Стандарт "42"

СТАНДАРТ «42»

]

ТЕХНИКА

НОВИНКИ

СТАНДАРТ «42»

способен «накормить» самое прожорливое электрооборудование автомобилей ближайшего будущего.

Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

Многие наверняка замечали: стоит включить фары или обогреватель заднего стекла, как обороты холостого хода ощутимо падают. Удивляться не приходится: мощность, необходимую для работы электрооборудования, можно взять только у двигателя. Но задумывались ли вы, во что это в конце концов выливается? А «выливается», попросту говоря, в выхлопную трубу вместе с дополнительно сожженными литрами топлива. Более конкретно? Пожалуйста: каждые 100 Вт электроэнергии равнозначны увеличению расхода бензина на 0,17 л/100 км. Для конструкторов, разрабатывающих новые модели, не менее интересно и другое тождество: сэкономленные 100 Вт электрической мощности равнозначны (в смысле экономичности) снижению массы автомобиля на 50 кг!

Но что поделать: погоня за комфортом заставляет оборудовать машину все новыми и новыми потребителями. Тут и обогрев сидений, и подогрев зеркал заднего вида, и стеклоподъемники, и всевозможные бортовые электронные системы: впрыска топлива, АБС, ESP, навигация. Не будем уж говорить об электроподогреваемом катализаторе. Поставленный по инициативе «зеленых», он может заставить владельца позеленеть на очередной заправке: мало того, что потребляет 1,5 кВт мощности, так еще столько же теряется в проводах по пути к нему!

Конечно, не вся жизнь сводится к экономии и ради нее вряд ли стоит отказываться от комфорта, удобств, охраны среды, но что делать с бессмысленными потерями в проводах? Напомним: каждый проводник обладает некоторым электрическим сопротивлением R, а выделяющаяся на нем мощность равна произведению I2.R. Со вторым множителем практически ничего не поделаешь, разве только заменить медь серебром, а толщина проводов и так уже велика. Зато «поиграть» силой тока I весьма заманчиво — ведь она входит в формулу «в квадрате», а значит, снизив потребляемый ток в три раза, мы уменьшим потери в девять раз!

От чего же зависит эта величина? Мощность любого потребителя электроэнергии определяется как произведение U.I, где U — напряжение бортовой сети. Значит, при той же мощности, например, обогревателя стекла он станет потреблять в три раза меньший ток при утроенном напряжении питания. Если взять три аккумулятора по 12 вольт, то в сумме они дадут лишь 36 вольт, но это только на стоянке. При работающем же двигателе напряжение в сети равно, как известно, 14 вольтам, что дает при утроении 42 В — таким и предполагается сделать новый стандарт напряжения в бортсети автомобиля. Кстати, не надо думать, что три аккумулятора займут втрое больше места и будут втрое тяжелее. Ведь потребляемый тем же стартером ток во столько же раз уменьшится и можно будет использовать батарею емкостью всего 20 А.ч. Только вот банок в ней будет уже не шесть, а восемнадцать!

Переход на повышенное напряжение тем более актуален, что некоторые новые системы весьма прожорливы и потребляют (при 12 В) от 100 А (электрокомпрессор кондиционера) до 320 А (электромеханический тормоз). Да и вообще, если сегодня современный автомобиль среднего класса обходится 800–1500 Вт потребляемой электрической мощности, то на 2005 год специалисты прогнозируют... 3000–7000 Вт!

Еще один аргумент в пользу нового стандарта — внедрение систем управления по проводам Drive by wire, вторгающихся в святая святых — рулевое управление, тормоза и манипуляцию газом. Поскольку от их надежности впрямую зависит безопасность движения, решено было иметь два независимых источника электроснабжения — как это принято в авиации. Есть идея, сохранив двенадцативольтовую сеть, питающую относительно маломощные приборы, добавить к ней новую, 42-вольтовую. Потребителю это удобно — не придется тратиться на новые адаптеры к имеющимся автотелевизорам, компьютерам, сотовым телефонам...

Вы скажете, что все это, наверное, дело далекого будущего. А вот и нет: новая «семерка» от БМВ, которую ожидают не позже чем в 2001 году, уже будет с «высоковольтной» бортовой сетью!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии