Кондиционер: не только радости

КОНДИЦИОНЕР: НЕ ТОЛЬКО РАДОСТИ

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

КОНДИЦИОНЕР: НЕ ТОЛЬКО РАДОСТИ

Многие полагают, что кондиционер

в автомобиле — своего рода холодильник.

Это заблуждение.

Евгений СЕРДЮК

Кондиционер в автомобиле наших соотечественников — пока редкость. Недостаток опыта общения с этим кажущимся простым агрегатом часто влечет ошибки, порой с печальными последствиями.

Кондиционер — устройство довольно сложное и поэтому несколько капризное. В каком-то приближении его даже можно сравнить с живым организмом: сердце — это компрессор, ресивер-осушитель — печень, конденсор — легкие, нагнетающие магистрали — аорты и артерии, а всасывающие — вены (см. рис.). Капризничает он, к слову, чаще всего из-за погоды. Домашний холодильник стоит себе в теплой, сухой квартире и ему, кроме своевременной уборки, ничего не нужно.

Другое дело холодильник-кондиционер в вашем авто. Задачи у него иные. Прежде всего, температуру он обязан понизить не на 12–15 градусов, как дома, а на все 40 или даже 50. Объясняю. Чтобы при температуре окружающего воздуха, скажем, 50 градусов в салоне вашего автомобиля было по крайней мере 20 градусов, нужно иметь температуру воздуха, выходящего из решеток панели приборов, около 1–3 градусов тепла (при нулевой или отрицательной обмораживаются трубки испарителя кондиционера, покрываясь снежной «шубой», сокращается проходное сечение для воздуха, мешая ему вступить в теплообмен напрямую с трубками испарителя). Но уже на расстоянии каких-нибудь 15 сантиметров от выхода из этих решеток воздух нагревается на 10–14 градусов и только через 30 минут в машине становится прохладно.

Чтобы сократить это время в автомобиле с кондиционером, ввели рециркуляцию воздуха, то есть движение его по кругу в замкнутом пространстве — салоне — без обмена с окружающей средой. В автомобилях высокого класса создают режим «регулируемой рециркуляции», когда во избежание обеднения кислородом воздуха в салоне, вызывающего сонливость водителя, подмешивают наружный воздух.

Автомобильный кондиционер, в отличие от системы отопления салона, не только понижает температуру, но и существенно снижает его влажность. Для этого охладитель (испаритель) кондиционера и радиатор отопителя располагают последовательно друг за другом. Воздух, поступающий в салон, проходит сначала через охладитель и теряет влагу — подсушивается, а потом нагревается в радиаторе отопителя до желаемой температуры. Вот и выходит, что в зимнее время оба устройства — отопитель и кондиционер — работают одновременно. Благодаря этому в сырую ненастную погоду, когда идет мокрый снег или льет дождь, а за окном — минус или плюс три градуса, в салоне автомобиля тепло и сухо, чистые стекла!

Между тем, многие водители зимой вообще не включают кондиционер, берегут его ресурс. Это ошибка. Многолетний опыт и наблюдения показывают, что эффективность кондиционера падает через два года эксплуатации автомобиля, а если вы его не включали зимой — то уже на следующий сезон.

Дело в том, что каждые два года или после 40–50 тысяч километров пробега автокондиционер теряет до 200 граммов фреона. Он очень текуч, удержать его в системе сложно: иногда, как привидение, проходит даже сквозь стенки трубок, блуждая по лабиринтам кристаллической решетки металлов, несмотря на их внешнюю высокотехнологичную заводскую защиту. Более того, фреон, ускользая из системы, увлекает за собой и холодильное масло для смазки компрессорных деталей. О последствиях такой потери догадаться нетрудно: если заклинит компрессор кондиционера, приводимый ремнем, зачастую общим с генератором, водяным насосом и усилителем руля, то автомобиль попросту «умирает» на дороге. И летний друг и помощник — кондиционер превращается во врага-диверсанта.

Причем зачастую весьма прожорливого! Случается слышать жалобы: мое авто (с кондиционером, разумеется, — ред.) стало кушать топлива, как формула 1 — не накормишь. Естественно, ему советуют поехать в техцентр и сделать диагностику двигателя. Правильнее начать с кондиционера. Он и исправный-то повышает расход топлива на 5–7%, а неисправный — и вовсе до 15–25%.

Чтобы избежать таких неприятностей, следует систематически проводить техническое обслуживание кондиционера. Однако ни в коем случае не пытайтесь заниматься этим самостоятельно. Доверьтесь специалистам, ведь при малейшей оплошности самоучка-ремонтник может попасть под давление минимум 5 атмосфер, а в худшем случае — под двадцать — тридцать.

К тому же системы кондиционирования автомобилей, как правило, заправляют ядовитым фреоном R-12 или R-134a. В случае отравления первым сначала наступает ощущение легкого опьянения, эйфории, затем тошнота или рвота. Спасает тогда обильное питье минеральной воды, желательно газированной. Газ R-134а намного опаснее. Он тоже без цвета и запаха и при определенных концентрациях вызывает остановку сердца без каких-либо предварительных симптомов. Оба газа, контактируя, скажем, с горящей сигаретой, прямо перед носом разлагаются, образуя фосген. Между прочим, боевое отравляющее вещество! Отравление при этом неизбежно — пухнут губы, резко воспаляются слизистые оболочки, невозможно ни глотать, ни есть, ни пить.

Самая уязвимая часть в автомобильном кондиционере — конденсор — радиатор кондиционера. По своим размерам он похож на радиатор системы охлаждения, но стоит впереди него, а потому, как настоящий герой, первым принимает на себя все удары. Повреждают его и мелкие острые камешки или осколки фар, бутылок, рассыпанные на дороге. Избегайте наезда на них, ибо стоит конденсор $500–600. Вообще цены новых деталей кондиционера заставляют задуматься: трубки — по $200–300, а компрессор некоторых моделей автомобилей, например, «Ауди», БМВ, даже свыше $200. И все-таки самая распространенная причина разрушений деталей кондиционера — местная коррозия. Приостановить ее можно профилактическим обслуживанием в специализированном центре каждые два года.

И еще один совет напоследок. Обратите внимание на ветровые стекла иномарок. Нередко можно увидеть горизонтальную трещину по всему стеклу на высоте нижней четверти. Знаете, отчего? От того, что, садясь в автомобиль в жару, водитель, пустив двигатель, направляет холодный воздух из кондиционера на раскаленное ветровое стекло, а в сильный мороз пускает на него горячий воздух отопителя. Резкого перепада температуры стекло не выносит и трескается.

Так что с кондиционером в вашей машине, который приносит массу удобств, не все так просто, как может показаться с первого взгляда.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии