Герои званого обеда — грузовики!

ГЕРОИ ЗВАНОГО ОБЕДА — ГРУЗОВИКИ!

]

ТЕХНИКА

ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ

ГЕРОИ ЗВАНОГО ОБЕДА — ГРУЗОВИКИ!

Детище концерна «Даймлер-Крайслер» — «Атего» получило титул «Грузовик 1999 года», в Бельгии на международном автосалоне. Там находился корреспондент ЗР.

Андрей СИДОРОВ

На суд жюри, куда входят 16 европейских журналистов, были представлены шесть машин: «Вольво-FM», «ИВЕКО-ЕвроТех Курсор», ДАФ-CF, MAН-F2000, «Скания-R114/124» и «Мерседес-Бенц-Aтего». Каждый член жюри располагает 12 баллами и распределяет их между моделями-конкурентами, причем не более семи на один автомобиль. Критерии оценки были самыми разными и, в значительной мере, субъективными. Ну а поскольку пишущая братия за рулем грузовиков сидит лишь на праздничных презентациях и недолго, то особое внимание присяжные уделяли комфорту и эргономичности. По результатам опроса «Атего» набрал 69 баллов (из 112 возможных), за ним с небольшим отставанием «Вольво-FM» (64 балла).

Особенно у победителя понравились двери кабины, открывающиеся на 90°, большое внутреннее пространство, хорошая шумоизоляция, удобное расположение рычага переключения передач и четкая его работа. Двери на 90°, конечно, это сила! Жаль, не представлен был наш старенький МАЗ... — его двери распахиваются аж на ветровое стекло!

Нынешний титул — не первый подобный трофей «Мерседеса». Модели «Спринтер», «Вито» и «Актрос» признали «Европейским развозным фургоном 1995 года», «Европейским вэном 1996 года» и «Грузовиком 1997 года» соответственно. Их модификации, представленные на этом автосалоне, уже заметно отличались от своих титулованных предшественников. Но об этом чуть позже.

Говоря об «имениннике», отметим один важный козырь, который, похоже, становится визитной карточкой фирмы: небывалое разнообразие моделей уже в самом начале производства. Так называемая модульная сборка, опробованная на модели «Спринтер» (ЗР, 1998, № 9), позволила весной 1998 года открыть новый модельный ряд «Атего» 25(!) различными модификациями, среди которых четыре варианта кабин и шесть — шасси (от 6,5 до 15 тонн полной массы). А в сентябре появляются обновленные двух- и трехосные шасси для автомобилей полной массой 16, 18, 25 тонн. Так «Атего» переместился в категорию «свыше 18 тонн» и вошел в число претендентов на титул «Грузовик года». Сегодня эта серия включает 27 базовых моделей полной массой от 6,5 до 26 тонн, оснащаемых пятью двигателями мощностью от 122 до 279 л. с. 

Не забыты и полюбившиеся бельгийцам «Спринтер» и «Вито» (с января по ноябрь 1998 года в Бельгии зарегистрировано 7300 этих автомобилей, что на 850 больше, чем за весь 1997 год). Для «Спринтера» предлагается спутниковая навигационная система, разработанная в сотрудничестве с компанией «Бош-Блаупункт», пневмоподвеска с автоматической электронной регулировкой (теперь можно не тащить тяжелый груз вглубь фургона, а оставлять его прямо у двери — подвеска не просядет под нагрузкой), 100-литровый бак вместо стандартного на 75 литров.

«Вито» (как и класс V) может похвастать новой гаммой дизельных двигателей с непосредственным впрыском. Наиболее мощный из них — четырехцилиндровый Vito 112 CDI развивает 90 кВт/122 л. с., крутящий же момент его достигает 300 Н.м в интервале 1800–2500 об/мин. У двигателя четыре клапана на цилиндр, между которыми — точно по центру — расположена форсунка. Система «коммон рейл» уже на низких оборотах способна развить давление до 1350 бар в общей магистрали (перед форсунками), при этом давление регулирует электроника в соответствии с оборотами и нагрузкой на двигатель и независимо от объема впрыска. Предварительный впрыск за несколько миллисекунд до основного заметно снижает шум двигателя, а спиральные впускные каналы в головке блока завихряют воздушный поток на входе в цилиндр. Это способствует отличному сгоранию и, соответственно, экономичности и экологической чистоте двигателя.

Изменения коснулись и бензиновых двигателей «Вито». Двигатели моделей Vito 113 (2,0 л, 95 кВт/130 л. с.) и Vito 114 (2,3 л, 105 кВт/143 л. с.) снабдили новым компьютером, увеличили интервал регламентного обслуживания с 15 000 до 22 500 км (как и для дизелей CDI). Также удалось несколько снизить обороты максимального крутящего момента, а значит, сделать мотор более эластичным.

Для «Вито» предлагают новую пятиступенчатую механическую или автоматическую коробку передач. Традиционно интеллектуальный автомат от «Мерседеса» «поумнел» еще больше. Теперь программа динамического выбора передач (DSP) анализирует буквально все: положение педали газа, загрузку автомобиля, уклон дороги, наличие прицепа, температуру в коробке передач, характеристики мотора и, вкупе с электронной начинкой коробки, выбирает оптимальную передачу. Кроме того, коробка снабжена демпфером крутильных колебаний, что делает ее работу еще более мягкой.

Впервые перед публикой предстал «Эконик» — специализированный автомобиль, который может работать эвакуатором, пожарной машиной, развозным автомобилем в аэропортах, мусоросборщиком и т. п. Его особенность — удобство входа-выхода рабочих, плоский пол кабины (ЗР, 1999, № 2). Основная модель — двухосная, полной массой 18 тонн. На заказ изготавливают трехосный вариант с уменьшенной на 450 мм высотой кабины.

А что же привезли на выставку другие гиганты «тяжелого автомобилестроения»?

«Вольво» представил 13 грузовиков, среди которых модели FL6, FM (7, 10 и 12) и FH12. Чем они примечательны? Дисковые тормоза на всех колесах, система EBS, контролирующая тормозное усилие на каждом колесе, оригинальный замедлитель, сблокированный с коробкой передач, — он бережет тормоз на пологих спусках и обеспечивает режим «круиз-контроль» даже при движении под уклон. Из достижений на «экологическом фронте» журналистам показали модель FL6, работающую на природном газе, а система выпуска FM7 отныне оснащается на заводе специальным фильтром, который задерживает около 80% сажи.

Для «Скании» этот год — юбилейный. Ровно 50 лет назад фирма впервые предстала на Брюссельском автосалоне. На этот раз шведы привезли в Бельгию три новых двигателя, отвечающих нормам Евро III, которые вступят в силу в октябре 2000 года. Это модели 230, 340 и 420 (их индексы означают мощность в л. с.). У самой маленькой, «двести тридцатки», объем 9 литров и относительно высокий расход топлива (196–198 г/кВт.ч), но это с лихвой компенсируется чистотой выхлопа и тяговитостью двигателя: максимальный крутящий момент 1100 (!) Н.м при 1100–1200 об/мин. Такой мотор почти идеален для городских режимов движения. Кроме того, двигатель развивает внушительный тормозной момент: мощность торможения — 170 кВт при 2400 об/мин.

Система «Оптикруиз» — разработка «Скании» — автоматически выбирает нужную передачу, экономя топливо. Но главная особенность в том, что система работает со стандартной восьмиступенчатой «ручной» коробкой. Пневмоцилиндры, монтируемые на крышке коробки передач, переключают передачи, а водитель лишь выжимает сцепление при троганье с места и остановке.

«Рено» привез новые варианты старых, но хорошо продаваемых в Европе моделей: «Экспресс» и его вариант «Кангу», а также «Мастер». Количеством модификаций «Мастер» может поспорить с утилитарными грузовичками от «Мерседеса». Здесь и версия с грузовой подъемной платформой, и мини-автобус, и двойная кабина — всего 44 модификации на базе 15 вариантов кузова. Не остались незамеченными и «Кангу» для инвалидов, и новая «Кангу-экспресс» с поднимающейся крышей.

Салон в Брюсселе — традиционно европейский. Поэтому мы не увидели ни одной машины из США и лишь несколько из Японии и Азии. А жаль. Экспонаты мирно дремали в теплых боксах, сверкая полированными боками. Вообще, сложилось впечатление, что приглашенных собрали скорее на званый обед в честь отпрыска «Мерседеса», чем на серьезную демонстрацию продукции фирм.

«Атего» — грузовик-99.

«Вольво-FM» в боевом снаряжении.

Дисковые тормоза на всех колесах — таков современный грузовик.

Четыре клапана на цилиндр — сегодня и на грузовике не в диковину.

«Рено-Мастер» — мастер своего дела.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии