С итальянским "сердцем"

С ИТАЛЬЯНСКИМ «СЕРДЦЕМ»

]

ГЛАЗАМИ ВЛАДЕЛЬЦА

С ИТАЛЬЯНСКИМ «СЕРДЦЕМ»

Владелец «Таврии» с двигателем ФИАТ-903 делится впечатлениями от эксплуатации

такого не часто встречающегося автомобиля.

Вячеслав ДЕБЕЛЕНКО

Когда пробег моего VAZ 21063 достиг 90 тыс. км, все чаще стала посещать мысль: «А не продать ли девятилетнюю „шестерку“ и на вырученные деньги купить новую „Таврию“?» А тут еще на станции ЗАЗ появились в продаже «таврии» с фиатовским движком.

Вид этого маленького, аккуратного мотора сразил меня, и спустя три дня я уже садился в новую машину — ЗАЗ-1140. Сразу понравилась динамика — субъективно она была лучше, чем у моей предыдущей машины. Но впечатление портила ворчливая коробка передач. Тысячи через две звук ее несколько утих и досаждает теперь только на «нейтрали».

Никакой документации на двигатель не прилагалось. В инструкции по эксплуатации автомобиля, в сервисной книжке — никаких упоминаний. Поэтому данные пришлось собирать разным путем: искать в литературе, расспрашивать владельцев автомобилей ФИАТ и т. д. Так, удалось выяснить, что двигатель ФИАТ-903 раньше ставили на автомобили ФИАТ-127, «Уно», «Панду», а теперь лицензия на его производство передана в другие страны. Скорее всего, мой мотор изготовлен в Словении или в одной из других республик бывшей Югославии, где им комплектуют машины «Юго-45».

Техническая характеристика двигателя: четырехтактный, четырехцилиндровый с нижним расположением распредвала и штанговым приводом клапанов. Привод распредвала — двойной роликовой самонатягивающейся цепью. Материал головки цилиндров — алюминиевый сплав, блока — чугун, коленвал и распредвал — стальные, трехопорные. Диаметр и ход поршня — 65х68 мм. Рабочий объем — 903 см3, максимальная мощность — 45 л. с. при 5600 об/мин, максимальный крутящий момент — 67 Н.м при 3000 об/мин, степень сжатия — 9. Карбюратор «Вебер-32» — однокамерный, с ручным приводом воздушной заслонки. Система зажигания электронная с коммутатором и датчиком Холла, катушка зажигания — родная «таврическая».

Автомобиль с этим двигателем работает ровнее и тише, без провалов и подхватов, картер двигателя находится выше, чем «лыжа» моторного отсека, — случайно его повредить практически невозможно. Расход топлива в городе — в пределах 7–8 л, за городом — 4,5–5,5 л/100 км. При этом за 20 тыс. км я ни разу не открывал и не регулировал карбюратор, только однажды сменил топливный фильтр.

Двигатель ФИАТ намного компактнее, чем мелитополський. Кроме того, он, по-моему, легче, что облегчает работу передней подвески, и еще — в отличие от «Таврии» с двигателем VAZ 2108, под капотом нашлось место запаске.

Генератор и распределитель зажигания находятся в самой верхней части моторного отсека и доступа влаги к ним снизу нет. Поскольку карбюратор установлен справа, сверху легко подобраться к масляному фильтру (он хоть и оригинальный, но расположен как родной МеМЗ), крану отопителя, рейке и тягам рулевого управления, выпускному коллектору и «штанам» выхлопной системы. Точки и способ крепления мотора ФИАТ аналогичны креплению двигателя МеМЗ-245.

Неудобным оказался доступ к свечам: они находятся под карбюратором и слишком близко к переднему щиту моторного отсека. Менять их сложновато. Кроме того, оказалось, что для регулировки клапанов приходится снимать распределитель зажигания (крепится подобно «жигулевскому») — без этого не снять клапанную крышку. Сама же регулировка похожа на регулировку «волговского» двигателя. Еще один недостаток — отсутствие ручного привода топливного насоса.

Что можно сказать о динамике автомобиля и его поведении? Если сравнивать его с обычной «Таврией» или с той, что оснащена вазовским двигателем, то моя машина стоит где-то посредине, хотя мощность и крутящий момент у обоих «родственников» выше. Видимо, сказывается тщательная проработка конструкции фиатовского мотора и удачно подошедшие передаточные числа «таврической» трансмиссии. Однако, мне кажется, фиатовскому двигателю несколько не хватает крутящего момента на низких оборотах. Добавлю, что почти все, кто пробовал машину на ходу, отмечали: мотор ФИАТ как будто специально создан для «Таврии» и подходит ей лучше родного.

Разрез двигателя ФИАТ-903: 1 — масляный насос; 2 — распределительный вал; 3 — штанга привода клапанов; 4 — ось коромысел; 5 — карбюратор; 6 — шатун с поршнем; 7 — насос охлаждающей жидкости.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии