Противогололедные препараты: плавим почву, удобряем лед

Когда в арсенале столичных коммунальщиков появляются новые противогололедные реагенты, жди неприятностей. Стекла машины покрываются плохо смываемым налетом, снег превращается в скользкую грязную жижу…

ИГРА В ПОДДАВКИ

Умение уходить от неприятных вопросов в столичной мэрии освоили давным-давно, причем в совершенстве. Лишний раз это подтвердили наши попытки выяснить, что же за препараты применяют в Москве, почему закупают именно их, в каком количестве и кто за это отвечает. Вежливые чиновники умело переадресуют журналистов с одного номера телефона на другой, от департамента к департаменту, просят прислать официальные письма, подождать ответа несколько дней… И так может продолжаться бесконечно. В ожидании мы изучили несколько официальных документов, касающихся борьбы со льдом в столице. Откуда почерпнули массу интересной информации.

Например, согласно московской инструкции зима у нас продолжается от 165 до 166 дней в году, а конкретно – с 1 ноября по 15 апреля. При этом в течение трех часов с начала снегопада все дороги должны быть обработаны противогололедными реагентами (ПГР), а МКАД, основные магистрали и развязки – вообще в течение часа, дабы обеспечить «коэффициент сцепления колес автотранспортных средств с дорожным покрытием в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93». А это, в свою очередь, должно гарантировать «безопасные условия движения со скоростью, разрешенной ПДД». Обработка дорог должна проводиться «преимущественно в утренние или вечерние часы, при скорости ветра не более 5,4 м/с и относительной влажности воздуха 40–80%».

Не было только главного – критериев выбора того или иного препарата. Как правило, нас отправляли к итогам разных тендеров, в процессе которых и принимается решение о закупке.

С новым препаратом познакомилась стальная гайка.
В соленой воде ей лучше!

А СУДЬИ КТО?

Выбор противогололедных препаратов в России и в мире не слишком велик: это соли (калия, натрия, магния, в твердом или жидком виде) с небольшим добавлением присадок, а также песок, гранитная крошка и т. п. Всё давно известно и проверено, разница лишь в пропорциях. Местные власти сами выбирают на тендерах поставщиков, которым вправе выдвигать свои требования. Кстати, сертификат на ПГР можно получить во многих лабораториях, где занимаются как химическими, так и физическими испытаниями (в частности, измеряют коэффициент скольжения), – но он не является обязательным! А замеры скольжения в реальных условиях полигона по российским ГОСТам не проводятся вовсе. Поэтому, видимо, на федеральных дорогах испокон веку используют только песок и соль, причем соль разбрасывают и до, и после снегопада.

В Москве же с прошлого года решили пойти своим путем. Например, резко увеличили количество закупаемых ПГР (в год – до 260 тыс. тонн жидких и до 200 тыс. тонн твердых). Причем впервые широко начали применять твердые реагенты на основе хлористого натрия, содержащие до 20% разных добавок (хлористый кальций, формиат натрия и хлористый калий).

Такие препараты теперь проходят по графе «Инновационные био-ПГР». А производитель этого добра так рекламирует свою продукцию: «Плавит лед – удобряет почву».

Может, так оно и будет – от волшебных добавок по весне расцветут вдоль московских дорог травы и кусты невиданной красы… Не знаем. Факт, однако, что новые препараты много дороже старых, проверенных. Такова цена прогресса, который требует затрат. И рекомендуемое количество обработок твердыми ПГР тоже резко увеличено – с 30 до 70 и больше.

С прошлого года в Москве впервые за много лет также разрешили применять ПГР не только на проезжей части, но и на всех тротуарах, во дворах и пешеходных зонах. Для этого закупили 45 тыс. тонн смесей – конечно, «инновационных». Как они будут взаимодействовать с нашей обувью и собачьими лапами, пока неизвестно. Жалобы москвичей по этому поводу не стихают.

Подопытные кактусы до и после знакомства с ПГР.
Уж удобряет так удобряет…

НАШИ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Поэтому в конце прошлой зимы мы решили провести целый ряд научных экспериментов. Для этого приобрели мешок с препаратом BIONORD Уральского завода противогололедных материалов.

Тем набралось несколько:

– оценить коэффициенты трения на дорожном покрытии – до и после;

– провести экспресс-анализ влияния чудо-порошка на металл;

– «накормить» подопытное растение (кактус) и сравнить его с обычными собратьями по цветочным горшкам.

Итоги запечатлела камера. Состояние трех кактусов «до и после» в комментариях не нуждается: читатель, надо полагать, догадается, какую из трех колючек мы поливали в течение пары недель водичкой с «Бионордом». Металл отреагировал еще быстрее. Две абсолютно одинаковые гайки погрузили в растворы – в первом была поваренная соль, позаимствованная в редакционном буфете, во втором – дорожное зелье. Результаты после пяти суток выдержки – на фото! На поваренную соль гайка не отреагировала вообще, зато ее подруге явно поплохело!

Что касается трения, то, согласно велению времени, пришлось изготовить «спецоборудование с применением нанотехнологий». Из принесенной в жертву покрышки соорудили подобие салазок, в них положили любимую редакционную гирю, после чего прицепили динамометр и поехали на улицу оценивать трение. Получилось смешно. Каждый проезжающий водитель изумленно выворачивал шею, пытаясь угадать, чем занимаются эти чудаки с гирями, санками и фотокамерами.

Оборудование для замеров: динамометр, кусок покрышки и гиря.
Да, примитивно, но результаты никто не опроверг!

А вот чем! На укатанном плотном снегу салазки с пудовой гирей потребовали усилия примерно 5 кг. Тот же участок дороги, обработанный «Бионордом», уже через несколько минут преобразовался в асфальт – усилие подскочило до 8-9 кг! Но еще через полчаса плоды трудов превратились в жидкую скользкую кашицу – и салазки начали двигаться при усилии всего лишь 2-3 кг!

Что, собственно, и ожидалось. Коэффициент трения на обработанном асфальте в какой-то момент становится меньше, чем на укатанном снегу. Но если к снегу водитель морально готов и ведет машину соответствующим образом, то вид «чистого асфальта» вводит его в заблуждение и побуждает ехать, как летом. Итоги? А они в сводках по ДТП… Редакция ни в коем случае не претендует на абсолютную научную объективность нашего эксперимента, проведенного во дворе с помощью подручных средств. Но все-таки целый ряд выводов он позволяет сделать.

Первый: по-прежнему темный лес – всё, что касается городских закупок. И при прежнем мэре, и при нынешнем чиновники совсем не стремятся объяснить, зачем они закупают те или иные препараты, что, конечно, порождает чудовищные слухи – и об их (препаратов) опасности для здоровья людей и растений, и о коррупции, связанной с закупками.

Второй: как нам кажется, некоторые «побочные действия» новых препаратов изучены слабо. Во всяком случае, никто в полигонных условиях не исследовал поведение автомобиля после обработки дорожного покрытия этими реагентами. А зря!

С ПОЛЬЗОЙ ЛИ?

По данным ГИБДД, в январе 2012 года число ДТП в столице увеличилось на 17% (по отношению к январю 2011 года), количество погибших на дорогах выросло на 60%. Основные причины, по версии ГАИ: превышение скорости и плохое состояние дорог. По мнению экспертов Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог», главные причины – нарушение технологии зимней уборки улиц и применение непроверенных реагентов.

В зимний период 2011/2012 года Москва закупила в несколько раз больше ПГР, чем в предыдущие годы. В общей сложности на реагенты потрачено около 4 млрд. рублей; годом ранее город закупил реагентов на 1,2 млрд. рублей.

Подпишитесь на «За рулем» в