов. Уже в первом заезде «опелям» был брошен вызов — гонщик команды «Миллер-Пилот», чемпион страны по кольцевым гонкам Алексей Васильев захватил лидерство. Следом за ним, чуть ли не уткнувшись в бампер, в снежном шлейфе мчался «Опель» Сергея Балдыкова — немного отставая на прямых участках, отыгрывался в поворотах. Один круг, второй... Трибуны ревут от восторга — неужели побьем «немцев»! Увы. В очередном вираже «восьмерка» отказалась держаться на дорожке при той скорости, которую задал ей гонщик, — попросту вылетела с трассы, перевернулась и... Для молодого и честолюбивого Васильева, всего второй год пробующего силы на треке, гонка была закончена.

Между тем события на трассе заставляли усомниться в том, что шипы по-прежнему столь же ощутимо влияют на безопасность: авария Васильева, «крыши» Александра Карасевича и — подумать только! — самого Владимира Гольцова, ветерана и суперзвезды нашего автоспорта. В самую же серьезную переделку попал Алексей Иванов, и, надо сказать, здесь тоже не обошлось без «Опеля». Лидируя в заезде и отчаянно пытаясь перекрыть сопернику пути к обгону, тольяттинец сделал неосторожное движение рулем, и «восьмерка», слегка подправленная «Корсой», уткнулась носом в твердый снежный бруствер, взлетела в воздух, перелетела металлические ограждения (!) и грохнулась на асфальт прямо у подножия трибун. Иногда там стоят зрители, на этот раз, к счастью, местечко пустовало.

Так что же, шипы стали хуже держать? Вовсе нет, даже, наверное, лучше — продукция финских шинников тоже год от года совершенствуется. Просто скорости возросли: Сергей Успенский (на «Опеле», разумеется) установил рекордное время прохождения 1600-метрового круга — 43,3 секунды. А гонщики на то и гонщики — горячие головы! Стремясь угнаться за шустрыми немецкими «мыльницами», готовы на любой риск. Еще немного, и эта более-менее мирная лотерея может превратиться в рулетку, причем сразу в русскую.

Впрочем, если кто-то не желает проигрывать в споре с «опелями», всегда может поставить шины без шипов и поехать на «альтернативный» чемпионат. Нынче там, где соперники запросто могут намять бока — скользко ведь! — рискнула появиться только одна иномарка, «Хонда». Неделей раньше в Раменском, обутая в шипы, она вывезла седока лишь на четвертое место. Выходит, уже и «сивикам» прямая дорога туда, где пока нет «опелей», — на «нешипованный» чемпионат в Набережные Челны. И что же? Гонщик, на «Хонде» выступавший, как раз и вышел победителем. Вот и спрашивается, куда теперь бедным «восьмеркам» податься?

То ли дело «волги»! Было время, когда им довелось состязаться с полноприводными «лянчами» (только в ралли) — объем двигателя-то у них одинаковый. Но потом разобрались, что к чему, и теперь «волги» — сами по себе, ни одна иномарка, даже «Запорожец», не может попасть с ними в один зачет! Конструкция опять же изученная, никаких изюминок не придумаешь — все равны. Да и чемпионат по старинке трехэтапный. Не мудрено, что участвуют в нем аж за тридцать спортсменов, то тут, то там новые команды взрастают, и как-то позабылось, что всего пять лет назад умирающему классу «волг» предрекали скорый конец. А главное — о шипах в нем никогда и речи не заходило.

Вот так едут автомобили на шипах...

...а так — без шипов.

" Опель Корса" столь хорошо чувствует себя на русском треке, словно специально для него создавался.

С «волгами» по-прежнему успешно конкурируют только... «волги».

Автомобиль Алексея Иванова в аварии утратил все стекла до единого, но сохранил способность передвигаться.

Лучшим из тех, кто выступал в классе «1600-шипы» на «восьмерках», был Виталий Дудин — «бронза». Но остался недоволен результатом.

Сергей Балдыков: «Подумаешь, ну что тут такого, выиграть в двух гонках два призовых автомобиля — „Дэу“ и КИА!

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

по трековым гонкам

(итоговые результаты)

«1600-шипы»: 1. С. Балдыков (Москва, " Опель Корса"); 2. И. Коновалов (Раменское, " Опель Корса"); 3. В. Дудин (Тольятти, VAZ 21083).

«1600»: 1. Р. Мухаметзянов (Ижевск, " Хонда Сивик"); 2. Р. Минниханов (Казань, VAZ 21083); 3. О. Кахишвили (Тольятти, VAZ 21083).

«Волга»: 1. В. Тютин; 2. В. Баханов; 3. В. Загайнов (все — Н. Новгород, GAZ 31029/">GAZ 31029).

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии