Логике вопреки

ЛОГИКЕ ВОПРЕКИ

]

НЕ ПО ПРАВИЛАМ

ЛОГИКЕ ВОПРЕКИ

Часто в аварийных ситуациях мы руководствуемся обычной логикой. Нам кажется, что так мы сможем избежать ДТП. На самом же деле ставим себя в условия, когда ответственность за происшествие ляжет на нас.

Дмитрий ЖЕРНОВ

Представьте себе равнозначный регулируемый перекресток (рис. 1). К нему подъезжает грузовик, намереваясь повернуть направо. Водитель посмотрел налево — нет машин, направо — виднеется какой-то автомобиль, но он должен ехать по своей полосе и ему не помеха. В том-то все и дело: должен. А машина ехала по встречной! Грузовик поворачивает... Удар, столкновение, ДТП.

Кто виноват в аварии? Нет, не водитель, превысивший скорость и выехавший на полосу встречного движения. В аварии виноват, увы, тот, кто за рулем грузовика. ДТП произошло в результате того, что его водитель не выполнил пункт 13.11 ПДД: «На перекрестке равнозначных дорог водитель... обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа» — то самое знаменитое правило «правой руки».

Разумеется, водитель легкового автомобиля нарушил ПДД, но... На дороге, имеющей по одной полосе в каждом направлении и разметку 1.5, пункт 9.2 ПДД не запрещает выезд на встречную полосу. Скорость же движения легкового автомобиля здесь вообще ни при чем.

Как бы странно ни звучали эти наши разъяснения (нарушил, но «ни при чем»), они основаны на Правилах. Ведь прибывшие на место ДТП работники ГАИ в первую очередь будут определять причину аварии, то есть в результате чьих действий произошло столкновение. Водителя же легкового автомобиля можно оштрафовать за нарушение ПДД, но обвинить в происшествии — нельзя.

Еще одна ситуация, к сожалению, весьма распространенная. Потому что, согласно логике, водитель, пытающийся избежать столкновения, действует правильно. Однако выясняется, что он нарушил ПДД и вынужден за это расплачиваться. Пример: дорога имеет по две полосы в каждом направлении (рис. 2). По ним едет поток машин. В крайнем левом ряду, друг за другом, на достаточном расстоянии (соблюдая дистанцию) следуют «Жигули» (1) и «Москвич» (2).

Неожиданно перед «Москвичом» «влезает» иномарка (3) и резко тормозит. Водитель «Москвича», пытаясь избежать наезда сзади, в считанные доли секунды принимает решение уходить в сторону. Справа машина — не успеет, слева — тоже, но по осевой, может быть, удастся проскочить. Руль влево... Не рассчитал: встречная двигалась быстрей и ее водитель не успел среагировать. ДТП. Кто виноват?

Давайте посмотрим, что говорят Правила. Пункт 10.1 «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры вплоть до полной остановки». Есть упоминание о маневре? Нет. Водитель «Москвича» должен жать на тормоза. Да, возможно, он врежется в иномарку, но будет невиновен. Выехав же на полосу встречного движения, он совершил столкновение, и что бы ни послужило причиной его маневра, оказался виноват. Конечно, водитель иномарки тоже должен быть привлечен к ответственности: создал аварийную ситуацию, не выполнил требования ПДД (пункты 8.1 и 8.4). Хотя сомнительно, что после ДТП иномарка остановится. Поэтому возмездие ее водителя настигнет только, если кто-нибудь запомнит номер машины и выступит свидетелем происшествия. Обычно же бедолага, пытавшийся избежать столкновения, остается один на один с пострадавшим на встречной полосе. Его вина очевидна.

И наконец, ситуация более прозаичная, без столкновений и пострадавших. Обычная городская улица (рис. 3). Без разметки, шириной 12 метров. На правой стороне остановка запрещена: висит знак 3.27, на левой тот же знак далеко впереди и, естественно, обращен к водителю тыльной стороной. Следовательно, можно припарковать машину на левой стороне дороги?

Водитель остановился, сходил в магазин, возвращается, а рядом с машиной сотрудник ГАИ: «Нарушили правила остановки. Ваши документы». Водитель не согласен: «За что штраф? Я же не встал под знаком!» Действительно, знак запрещает остановку только водителям, которые его видят — движущимся с противоположной стороны. Нашему же здесь останавливаться запрещает пункт 12.1 ПДД. Прочтем его: «На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления...» Еще раз: с одной полосой! Согласно пункту 1.1 ПДД, «Полоса движения» — «Любая из продольных полос проезжей части,.. имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд». ГОСТ 23457–86 говорит, что минимальная ширина проезжей части — 2,75 м. Следовательно, описываемая дорога имела по две полосы в каждом направлении. Стало быть, водитель нарушил ПДД.

Вывод прост: внимательно читайте Правила! Если вы выполняете их требования, то в любой ситуации окажетесь невиновны.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии