Всеобщий автомобильный — лучше, чем партия

ВСЕОБЩИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ — ЛУЧШЕ, ЧЕМ ПАРТИЯ

]

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

АВТОЗАРУБЕЖЬЕ

ВСЕОБЩИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ — ЛУЧШЕ, ЧЕМ ПАРТИЯ

Наш корреспондент побывал в штабе АДАЦ — клуба, объединяющего 14 миллионов немецких автомобилистов.

Марк ТИЛЕВИЧ. Фото АДАЦ

СЪЕЗД, СЪЕЗД, СЪЕЗД!

Через Интернет до редакции дошла исповедь — нет, скорее вопль души человека, положившего, ни много ни мало, три года жизни на создание партии автомобилистов. Сколько стоило это ему сил и средств, знает только он сам. Трижды встречался с президентом, с видными политиками. Результат? Разбитое корыто.

Вспомнилось в связи с этим, какой отклик имело прозвучавшее в прошлом году со страниц журнала обращение «Будем вместе!» (оно было в ЗР, № 4, который вышел с нашей наклейкой) — неожиданно много писем со всей России, и почти в каждом из них как рефрен — «Объединяться!», «Съезд водителей!», «Съезд автомобилистов!», «Партия!». Кто, как не мы, должны позаботиться о «самом — по меткому выражению одного екатеринбуржца — большом классе в нашем бесклассовом обществе».

Всякий раз, когда в неустроенной нашей жизни возникают проблемы, затрагивающие многих, мы пытаемся искать ответы и в опыте тех, у кого они, слава Богу, в прошлом. Свой взор мы обратили к самой большой в Европе автомобильной державе — Германии, точнее, к ее знаменитому клубу АДАЦ*, о котором были не только наслышаны. Случалось своими глазами видеть, на что он горазд. Итак, наш путь в Мюнхен, где расположена штаб-квартира АДАЦ.

И ВСЕ ЭТО — ЗА 74 МАРКИ

На окраине баварской столицы, в тенистом парке — комплекс строений: модерн 70-х годов, с орнаментами и скульптурами. За этими стенами и бьется сердце, наверно, самого многочисленного в Европе объединения — Всеобщего германского автомобильного клуба (так расшифровывается АДАЦ), в котором без малого... 14 миллионов членов. Цифра поражает, но примем во внимание: в ФРГ сегодня около 45 миллионов легковых автомобилей. (Есть здесь и другие автоклубы, но по количеству членов и влиянию их просто невозможно сравнивать с АДАЦ.)

Г-н Грилль, возглавляющий международный отдел, и г-н Кифман — он руководит службой по связи с общественностью и по совместительству главный редактор журнала «АДАЦ-Моторвельт» — вводят меня в курс дел клуба.

Стать членом АДАЦ — проще простого, даже не выходя из дома: отправьте факсом анкету-заявление и переведите на счет клуба 74 марки (по курсу на начало нынешнего года это меньше 250 рублей). Для инвалидов, учащихся и студентов до 27 лет — взнос в два раза меньше. Предлагается и семейное членство, скажем, муж-жена: оно обойдется в 111 марок, при том, что у каждого своя машина. Вообще, на чем вы ездите — никого не интересует: на своем ли автомобиле, на взятом в прокат у родственника, друга, на фургоне ли фирмы или за рулем такси — все равно. Как обладатель карточки АДАЦ, вы имеете право на все, что он предлагает. А предлагает, прямо скажем, за незначительную для немца сумму, немало.

Начнем с главного — помощь в пути (кстати, и возле дома тоже). Кто из нас не знает, какими неприятностями и расходами оборачивается порой даже мелкое происшествие: кончился бензин, что-то отказало в механике, электрике, не говоря уже о ДТП. Все эти волнения и траты члену АДАЦ просто неведомы. Он помнит только номер телефона 22-22-22 (его знает вся Германия, как у нас «03») и, где бы ни был, вызывает по нему экстренную помощь. Через 10, 20, максимум 30 минут рядом с вашим застывшим авто притормозит «желтый ангел» (так ласково окрестили здесь службу помощи АДАЦ) — ярко-желтая техничка с эмблемой клуба. Бывает, на месте устранить неисправность не удалось, тогда ваш автомобиль доставят в ближайшую мастерскую — «контрагента» АДАЦ. А если что-то совсем серьезное? Предложат автомобиль, чтобы добраться до места, или устроят на ночлег в отеле, или же обеспечат билетом на поезд, самолет. Большую часть расходов при каждом вызове берет на себя клуб, меньшую (включая запчасти) оплачивает пострадавший.

Чтобы круглогодично и круглосуточно в любой точке ФРГ по вашему вызову мог появиться «желтый ангел», АДАЦ содержит огромный «флот»: 1600 автомобилей, 25 мотоциклов, технику для эвакуации машин и т. д. В шести центрах экстренной помощи АДАЦ на огромные карты-схемы нанесены все автобаны, федеральные и земельные дороги, планы всех городов. Именно сюда поступают сигналы по 22-22-22 и тут же передаются дальше в региональные пункты техпомощи. Каждые 15 секунд следует вызов.

Я что-то не припоминаю в последнее время сводок нашей ГАИ о числе погибших на дороге из-за несвоевременной медицинской помощи. Но и так нетрудно догадаться, что счет здесь идет на тысячи. В Германии это исключено. Почти 20 вертолетов АДАЦ день и ночь несут свою вахту и по первому сигналу взмывают в небо с медиками-реаниматорами на борту, лекарствами, медоборудованием. Добавим, что клуб располагает в 13 больницах площадками для вертолетов, собственными койками для таких случаев. А они, кстати, не так уж и редки. За год «помощь с неба» пришла к 11 тысячам (!) нуждавшихся в ней.

В каждом номере журнала «АДАЦ-Моторвельт», между прочим, самого многотиражного в мире автомобильного издания — около 14 млн. экз. — на цветных страницах красуются наборы инструментов, бинокли, дорожные сумки, фотоаппараты, радиоприемники. Реклама? Что вы! Все это — вам на выбор (бесплатно, конечно), если привлечете хотя бы одного нового члена. Как после такой «приманки» не поискать среди знакомых кого-то, кто пожелает заполнить анкету «Да, я хочу стать членом АДАЦ».

В самом деле, почему всего за 74 марки не застраховать себя от многих неприятностей и ненужных трат. Еще недавно нам казалось, что ломаются только отечественные автомобили, а «опелям», «тойотам», «пежо», «фольксвагенам» — все нипочем. Теперь-то мы уразумели, что это не так. А еще лучше знают сами немцы: более 2 миллионов вызовов в год обслуживают «желтые ангелы», еще 900 тысяч — их партнеры, работающие с АДАЦ по контрактам.

С «ПЛЮСОМ» — ЕЩЕ 75 МАРОК

То, что я увидел и узнал в Мюнхене, не уместить в размеры журнальной статьи. Но о «второй ступени» членства в клубе умолчать нельзя. Это так называемый АДАЦ-плюс. Стоит в два раза дороже — 139 немецких марок. Тем не менее более миллиона членов клуба из года в год приобретают «плюс». Для чего?

Немцы с младенчества до глубокой старости живут с автомобилем и в автомобиле. Уверен, есть среди них такие, кто ни разу не воспользовался железной дорогой. Деловые поездки по всей Европе, рождественские и пасхальные каникулы за границей, ну и, конечно, отпуск. Нескончаемые автомобильные потоки несут в Испанию, Италию, Францию — к морю и солнцу — уставших от трудов бюргеров. Ну а случись что? Среди незнакомых людей без языка, без помощи? «Ноу проблем!», если у вас карточка АДАЦ-плюс. Наряду с услугами, о которых уже шла речь (в пределах ФРГ), она предусматривает так называемый «Евро Шуцбриф» — гарантию того, что и в других странах вы находитесь под защитой клуба, что и здесь к вам придут оперативная техпомощь, запчасти (даже если их надо доставить самолетом из США), эвакуатор и т. д. и т. д. В странах Европы АДАЦ разместил 14 своих центров с немецкоговорящим персоналом. Их позывные известны всем держателям «плюса». Кстати, здесь при каждом вызове техпомощи клуб принимает на себя основную часть расходов.

А если сам занемог? Мой знакомый — российский немец, недавно переехавший в Берлин, всей семьей отправился отдыхать в Турцию. Все было, как говорится, выше крыши — отель, сервис, развлечения, но однажды «съели что-нибудь» — отравились. Потребовалась медпомощь — визит к врачу, лекарства — и за все платить. Правда, с легким сердцем. В Берлине АДАЦ возместил все расходы.

И ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ...

АДАЦ (в этом году он отмечает свое 95-летие) — не коммерческая, а общественная организация, и по немецким законам не имеет права на доходы (то, о чем мы говорили, покрывается членскими взносами). Но это далеко не все, что предлагает клуб. Под крылом АДАЦ действуют созданные им коммерческие структуры, которые предлагают (для членов клуба иногда со скидкой) юридическую помощь, организацию отдыха и досуга, информацию: путеводители, автоатласы Европы, карты дорог, книги. Радиостудия АДАЦ работает 18 часов в сутки, снабжая информацией 150 радиостанций в ФРГ. Студия ежедневно обрабатывает 15 000 сообщений дорожной полиции и добровольных информаторов — членов клуба обо всем, что делается на дорогах — заторах, авариях и т. д. 

Почти все, что происходит в автомотоспорте, начиная от Гран-при формулы 1 и кончая состязаниями подростков на мопедах, организует АДАЦ. Это не просто «клубное хобби» — это лицо, авторитет клуба в стране и за рубежом.

Не стану касаться страхования, пластиковых (совместно с «Визой») карт, которыми вы можете расплачиваться везде и всюду, собственно клубной работы — встреч, соревнований, конкурсов — и другого, что предлагает АДАЦ. Скажу, может быть, о не менее важном для автомобилистов, чем услуги, — защите их интересов.

Всеобщий автомобильный — не партия. Он не выставляет кандидатов на выборы в бундестаг и ландтаги, не причастен к политике. Но ни одно сколько-нибудь значимое для автомобилистов (они, считай, половина населения страны) решение не принимается без учета мнения АДАЦ — идет ли речь о лимитах скорости, ремнях безопасности, шипованных покрышках, допустимом содержании алкоголя в крови и т. д. В правовом государстве по-другому и не может быть. Попробуйте, господа во власти, проигнорировать мнение такой массы избирателей — можно потерять и министерский портфель, и депутатское место.

АДАЦ — его руководство — вхоже в коридоры власти, и не только в ФРГ. Недавно клуб внес в Европейскую комиссию предложение: обязать автопроизводителей усилить элементы кузова в целях большей безопасности. Предложение принято.

Клуб формирует свои позиции, опираясь на опросы и анкеты (их публикует «АДАЦ-Моторвельт») и собственные исследования. В его распоряжении — отлично оснащенные для испытаний технические центры со штатом экспертов. С их выводами и оценками производители вынуждены считаться порой больше, чем со своими фирменными.

КЛУБ ИЛИ ПАРТИЯ?

Улетая из Мюнхена, я вспомнил о человеке, одержимом идеей создания партии автомобилистов в России. Готов скорее восхититься им, чем осуждать, хотя сам я против этой затеи. Категорически. Люди устали от партий, политики, политиканства. Но никуда не денешься — автомобилизм в России набирает бешеные обороты, и хотим мы того или нет — жизнь заставит нас объединяться и создавать свой, может быть Всеобщий автомобильный клуб. Но при одном условии: делать ставку не на коммерцию, не на «клубные пиджаки» и тугие кошельки, а на доступную помощь всем желающим, на учет их запросов и нужд. Только на этом пути достижим успех, популярность у автомобилистов.

* У нас его называют и АДАК, поскольку буква С в немецкой аббревиатуре ADAC означает «клуб».

1927 год. Первые «летучки» АДАЦ.

Штаб-квартира 14-миллионного клуба.

Через каждые 15 секунд отправляются по вызову «желтые ангелы».

Помощь спустилась с неба.

Единственное, чем не занимается клуб — подготовкой водителей. Зато хорошо известны его школы безопасного вождения.

Насколько безопасна эта «Тойота»? Начиная с 1984 года исследовательские центры АДАЦ протестировали около 80 моделей на пассивную безопасность.

Более 42 тысяч неисправных автомобилей из ФРГ и европейских стран доставляют за год «эвакомобили» клуба.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии