Есть контакт

ЕСТЬ КОНТАКТ

]

ЭКОНОМИКА

РЕПОРТАЖ

ЕСТЬ КОНТАКТ

Первое место в Германии, второе в Европе и четвертое в мире — такова вершина, достигнутая шинным концерном «Континенталь» за более чем 125-летнюю историю.

Андрей ЛАДЫГИН

К известности и славе путь, как правило, долгий. Прикинем, сколько лет отделяют первую победу «Мерседеса» на пневматиках «Континенталь» в гонках, проходивших в Ницце, от побед «Континенталя» нашего времени. Он первым применил рифленый протектор, съемный обод колеса, бескамерные покрышки. Каков «послужной список»! Но это далеко не все.

Занимаясь шинами, инженеры концерна не могли не обратить внимания на другие системы автомобиля — хорошая шина должна гармонично сочетаться с работой элементов подвески, опор силового агрегата... Изменяя их параметры, можно достичь значительно большего, чем просто совершенствуя покрышки. Так родилось направление «Конти-Тех», которое ныне в годовом обороте концерна (свыше 10 млрд. немецких марок) составляет почти треть.

Но главенствуют в программе все-таки шины: более 70 млн. легковых и свыше 4 млн. грузовых покрышек в год! Кстати, концерну принадлежат и другие марки: Uniroyal, Semperit, Gislaved/Viking, Barum, General Tire. Каждая из них — это целая гамма шин различного назначения, но есть и специализация. Скажем, Uniroyal — это преимущественно покрышки для спортивных машин, а GT — для джипов-вседорожников.

Хотя шины концерна «пекут» в разных странах, место рождения у них одно — исследовательский центр в Ганновере. Зачатие каждой модели происходит буквально на уровне элементарных частиц: молекулярная модель смеси и микрорельеф дороги контактируют вначале на экране компьютера — так происходит самый-самый первый тест в «жизни» шины. Материал покрышки должен обеспечивать наилучшее сцепление с дорогой, а потому его рецептура — строжайшая тайна. Известно лишь, что в последнее время технический углерод в шинной резине все чаще заменяют силиконом.

Надежное сцепление шин с дорогой гарантирует автомобилю хорошую устойчивость, управляемость и высокие тормозные свойства — но очевидно вызывает рост сопротивления качению. Как это совместить? Проходя очередной тест, шина часами «бежит» по барабанам стенда со скоростью около 120 км/ч — крейсерской для машины на автобане. Кстати, «Континенталь» одним из первых ввел понятие экономичности шины, рассчитав, сколько денег сберегут владельцу грузовика высококачественные покрышки.

Следующее испытание — на аквапланирование. И вновь начало его на компьютере: он наглядно демонстрирует, на каких участках пятна контакта давление воды выше и как следует скорректировать рисунок протектора, чтобы это давление снизить.

И, наконец, последний из предварительных тестов — на шумность. Разновеликие шашки протектора, разбросанные с переменным шагом по окружности шины, далеко не единственное средство борьбы с резонансом. В лаборатории фирмы, располагающей сурдокамерой и огромным комплектом приборов, вычислили, например, что наиболее сильный шум от шин при движении автомобиля возникает... непосредственно перед началом пятна контакта, когда шашки протектора еще не вступили в «игру»! 

Кстати говоря, шум шуму рознь. Вот эксперимент, участниками которого стали приглашенные фирмой журналисты. В небольшой кабинке каждый из нас несколько раз прослушал в записи «песни» двух проносившихся мимо автомобилей. Один из них солировал явно громче — но в его песне выделялся единственный пик частотной характеристики, тогда как у более тихого автомобиля весь «горный хребет» имел довольно значительную высоту. Подобный неслышимый «голос» шин нередко создает подспудный дискомфорт, отчего водитель и пассажиры сильно устают в поездке, не понимая причины. Именно поэтому производители шин все больше внимания уделяют их шумности — субъективной оценкой покрышек (именно субъективной, как при дегустации духов и вин — без приборов и компьютеров) в «Континентале» занято 10 классных специалистов.

Ходовые испытания шин проводят на фирменном полигоне «Контидром». С высоты птичьего полета в чаше скоростного круга, напоминающей гигантский стадион, видны несколько кругов и загогулин различных радиусов, причем часть из них — дождевые: небольшие фонтанчики на их обочинах непрерывно имитируют сырую погоду. Есть и дорожки для испытаний тормозных и динамических качеств автомобиля с «пятым» колесом, имитация различных видов покрытия — булыжник и т.д. В распоряжении работников «Контидрома» — 60 автомобилей наиболее распространенных марок и моделей. Тесты зимних шин фирма проводит на другом полигоне — в Финляндии. Там снег все же более частое явление природы, чем в Ганновере.

Производителю шин в наше время приходится балансировать на тончайших пиках — возможностях современных автомобилей разных классов, запросах различных групп покупателей, разумном соотношении высокой стоимости разработки исследования и производства с окончательной ценой продукции... Ну, совсем как молекулярная модель резины контактирует на экране компьютера с микронеровностями дороги. Есть контакт — значит, будет очередной, долговечный, экономичный и надежный «Контакт» — зимний, спортивный, дорожный, грузовой, специальный...

Продукция «Континенталя» сегодня (слева направо): «КонтиЭкоКонтакт СР», «КонтиСпортКонтакт», «КонтиВинтерКонтакт TS 790».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии