Квадрициклы. малютки, но каковы!

КВАДРИЦИКЛЫ. МАЛЮТКИ, НО КАКОВЫ!

]

ТЕХНИКА

ОБОЗРЕНИЕ

КВАДРИЦИКЛЫ. МАЛЮТКИ, НО КАКОВЫ!

Целый класс микроавтомобильчиков, названных непривычным нам словом — квадрицикл, неожиданно приобретает популярность в Европе.

Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, Михаил ГЗОВСКИЙ

Итак, что же это такое, квадрицикл? Отвечаем: это две группы «микро» — «легкие» и «тяжелые», объединенные одной привилегией: управлять ими могут все, кто достиг 16 лет, причем первыми — вообще без каких-либо «специальных» «прав», а вторыми — с «правами» для легких мотоциклов.

Легкие квадрициклы оснащены мотором мощностью не более 4 кВт/5,6 л. с., развивают скорость до 45 км/ч и их снаряженная масса до 350 кг. У «тяжелых» показатели 15 кВт/20 л. с., 75 км/ч и 550 кг соответственно.

Нечто подобное знакомо россиянам — инвалидная мотоколяска Серпуховского автозавода. Неказистая внешность, ручное управление, отсутствие всякого намека на комфорт (разве что крыша над головой) с самого начала безнадежно скомпрометировали саму ее идею. Но посмотрите на фото. Разве эти сияющие «металликом» изящные автомобильчики производят впечатление убогих? Пусть мощность двигателя невелика, но внутри все, как у больших братьев: можете даже обнаружить кондиционер и автономный отопитель «Эберспехер»! 

Конструирование и производство квадрициклов получило наибольший размах во Франции. Фирма JDM занимается этим уже без малого двадцать лет. Причем разработанные французами стандарты были приняты всеми странами ЕЭС. Несколько лет назад наш журнал уже писал об этих «бесправных» карликах (ЗР, 1991, № 8). Тогда это воспринималось, скорее, как экзотика, курьез. Но прошло время, и вдруг интерес к квадрициклам начал расти. Только в 1997 году во Франции было продано 9608 микроавтомобилей, что на 11% превысило показатели предыдущего года. В прошлом году рост продолжился, и это не считая того, что экспорт в другие европейские страны стал прогрессировать очень быстрыми темпами.

В чем же причина высокого интереса к несерьезным, казалось бы, малюткам? Дело, по всей видимости, в том, что новейшие технологии и материалы сумели избавить микроавтомобильчики от былых вроде бы органических недостатков. Тогда, в 1991-м, мы писали как о достижении, что в одной из моделей есть «даже ремни безопасности». Сейчас конструкции выдерживают крэш-тесты, а их современнейшим опциям, повышающим комфорт, могут позавидовать любые отечественные «взрослые модели». Требования к экологии побудили конструкторов разработать микродизели с непосредственным впрыском, удовлетворяющие всем нынешним нормам шумности и токсичности. В результате водитель и пассажир могут чувствовать себя в квадрицикле столь же удобно, как, скажем, в «Форде-Ка» или в такой «громкой» новинке, как «Смарт». А скорость... Ну что же, тише едешь — дальше будешь. Да при поездке по магазинам или на работу скорость вообще не первое дело. Больше у светофоров стоишь, чем едешь! Главное: зимой — тепло, летом под дождем — сухо, магнитола играет, да и соседка справа совсем рядом.

Нас эти автомобильчики заинтересовали и по другой причине: российский потребитель сегодня нуждается в доступном транспортном средстве. И хотя непросто представить себе наши города, заполненные автомобилями, среди которых шныряют «квадрициклисты», не имеющие представления о правилах проезда перекрестков (о цене примерно в $5000 вряд ли стоит говорить сегодня, даже с учетом всего лишь 3,5-литрового аппетита малютки), но времена-то меняются. Дачные плантации постепенно перестают быть основным адресом грузоперевозок, и других «каботажных» поездок хватает: на работу, в кино, на выставки и т. д. Видимо, этим потребителям и адресованы квадрициклы — недешевые, но практичные и к тому же милые на вид. Выбор моделей на удивление широк. Одна только фирма «Эксам» (Aixam) предлагает... 12 модификаций, среди которых 5 легких, 4 — тяжелых и 3 кабриолета! Лишь базовая версия обходится одноцилиндровым двигателем, на остальных — двухцилиндровый дизель японской фирмы «Кубота». Никаких коробок передач — везде бесступенчатая трансмиссия «Вариоматик» с клиноременным вариатором. Основа кузова — выполненный по современнейшей технологии высокопрочный алюминиевый пространственный каркас, а панели сделаны из цветного ABS-пластика. Значит, не страшны ни коррозия, ни царапины: согласитесь, большой плюс в условиях городской толчеи, слякоти.

Особая гордость «Эксама» — результат стандартного крэш-теста. Его успешно прошли модели фирмы (кстати, стандарт этого не предусматривает)! Годовой выпуск составляет здесь примерно 15 000 квадрициклов.

Другой производитель — фирма «Лижье», известное имя в спорте, до последнего времени выпускала всего одну модель «Оптима». И вот недавно на конвейер встала совершенно новая машина — «Амбра». Этот двухместный автомобильчик длиной 2470 мм снабжен одно- и двухцилиндровыми дизелями фирмы «Ломбардини» (известной и у нас своими снегоходами и гидроциклами) с непосредственным впрыском, рабочим объемом 315 и 505 смз соответственно. Любопытно, что при разном рабочем объеме моторы обладают одинаковой мощностью — 4 кВт/5,6 л. с., а вот величина крутящего момента различается. Дело в том, что более мощный двигатель пришлось «придушить», иначе он просто вышел бы за допустимые в этом классе нормы мощности. Кузов «Амбры» выполнен из пластмассы на алюминиевом каркасе и выдержал фронтальный крэш-тест на скорости 50 км/ч в полном соответствии со «взрослыми» европейскими нормами. А теперь посмотрите на фото. Такой панели и ВАЗ может позавидовать! Кстати, кроме двух человек, этот квадрицикл может много чего перевезти — объем его багажника... 800 л!

Упомянем и других поставщиков малюток. «Шатене» — небольшая, но быстро растущая фирма: за семь лет ее штат увеличился впятеро, а годовой выпуск достиг 2000 шт. Как и «Лижье», она предпочитает дизели «Ломбардини», но в отличие от нее имеет в программе и четырехместную модель длиной 2890 мм. А вот у фирмы «Беллье» машины не столь современны внешне (они весьма напоминают нашу «Оку»), но вот оборудование... Тут нашлось место и для электростеклоподъемников, и для центрального замка с радиоуправлением, легкосплавных колесных дисков, даже для кондиционера. Вставки из дерева на приборной панели — это уже мелочи! Наконец, о «Савель-Сисме» фирмы «Савель» — четырехместном квадрицикле совершенно футуристического облика с двигателем по выбору: бензиновым, дизельным, газовым (пропан) или электромотором! Добавим, что фирма состоит всего из 45 человек, но имеет в портфеле 2000 заказов на этот год.

А теперь вернемся к JDM — патриарху в постройке малюток. Недавно там освоен выпуск модели с амбициозным названием «Титан». Оснащенная дизельным двигателем фирмы «Янмар», она, пожалуй, одна из самых привлекательных в своем классе. Современная внешность, высочайшее качество изготовления вкупе с богатым оснащением (к услугам владельца даже бортовой компьютер!) и «взрослым» оформлением салона способствуют успеху «Титана» у французских поклонников микроавтомобильчиков.

Глядя на экспонаты последних автосалонов, нетрудно заметить: крупные концерны все больше обращают свои взоры на перспективный рынок крошечных транспортных средств. Первой ласточкой стал «Смарт», кто последует за ним? Поживем — увидим. Но, судя по всему, многие европейские водители готовы согласиться: небольшие, но комфортабельные, удобные и безопасные автомобильчики для города — самое то! Квадрициклы в их числе.

Модельный ряд фирмы «Эксам» был полностью обновлен в 1997 году.

Квадрицикл по-японски: «Дайхатсу-Миджет II». В Стране восходящего солнца требования к подобным машинам отличаются от европейских.

Интерьеры малюток не уступают по качеству отделки полноразмерным автомобилям.

Микроавтомобили компании «Лижье» — одни из самых популярных в своем классе. Модель «Амбра» (слева на фото — ее панель приборов).

Большинство производителей оснащают свои машины итальянскими дизелями «Ломбардини».

Шасси и кузов модели «Титан» — новинки от одного из «основателей жанра», фирмы JDM.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии