Памятник старшему сыну

ПАМЯТНИК СТАРШЕМУ СЫНУ

]

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

СМОТРИТЕ, КТО ПРИЕХАЛ

ПАМЯТНИК СТАРШЕМУ СЫНУ

Интервью с потомственным подписчиком «За рулем».

Максим ЮРЧЕНКО. Фото Александра Полунина и из семейного архива Дошловых

Еще в 1928 году отец Олега Дошлова начал получать журнал — с самого начала его издания. В семейном архиве хранятся все номера «За рулем», и все они проштудированы от корки до корки. В этом мы убедились, когда читали ответы Дошлова на вопросы нашего юбилейного конкурса «70х70»: каждый подтвержден первоисточником — ксерокопиями публикаций «За рулем» разных лет.

Нынче вместе с отцом каждый очередной номер с нетерпением ждет Дошлов-младший — потомственный читатель (и наследник полного собрания подписок) журнала в третьем поколении.

Профессор Иркутского государственного технического университета Олег Иванович Дошлов и школьник Иван Дошлов стали гостями редакции в канун 70-летия «За рулем».

— Олег Иванович, надо полагать, в вашей семье не случайно интересуются именно автомобильным журналом?

— Этот интерес — в генах. Мой дед, Иван Иванович, в начале века три года работал на заводах Форда, когда выезжал в США на стажировку. Отец, тоже Иван Иванович, по работе был связан с создававшейся в СССР авиапромышленностью. Ему по должности полагался служебный транспорт. Ездил на «Эмке», ГАЗ-67, ЗИС-101, потом на «Победе, ЗИМе, „Волге“ ГАЗ-21... Сам я, можно сказать, родился в автомобиле. Впервые за руль сел в 11 лет. Первый мой инструктор — шофер служебной машины отца. Он „проехал“ всю войну за баранкой — у него было чему поучиться. Первое мое пособие — „Книга юного водителя“ (жаль, нынче такие не выпускаются). На „права“ сдавал в 16, а с 18 лет буквально „живу“ в автомобиле. В общей сложности проехал не меньше миллиона километров...

— Как вы это подсчитали?

— Суммировал показания спидометров всех своих машин: «Победы», перешедшей ко мне от отца, «21-й» «Волги» (она и сейчас в полном порядке), GAZ 31029/">GAZ 31029 и "Нивы". В аварии не попадал, один раз в жизни заплатил штраф — при обгоне гаишной машины (плелась как черепаха), якобы наехал колесом на сплошную разделительную линию. Не уверен, что "совершил наезд" на самом деле...

— С автомобилем и дорогой вас связывает только «генное влечение»? Или с ними сопряжены профессиональные интересы?

— И даже более того. К сожалению... Много лет подряд я как ученый занимался промышленным использованием кремния в металлах. Сейчас уже можно говорить открыто: главным образом, трудился во славу нашей обороны и космоса. Но не только. Разработанная при моем участии технология используется в автопроме. Скажем, в каждом автомобиле «Жигули» около 40 килограммов «моего» кремния.

Научная карьера успешно продвигалась в этом направлении. Но случай повернул судьбу.

Мой старший сын Владислав работал директором крупного сибирского предприятия. Как и все в семье, «болел» автомобилями. Осуществил мечту — купил «джип». Возвращался с «обновкой» домой, за рулем сидел другой водитель — сын попросил его помочь перегнать машину. На подъезде к Иркутску «джип» лоб в лоб столкнулся с ЗИЛ-130... Как ни велико горе, но винить никого конкретно не вправе. На этом участке дорога хоть и прямая как стрела, но экспертиза показала — полотно неровное, как принято говорить, «терка», осложненная подобием колеи. Из-за этого «джип» вынесло на встречную полосу... На этом участке на протяжении двух километров стоят восемь памятников. А скольким памятники не установили?.. С тех пор моя голова занята одним — сделать все возможное, чтобы дороги превратить в безопасные.

— Понимаю ваш порыв, но проблема, знаете ли... О ней «За рулем» писал едва ли не в каждом номере со времени создания, над ней долгие годы бьются многие люди, по этому поводу принимались целевые государственные программы. Результат налицо... Или вы проповедуете принцип «и один в поле — воин»?.. Что-нибудь удалось сделать?

— Представьте — да. Несколько лет назад организовал лабораторию, в которой занялись созданием нового асфальта. Многим невдомек, почему у нас только что проложенные дороги часто не выдерживают и года — словно с ними в поте лица поработали диверсанты. На самом деле, хватило всего одной «акции». В середине 50-х годов был принят государственный стандарт на состав асфальта, который выдерживает температуру всего до минус 12 градусов. Морозец чуть крепче делает его хрупким и ломким. Мы же, если коротко, разработали «рецепт» асфальта, способного держать «удары» морозов до минус 35 градусов. Превратить покрытие в долговечное способна сера и компаундные материалы.

— Но ведь сера всегда была дефицитной...

— Правильно, была. Но с началом экономического кризиса этого еще недавно едва ли не стратегического сырья образовалось немыслимое количество. Запасы могильников будут расти — сера неизбежно образуется при переработке нефти. А мы веществу даем вторую жизнь. Стоимость одной тонны массы, обогащенной, считайте, бросовым сырьем, составит 300 с небольшим долларов. Для сравнения: по сообщениям из прессы, для реконструкции московской кольцевой автодороги столичное правительство платило финнам по 420 долларов за тонну...

Власти Байкальского региона уже выделили 5 млн. рублей для строительства дорог первой и второй категории. Жду, когда проложат первые десятки километров. Для меня они станут памятником старшему сыну...

В создании этого памятника есть доля заслуги и журнала «За рулем». В одном из номеров я нашел рекламу компаундных материалов — как раз тех, что искали, и термостойкой мастики для заливки швов и трещин в асфальте.

— Что вы хотели бы чаще видеть в журнале?

— Вы довольно много и толково пишете о взаимоотношениях водителей и автоинспекторов. Но хотелось бы, чтобы чаще вступались за живущих не в столице. В Москве ГАИ, насколько могу судить, более-менее корректная. Чем дальше в глубинку, тем «круче» беспредел. Я могу так судить потому, что дважды путешествовал из Иркутска до столицы и обратно.

— Находит ли в журнале что-нибудь интересное для себя Иван Олегович?

— Разумеется — информацию о мотоскутерах, об автомобилях-амфибиях. Сын рассматривает фотографии новых моделей, которые вы публикуете. Занятие, скажу вам, небесполезное. Ваня отличит хэтчбек от седана, «Жигули» от «Москвича», ему знакомы названия и многие эмблемы основных мировых фирм-производителей. Для его возраста это совсем недурно. Машину еще не водит — ноги не достают до педалей. Пока мотается на мопеде. Словом, уже «наш человек». За что журналу — спасибо.

От всего сердца — с юбилеем, «За рулем»! 

Олег Иванович Дошлов стал одним из победителей конкурса «70х70». Ему вручен ценный приз редакции.

Гости журнала «За рулем» — Олег Иванович и Иван Олегович Дошловы.

И. И. Дошлов-отец (на заднем сиденье ГАЗ-А).

Ездил он и на «Додж 3/4» (на снимке стоит второй справа).

И. И. Дошлов-дед, поработавший у Форда.

Олег Дошлов рад цветам и «Эмке».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии