Утилизационный сбор на грузовики

Вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса РФ», а также Постановление Правительства РФ об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств. Как это скажется на цене ввозимых и производимых в РФ автомобилей, как изменится марочный состав парков?

ЗЕЛЕНЫЙ БАРЬЕР

Еще до вступления закона в силу мнения относительно его влияния на автомобильную отрасль и, в частности, на стоимость транспортных средств в связи с формированием новой системы утилизации разделились. У перевозчиков и дилеров появились опасения, что введение утилизационного сбора приведет к повышению стоимости автомобилей. По мнению депутата Государственной думы Альфии Когогиной, никаких экономических оснований этого нет. Во-первых, аргументом против повышения цен является снижение импортных пошлин в связи с вступлением Российской Федерации 23 августа 2012 года во Всемирную торговую организацию. В тот же день в РФ были введены новые, более низкие ставки таможенных пошлин. Установление утилизационных сборов компенсируется снижением размеров таможенных платежей. Более того, поскольку связи между введением сборов и таможенными пошлинами нет, в ряде случаев стоимость автомобилей должна уменьшиться. По подавляющему большинству моделей нагрузка на импортера останется неизменной.

Что касается российских производителей автомобилей – они могут вместо уплаты утилизационного сбора принимать на себя добровольные обязательства по последующей утилизации автомобилей. Следовательно, им не придется закладывать в стоимость автомобиля размер утилизационного сбора и повышать на него цену. К таким компаниям относятся и иностранные, осуществляющие на территории Российской Федерации производство в режиме промышленной сборки. Однако всем компаниям, которые дают гарантии о последующей утилизации и таким образом освобождаются от уплаты сбора, придется вкладывать деньги в создание специализированных утилизационных мощностей. Здесь могут возникнуть сложности у мелких производителей, не имеющих своих мощностей утилизации.

Единственная категория транспортных средств, стоимость которых повысится, – ввозимые в Россию подержанные автомобили. На них установлены более высокие коэффициенты утилизационного сбора, чем на новые. Такая мера очень важна для Российской Федерации, поскольку защищает ее от автохлама, который хлынул бы к нам с 23 августа 2012 года в связи со снижением пошлин, чем был бы не только нанесен ущерб экологии и здоровью населения, но и негативно повлиял на приобретение современных транспортных средств. Такая мера ограничивает поток подержанных машин из других стран и призвана со временем полностью вытеснить их с российского рынка. Очевидно, она создает трудности для мелких компаний-перевозчиков, которые приобретают подержанные иномарки. Если этот сегмент авторынка прекратит свое существование, перевозчики будут вынуждены искать «разрешенные» подержанные автомобили, ставшие таковыми в России, а ввезенные новыми. При этом покупка новых машин и их последующее обслуживание обойдутся таким компаниям слишком дорого. Единственный реальный вариант для них – это специально продуманные для мелкого бизнеса лизинговые и другие финансовые программы.

Мнение

Владислав Печенин, генеральный директор управляющей компании «Мосдизайнмаш»

– В связи с введением утилизационного сбора как минимум на 2 месяца продажи нашей новой продукции, произведенной после 1 сентября текущего года, будут временно остановлены. Сегодня процедура взимания утилизационного сбора нам не совсем ясна. Под этот сбор попали даже карьерные самосвалы, которые не эксплуатируются на дорогах и не являются транспортными средствами. Полагаю, цены должны вырасти даже на продукцию российского производства, если за утилизацию надо платить сразу. При этом в других странах за утилизацию платят владельцы, когда подходит срок, и они имеют возможность зачесть часть стоимости с запчастей, которые могут быть проданы как б/у.

Процедура уплаты сбора с ввозимой в Россию техники также непонятна. Шасси ввозится без уплаты сбора. К нам обращаются за надстройкой. Мы как производители, выписывающие ПТС, рассчитываем этот сбор и переводим на счет ФТС. Далее мы должны получить отметку, что деньги ФТС получила. У кого ставить печать? В какую таможню бежать – где шасси растамаживалось или в ближайшую? Кто на таможне эти деньги будет искать и в какие сроки? Далее после получения отметки мы можем идти и просить ГИБДД выдать бланк ПТС. Что они еще от нас потребуют? Новых бланков ПТС нет. Опять же, мы пока не знаем, как выделять утилизационный сбор в бухгалтерских документах.

КМУ обслуживают организации, производящие их монтаж. Основные неисправности – это замена шлангов, которые изготавливаются многими компаниями, имеющими такое оборудование. Мы несколько лет предлагаем и будем продолжать осуществлять сервис и ремонт КМУ, но обращений немного.

Сегодня мы возобновляем производство надстроек на ГАЗ. Для этого заключен прямой договор с «Группой ГАЗ» о поставке нам шасси. Продолжаются переговоры с компанией DAF. Также мы планируем организовать сборку кузовов из готовых комплектов в городах, где производятся шасси. Это, в первую очередь, Санкт-Петербург (Scania, MAN) и Набережные Челны (Mercedes-Benz и Fuso).

Мнение

Артем Кожевников, начальник отдела маркетинга и рекламы «БАУ Мотор Корпорэйшн»

– Совместное российскокитайское предприятие БАУ-РУС является производителем полного цикла, включая производство рам и кабин начиная с 2009 года. По условиям постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870, производителям необходимо до 1 ноября текущего года создать сеть пунктов приема и утилизации, произведенных и впоследствии вышедших из эксплуатации транспортных средств. Мы уже создали такие пункты в порядка 70% субъектах РФ, наша компания завершает этот процесс, тем самым выполняя требования постановления. Благодаря этому введение утилизационного сбора никак не скажется на цене наших транспортных средств и тем более на работе предприятия. Мы планируем небольшое поднятие цен с 1 ноября, но оно связано с конструктивными изменениями, вносимыми в конструкцию автомобилей. Это увеличение ширины бортовых платформ и фургонов, дополнительное утепление кабин, установка обновленных зеркал заднего вида с электроподогревом.

Шасси выпускаемых автомобилей остается без изменений. Соответственно, стоимость запасных частей и технического обслуживания не увеличится.

ЦЕНА ЗАКОНА

Введение утилизационного сбора окажет влияние в первую очередь на ввоз и производство транспортных средств и лишь во вторую – на саму утилизацию и экологию.

Утилизационный сбор (УС) – это своеобразный налог на колесное транспортное средство, который платят импортеры при ввозе машин на территорию России. При этом для производителей, работающих на территории России, предусматривается освобождение от уплаты УС. Ставки УС и федеральный орган, отвечающий за его сбор, определяется Правительством РФ. Оплата УС дает гарантию владельцу транспортного средства на его бесплатную утилизацию, после того как оно исчерпает свой срок службы. Инициатором нововведения стало Министерство промышленности и торговли. Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации» вступил в силу 1 сентября 2012 г.

Утилизация машин – это отдельный серьезный бизнес, сложный, хорошо развитый на западе, который в России предстоит только развивать. Но нас, как стороны, выражающей интересы российских перевозчиков, УС интересует в качестве заградительной и защитительной меры.

Причин введения такого скрытого налога несколько, и лежат они в разных плоскостях. Безусловно, в первую очередь, речь идет о защите интересов отечественных производителей – прежде всего таких крупных, как ГАЗ, КАМАЗ и во-вторую – в определенной степени о преференциях для промсборки на территории РФ, которая получила широкое распространение. Симптоматична и дата вступления Постановления УС в силу – с 1 сентября 2012 г. Дело в том, что за неделю, то есть 23 августа 2012 г., Россия фактически вступила в ВТО, следовательно, ввозные таможенные пошлины на импорт, в том числе автомобили, начнут снижаться. Автомобильный хлам, который в Европе невыгодно и нельзя использовать как с экономической, так и экологической точек зрения, хлынет мутным потоком к нам – благо у нас «проходят» машины, потребляющие Евро-0 (не в крупных городах, конечно, но в регионах вполне). Напомним, как выглядит возрастной состав парка автотранспортных средств по различным сегментам (диаграммы 1). Таким образом, поскольку в грузовом сегменте парк машин на более чем 50% старше 10 лет, нашего автоперевозчика трудно напугать сверхподержанной иномаркой. А вопросы безопасности и экологии уходят на дальний план. Причем экологический урон в настоящее время – это 6% от общего количества смертей в год (80 тыс. человек), который происходит по причине загрязнения воздуха. Это больше чем смертность в ДТП и от туберкулеза вместе взятых. Так что свою заградительную функцию против старых машин УС должен выполнить, заставив наших перевозчиков «разлюбить» старые машины и уважать экологию.

Мнение

Егор Логвинов, начальник отдела маркетинга JAC Motors Rus

– На первую партию самосвалов JAC, поступившую в начале сентября дилерам в Москве, Новосибирске и Краснодаре, стоимость изменена не будет. В то же время после введения утилизационного сбора и снижения таможенных пошлин рынок коммерческой техники, в частности, китайской, претерпит изменения. Какие – будет ясно уже к концу текущего года. Стоимость запчастей и нормочаса при техобслуживании также в ближайшее время не изменится.

Введение УС в определенной мере можно считать компенсационной мерой против постепенной отмены ввозных пошлин, размеры и сроки которых были приведены в «Рейсе» №4-2012 г. (таблица 1). Но понимать УС как прямую замену пошлин, естественно, нельзя, так как у них разный способ формирования: если пошлины определяются в процентах, то УС устанавливается как фиксированные величины в зависимости от базовой ставки и корректирующих коэффициентов (таблица 2).

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в