15 000 км в пробирке

15 000 КМ В ПРОБИРКЕ

]

РЫНОК

ЭКСПЕРТИЗА

15 000 КМ В ПРОБИРКЕ

Ныне, господа, кризис! Сегодня даже небедный человек призадумается, что предпочесть: купить «обычное» минеральное масло (а точнее, нефтяное) и менять его чаще или разориться на дорогое синтетическое, но менять реже.

А может, пойти на компромисс и выбрать «полусинтетику»?

Александр БУДКИН

Решая в очередной раз, что залить в двигатель автомобиля, его владелец невольно сопоставляет показания ценника со своими представлениями о качестве предлагаемых масел. На чем они основаны? Как мы убедились, чаще не на собственных знаниях, а на рассказах соседа по гаражу, хотя специальной «масляной» литературы хоть пруд пруди. Попробуем предложить наш вариант сознательного выбора масла с учетом его свойств, достоинств и недостатков, основываясь на данных проведенной нами экспертизы.

ВСТРЕЧАЮТ ПО... МАРКИРОВКЕ

Испытаниям подверглись три образца масел: «Лукойл Стандарт», BP Visco 2000 Plus и Mobil 1 ценой 30, 150 и 300 рублей за литр соответственно. Каждая ценовая группа отвечает тому или иному уровню эксплуатационных свойств, заявленных производителем (см. табл.).

Дорогие и дешевые масла различаются не только своими свойствами, но и сроком службы. Последний, кстати, определяется снижением этих самых свойств за время работы масла в двигателе. На его цене заметно отражаются и низкотемпературные характеристики: сделать масло для суровой зимы сложнее, поэтому стоит оно дороже. Так, масло «Лукойл Стандарт» подойдет для умеренно холодной зимы (до минус 25°С), «Бритиш Петролеум Виско 2000 Плюс» — для холодной (до минус 30–35°С), а «Мобил 1» — для лютой (до минус 40°С). Это следует из маркировки масел. О многих других свойствах масла и его «старении» расскажут протоколы испытаний.

ПРОВОЖАЮТ ПО РЕСУРСУ

Как лучше всего проверить эксплуатационные свойства моторного масла? Конечно, залить в двигатель и дать поработать. Для трех масел придется задействовать три мотора. А для десяти? Многовато! Именно поэтому на двигателе проводят только окончательные (приемочные или сертификационные) испытания, а для исследовательских целей пользуются методами ускоренной лабораторной оценки. Суть их такова: условия, подобные реальным (то есть тем, что в двигателе), моделируют в лаборатории так, что за каждый час, проведенный в пробирках, масло условно «пробегает» 3–5 тыс. километров. Именно так изготовители масел могут, например, оперативно испытывать десятки комбинаций присадок. Такой метод называется высокотемпературным окислением. К нему прибегли и мы.

Как и следовало ожидать, испытанные образцы обнаружили разные начальные свойства и по-разному «сопротивлялись» высокотемпературному окислению. Без моторных тестов проверить масло на соответствие заявленному классу качества можно лишь косвенно, что мы и сделали. Результат обнадежил: в канистрах, похоже, находится именно то, что значится на этикетке. Заметное снижение эксплуатационных свойств «Лукойла» произошло примерно на 15-й тысяче километров условного пробега, «Бритиш Петролеум» смог продержаться 22–23 тысячи, а теоретический ресурс «Мобил 1» вообще перевалил за 40 тысяч.

Откуда взялись эти цифры? Изменение свойств масла при окислении определялось по нескольким параметрам: щелочное число (рис. 1), оптическая плотность (рис. 2), прокачиваемость при низких температурах (рис. 3) и некоторым другим. Эти данные и позволили оценить теоретический ресурс масла.

Несколько слов о работе масел с резиновыми уплотнениями. Весьма распространено мнение, что импортная синтетика разъедает отечественные сальники. Насколько это верно? Оказывается, эфиры, входящие в состав базового продукта синтетических масел, действительно взаимодействуют с резиной хуже, чем нефтяные компоненты, но заметить эту разницу можно лишь в хорошо оснащенной лаборатории. В нашем случае масла в течение 72 часов при температуре 125°С демонстрировали свою агрессивность к резине марки УИМ-1. Изменение массы резинового образца под воздействием синтетического «Мобила» составило 2% против 1% у двух других масел; изменение объема — 3 и 2% соответственно.

КАК ЧАСТО МЕНЯТЬ?

Простой, казалось бы, вопрос. Ответ на него найдешь в инструкции по эксплуатации автомобиля: в «жигулях» — через 10 тыс. км, «самарах» — через 15 тыс. и т. д. На самых современных и дорогих импортных автомобилях периодичность замены масла определяет бортовой компьютер. Скажем, в новых «мерседесовских» моторах она может колебаться от 20 до 40 тыс. км — в зависимости от условий эксплуатации.

Отечественные двигатели и автомобили подчиняются тем же законам физики и химии и хоть не имеют умного компьютера, масло здесь тоже может «стареть» с разной скоростью. При жесткой эксплуатации — в крупных городах или просто в изношенном двигателе — срок службы масла сократится примерно на четверть. Скажем, в «жигулях» — до 7–8 тыс. км, в «самарах» — до 10–12 тыс. Но вот может ли он увеличиться при использовании дорогого масла? Лабораторные испытания показали — может. Правда, к полученному расчетному ресурсу следует относиться осторожно. Ведь в нашем случае оценивался хотя и главный, но только один фактор — длительное действие высокой температуры. В реальной же эксплуатации есть и другие, например прорыв газов из цилиндра в картер. На двигателе с сильно изношенными деталями цилиндро-поршневой группы эти газы могут заметно сократить срок службы масла. Но и это не все. Что прикажете делать с продуктами износа — мелкой металлической стружкой, забивающей масляный фильтр? На новом необкатанном моторе или, наоборот, на доживающем свой век интенсивное накопление продуктов износа будет во многом определять периодичность замены масла, фильтра и промывки двигателя. Так что же получается? Принимать решение на свой страх и риск или действовать все же согласно инструкции к автомобилю? Последнее, наверно, надежнее.

ВМЕСТО РЕЗЮМЕ

Выбирая масла, следует помнить, что различия между ними не в нефтяной или синтетической основе и не в фирме-производителе, а в заявленном уровне эксплуатационных свойств. При условии, конечно, что масло не поддельное.

Редакция благодарит Сертификационный центр 25 ГосНИИ МО РФ за помощь в подготовке материала.

Название «Лукойл Стандарт»

Изготовитель Пермь-55, ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез»

Цена — около 30 руб. за литр

Класс SAE 10W40; API SF/CC

При изготовлении этого нефтяного масла использован пакет присадок Shell, который позволил маслу попасть в группу «самых всесезонных среди нефтяных масел». К категории самых дешевых оно не относится.

Название Visco 2000 Plus

Изготовитель BP Oil

Цена — около 150 руб. за литр

Класс SAE 5W30; API SG/CD, CCMC G5/D2/PD2 

Зимнее полусинтетическое масло для любых отечественных машин с бензиновым двигателем и автомобилей зарубежного производства, выпущенных до 1996.

Название Mobil 1 

Изготовитель Mobil Oil Corporation and Affiliated Companies, Франция

Цена — около 300 руб. за литр

Класс SAE OW40; API SJ/CF, EC, А3–96, В3–96 

Всесезонное синтетическое масло для всех типов двигателей легковых автомобилей.

Рис. 1. Динамика уменьшения щелочного числа при окислении показывает, с какой скоростью масло теряет способность к нейтрализации кислых продуктов, образующихся в процессе работы двигателя, то есть как быстро срабатываются нейтрализующие присадки.

Рис. 2. Оптическая плотность — один из показателей интегральной оценки качества масла. Динамика роста этой величины характеризует скорость вырабатывания в нем присадок.

Рис. 3. Низкотемпературные свойства при старении масла ухудшаются, поэтому к моменту выработки ресурса оно переходит в другую, более «теплолюбивую» температурную группу. Например, из SAE 5W30 превращается в SAE 10W30. Абсолютные значения для трех образцов на графике близки, но они определялись при разной температуре, поскольку относятся к разным температурным группам.

Наша справка

Кроме температурного диапазона, масла сильно отличаются друг от друга так называемой группой качества. Как мы уже не раз писали, по американской классификации API ее принято обозначать SF, SG, SH, SJ (для бензиновых двигателей) или CD, CE, CF, CF-4, CG-4 (для дизелей). Чем дальше, тем лучше. Минеральные масла представлены во всех этих группах. Полусинтетические и синтетические борются за верхние ступени «пьедестала» в своих номинациях. Заметим, среди «дизельного» списка только CD и CF предназначены для дизелей легковых автомобилей. К обозначению масла иногда добавляют «EC» от англ. energy concerving — энергосберегающее.

Современная европейская классификация ACEA действует параллельно, а лучше сказать — независимо от американской. Она предусматривает три группы качества: А1–96, А2–96 и А3–96 (для бензиновых двигателей) или В1–96, В2–96, В3–96 (для легковых дизелей). Здесь такая же зависимость — чем дальше, тем лучше. При этом европейская классификация требовательней американской. Например, масло, маркированное API SJ, может при этом соответствовать как А1–96, так и А3–96. Поэтому при подборе масла для европейских иномарок следует ориентироваться и на европейскую классификацию.

Одно замечание: масло «Бритиш Петролеум Виско 2000 Плюс», попавшее в наш тест, обозначено группой SG/CD по американской классификации и одновременно G5/D2/PD2 по устаревшей европейской классификации ССМС, действовавшей до 1996 года.

Наша справка

Моторное масло состоит из трех основных компонентов: базового продукта, загустителя-полимера и пакета (смеси) присадок. В нефтяных маслах в качестве базового продукта используется нефтяная основа — продукт прямой перегонки нефти. В синтетических — смесь маловязких эфиров и «нормальных» по вязкости полиальфаолефинов (ПАО). Смешивая их в разных пропорциях, можно получать более или менее «жидкие» базовые продукты. Полусинтетическое масло, как правило, содержит в своем базовом продукте смесь нефтяных фракций с ПАО. Однако иногда словом «полусинтетика» называют масла, полученные на улучшенной нефтяной основе: вторичная перегонка, гидрокрекинг и т. д. Это не совсем корректно, но производителю выгодно: свой товар на рынке он «подаст» лучше.

Наша справка

Окисление масла проводилось в присутствии катализатора. Потеря его массы косвенно характеризует коррозионную активность масел. Любопытно проследить динамику изменения этого параметра. Сначала — у всех «по нулям», затем, при частичном срабатывании пакета присадок, синтетические компоненты дают худшие показатели и, наконец, при сильном окислении картина меняется вновь. Более дорогие масла с более совершенными присадками берут верх.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии