Вперед в италию!

ВПЕРЕД В ИТАЛИЮ!

]

СПОРТ И ТУРИЗМ

ПУТЕШЕСТВИЯ

ВПЕРЕД В ИТАЛИЮ!

«А не махнуть ли нам на машине в Италию?» —

предложите вы своим близким

на семейном совете.

Почему бы нет!

Опыт того, кто уже совершил

такой вояж,

может вам пригодиться.

Антон УТКИН. Фото Сергея Иванова

О красотах Апеннинского полуострова, шедеврах архитектуры и искусства Италии, ее великолепных морских курортах вам подробно расскажут многочисленные путеводители. Ограничусь лишь сведениями, полезными для путешествующих на автомобиле.

Добираться до Италии сейчас удобнее через Австрию — с недавних пор обе эти страны входят в шенгенскую группу, так что одной итальянской визы будет достаточно. Из центральных областей России оптимальный путь лежит через Белоруссию, Польшу, Словакию и Австрию по магистралям Е30, Е67, Е75, Е57, Е59, Е66 и Е55. (Разумеется, атлас автодорог Европы, где они обозначены, вам необходим.)

Въезжаем в Италию через пограничный пункт в местечке Мальборгетто на трассе Е55 в 30 км от австрийского города Филлах. Немецкие надписи сменяются на итальянские, автобан стал автострадой, но вокруг нас те же живописные горные ущелья. Через 15 км — указатель «ALT STAZIONE», то есть пропускной пункт платной дороги. В Италии бесплатны лишь автострады вблизи крупных городов и обычные узкие дороги (не автомагистрали), поэтому, планируя поездку в другой город, учтите, что каждый километр вам будет стоить около 100 лир (0,35 руб.). Механизм оплаты прост. На въезде нажимаете кнопку и автомат выдает билет с магнитной полосой. В конце платного участка будет такой же «ALT STAZIONE», но с кассиром. По вашему билету он подсчитает пройденный путь и назовет вам сумму — вначале по-итальянски, а потом (если увидит ваш непонимающий взгляд) по-английски. Наличные лиры у вас должны быть наготове.

Заезжаем на первую заправку. Самый дешевый бензин — Super senza Pb, то есть неэтилированный с октановым числом 95, по 1850 лир (6,5 руб.) за литр. Для российских машин вполне подошел бы и «Нормаль» с числом 91, но такой бывает только в Австрии и Германии, а в других странах Западной Европы — только «Супер».

Здесь же, у заправки, большая площадка для отдыха, супермаркет и кафе. А вот чисто итальянское: таблички на четырех языках предупреждают о том, чтобы вы не оставляли в машине ценные вещи, например фотоаппаратуру. В старейшей туристической державе много специалистов по обслуживанию гостей, в том числе и против их воли. Так что будьте всегда начеку и, выходя из машины, демонстративно забирайте с собой все, что выглядит дорого.

Подъезжаем к Венеции, дело к вечеру — пора искать ночлег. В самом «городе на воде» гостиницы безумно дороги — порядка 300 тыс. лир (1000 руб.) за номер в сутки. В прибрежном Местре — около 150 тыс. (500 руб.), но и это не по карману. Тому, кто приехал без машины, деваться некуда, а у нас есть возможность поискать жилье в округе. Я остановился в небольшом городке Ноале, в 20 километрах от моря. Трехзвездочный отель, огороженная автостоянка, номер с кондиционером, утром завтрак — шведский стол (ешь, сколько хочешь). И все это — за 79 тыс. лир (275 руб.) в сутки — сносно.

На экскурсию в Венецию едем на машине. Дорога по дамбе идет прямо до города, затем съезд направо на остров Тронкетто, где расположен гигантский многоэтажный паркинг. На въезде берем магнитный билет (оплата при выезде) из расчета около 8000 лир (28 руб.) в час. Здесь же пристань, и, сев на катер (билет — 4500 лир), плывем на другой конец города до знаменитого Сан-Марко. Затем долго бродим по лабиринтам узких (до 1,2 м) улочек жемчужины Адриатики, любуемся дворцами, морем.

Дальнейший маршрут и сроки пребывания в тех или иных городах вы определяете сами в зависимости от ваших материальных и... физических возможностей. В нестерпимую августовскую жару я не стал забираться южнее Флоренции, находящейся на широте Сочи. В любом случае за одну поездку всего не осмотреть.

Из Венеции в Римини лучше добираться по автостраде через Болонью — это обойдется в 23 тыс. лир (80 руб.) и займет два часа. Правда, понял я это не сразу и решил ехать напрямую по берегу моря. Узкое шоссе с плохим асфальтом загружено транспортом и проходит через населенные пункты, где часто меняет направление на перекрестках. Причем далеко не на каждом есть указатели на Римини, больше — все какие-то местные названия. (Вскоре я убедился, что это типично для всех второстепенных дорог Италии.) Подъехав к такой развилке, не надейтесь на интуицию, поворачивая наугад. Мне приходилось полчаса и более кружить по безлюдным окраинам захолустных городков, где и спросить дорогу не у кого. В конце концов выработал тактику, которую рекомендую всем. Если не знаете, куда ехать на перекрестке, не меняя ряда, остановитесь у стоп-линии, заглушите мотор и включите аварийную сигнализацию. Затем, взяв разговорник, выходите и расспрашивайте водителя ближайшей машины, не обращая внимания на то, что создали затор. Увидев наклейку «RUS» на вашем автомобиле, все поймут, что вы не двинетесь с места, пока вам не объяснят дорогу. Понять итальянца нетрудно — каждое слово он сопровождает жестом. «Диритто» — прямо, «дэстра» — направо, «синистра» — налево, ну а «семафоро» в переводе не нуждается. А лучше всего, когда кто-то из местных любезно предложит проводить «туристо руссо», пригласив вас следовать за его машиной. Например, меня так несколько раз выводили из города на трассу.

Короче, от Венеции до Римини (200 км) я добирался полдня и с тех пор зарекся ездить в Италии по бесплатным дорогам. Только автострада — быстро и удобно. Заблудившись в крупном городе, ищите указатели на «tangenciale» («тангенциале») — так в Италии называют кольцевые или объездные автострады, вроде нашей МКАД. Выезжая на них, вы должны четко представлять в уме карту Италии и правильно выбрать дорогу по указателям — останавливаться на скоростной автостраде, чтобы заглянуть в атлас, не только запрещено, но и опасно.

Коротко — о других городах, где я побывал. Курорт Римини — не чета нашим черноморским, и при этом вполне по карману: 100 тыс. лир (350 руб.) в день на человека, включая трехзвездочный отель и питание, — не дороже, чем где-нибудь в Дагомысе. А если учесть более чистые воду и пляж, экскурсии и цивилизованное окружение, счет будет 3:0 в пользу Италии.

В Болонью имеет смысл съездить только на день — побродить по городу под знаменитыми аркадами. Гостиницы очень дорогие и большинство без автостоянок, на улицах духота, а поток транспорта не прерывается даже ночью.

Отправляясь во Флоренцию, учтите, что на дорожных указателях вы увидите непривычное для нас ее название в оригинале — Firenze. Город насыщен музеями, памятниками средневековой архитектуры, как никакой другой в мире, поэтому знатоку и ценителю здесь надо пожить подольше. Если вы просто приехали на экскурсию, машину лучше оставить на стоянке у крепости «Fortezza da Basso» (2000 лир в час).

Милан — деловой центр Италии, где кипит своя жизнь, не предназначенная для показа туристам. Великолепны собор, галерея, «Ла Скала».

Необходимость общаться на редком для нас языке отпугивает многих от самостоятельной поездки в Италию. И напрасно! Умение объясняться по-английски или по-немецки, не говоря уже о французском, всегда выручит вас в отеле, кафе и вообще везде, где только бывают туристы. Но гораздо интереснее, вооружившись словарем и разговорником, общаться с итальянцами. Обычно в таких случаях собеседник бросает все дела и начинает увлеченно объяснять, многократно повторяя и радуясь каждому вашему «si» (да). Понемногу вы заметите, что какие-то итальянские слова вам подозрительно знакомы. «Оккупато» — занято, «темпо» — время, «одоре» — запах, «меркантиле» — торговый, «резистере» — сопротивляться и т. д. Да это же латынь, вошедшая и в наш язык!

Утверждение, что Италия — страна дорогая, верно лишь отчасти. В исторических кварталах городов, на набережных приморских курортов и вообще везде, где есть туристы, — действительно все дорого. А совсем рядом есть другая Италия — та, что для итальянцев. На окраинах городов, куда можно добраться только на машине, стоят гигантские (100х50 м) магазины типовой постройки с вывесками COOP или IPER, где можно купить все: от маленькой булочки до холодильника. Цены — не выше, чем в недешевых московских магазинах, и раз в пять ниже, чем в туристских заведениях. Отыскать такой магазин проще всего, обратившись к местным таксистам и попросив отметить крестиком на вашей карте «гранде супермеркато».

В заключение прикинем общие расходы на поездку. Если не шиковать, то трехнедельный вояж для двоих, с учетом виз, дороги туда и обратно, 1000 км по Италии, гостиниц и питания, обойдется примерно в $3000. Две путевки в престижный российский пансионат на 24 дня стоят почти столько же. Итак, вы решились? Тогда — в путь!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии