Скатертью дорога!

СКАТЕРТЬЮ ДОРОГА!

]

РЫНОК

У ПРИЛАВКА

СКАТЕРТЬЮ ДОРОГА!

Очередной «поход» по рынку запчастей — за деталями подвески. Покупатели спрашивают — продавцы отвечают..

Максим САЧКОВ

Решил «перетряхнуть» подвеску: дороги-то сами знаете какие. Что есть на прилавках и почем?

Предлагают узлы в сборе, отдельные детали, разную мелочевку — бери не хочу. Конкуренты? Сколько угодно: одни завлекают ценой, другие — качеством, а кто-то рассчитывает только на наивность и неосведомленность покупателя. Ассортимент самый разнообразный. Это и довольно дорогие запчасти, выпускаемые самими автозаводами и их поставщиками, и более дешевый, чаще всего совсем не плохой товар сторонних производителей, и пресловутый «левак» (он же «кооперативный»), и, конечно же, импорт.

Стойки, амортизаторы, патроны — это одно и то же?

Отнюдь. У машин с передней подвеской типа «Мак-Ферсон» (а это все отечественные переднеприводные) гасящий и направляющий элементы конструкции объединены воедино в телескопическую (амортизаторную) стойку. У других автомобилей функции деталей четко поделены: рычаги (направляющие элементы) задают геометрию перемещений, амортизаторы только гасят колебания. «Патрон», или картридж — это вкладыш в стойку: ее «внутренности» (по сути, гидравлический амортизатор) удаляются; их место занимает неразборный газонаполненный амортизатор с лучшими (или кажущимися таковыми) характеристиками. Штатные амортизаторы и стойки всех российских моделей — гидравлические, исключение — газовые патроны «Спимек» «москвичовско-святогорской» семьи.

Нужен «девяносто девятый» амортизатор...

Таких не держим... потому что у всех «самар» (в том числе VAZ 21099/">VAZ 21099) и "десятки" амортизаторы одинаковые, под индексом 2108.

Телескопические стойки различаются — у «десяток» собственные. Амортизаторы «жигулей» — оригинальные, передние со штоком и ушком, задние — с двумя ушками. «Нивовские» похожи на них внешне, но отличаются характеристиками. «Волговские» — одинаковые для всех моделей (передние и задние — разные).

«Родные» вазовские стойки есть?

Вы, очевидно, имеете в виду скопинские. СААЗ — Скопинский автоагрегатный завод, что в Рязанской области, поставляет стойки и амортизаторы на Волжский и Горьковский автозаводы. Товар известный... потому и подделок много. Кстати, кроме СААЗа, есть и другие производители. Гродненский завод автомобильных агрегатов (Белоруссия) поставляет амортизаторы и телескопические стойки на конвейер бывшего АЗЛК и в запчасти — для остальных машин. В Гродно делают и гидравлические, и газонаполненные амортизаторы, и патроны. «Газ» выпускает также питерская фирма «Плаза», продукция которой ориентирована скорее на спортсменов: очень жесткие, зато дорогу держат неплохо. Практически для всех отечественных моделей предлагается и польская продукция, цена которой несколько выше нашей заводской.

Иногда в продажу поступают детали с так называемой переборки или, как их еще именуют, восстановленные. Имейте в виду: такие амортизаторы зачастую даже не перебирают, а просто подкрашивают и ставят в них новые резиновые втулки. Клеймо и корпус — заводские, да и вид товарный: от новой качественной детали не отличишь. Чтобы не «пролететь», взгляните на резьбу штока (если таковая имеется): сразу увидите, стоял уже амортизатор на машине или нет.

Из зарубежных производителей широко представлены «Сакс», «Монро», «Кони», «Бильштайн», «Габриэль» с обширной гаммой для всех российских марок. Продукция высококачественная, один крупный минус — кусачая цена, выше заводской в два-три раза.

Ищу пружины. Что посоветуете?

Лучше, пожалуй, заводские. ГАЗ и ВАЗ производят их сами, для «москвичовского» конвейера работает ОАО «Автоагрегат», что в Кинешме. «Вазовские ряды» завалены также питерскими, орловскими, тверскими пружинами. Отличить их от заводских не так уж сложно: у последних пруток витой, видны спиральные дорожки. Из импорта предлагают изделия фирмы «Боге» (Boge) и «Килен» (Kilen).

Напомним: передние пружины на всех «жигулях» одинаковые, а задние, для седанов (код 2101) и универсалов (2102) — разные. Есть и экзотика — передние пружины «посильнее» для машин с правым рулем. Для «самар» и десятого семейства передние пружины одни и те же, а вот задние разные: «восьмерочные» (до VAZ 21099/">VAZ 21099 включительно), "десятые" и "одиннадцатые" (подробнее в ЗР, 1998, № 5). У "волг" все просто: традиция передается из поколения в поколение, передние пружины всех моделей одинаковы.

Пружины тоже «восстанавливают»: просевшие растягивают и подкрашивают. Результат — новые на вид детали, а срок их службы — с момента продажи до установки на автомобиль.

А как же рессоры?

Для «волг» и заднеприводных ижевских «москвичей» их делают сами автозаводы. На «Волгу„-универсал устанавливают шестилистовые, седан уходит с завода с пятилистовыми. У „каблучка“ (Izh 2715) в рессорах по девять листов, у „четыреста двенадцатого“ — семь. Из сторонних производителей упомянем Чусовской металлургический завод.

Шаровая «застучала». Какую лучше купить?

По отзывам покупателей, предпочтительнее опять-таки «родные» — те, которыми комплектуют машины на конвейере. На ВАЗ пальцы шарниров поставляет белебеевское ОАО «Автонормаль», сама опора и сборка — тольяттинские.

Весьма популярны у владельцев «жигулей» и «самар» усиленные шаровые опоры воронежского предприятия «Автон». Для «классики» фирма предлагает два вида шаровых: с привычным полукруглым корпусом (на ценниках — «закатанная») и цилиндрическую регулируемую с отверстиями под спецключ. У последней возникший люфт можно устранить поворотом нижней части. Качество этих деталей не вызывает нареканий, цена примерно как у «родных». Их ближайшие конкуренты — ПО «Трек» (Миасс) с земляками; товар известен на рынке как «челябинский». Продукция фирмы «Спутник», специализирующейся вот уже 10 лет на производстве шаровых опор, подешевле.

Шаровые опоры одинаковы для всех моделей «жигулей», различают лишь верхние и нижние. У «Нивы» все четыре шарнира — «классические» верхние. На всех переднеприводных автомобилях ВАЗ шаровые одинаковые, но на «десятом» пальце предусмотрена специальная распорная втулка и оригинальный пыльник. Эта конструкция лучше защищает узел от грязи и зимней соли.

АО «Москвич» получает «шаровые» с вышеупомянутого «Автоагрегата». На «сорок первый» с недавних пор ставят разборный узел, взаимозаменяемый со старым. В продаже есть и те, и другие, какому отдать предпочтение — решать покупателю. Шаровые опоры для «москвичей» выпускает также Курский завод трактор-

ных (!) запчастей.

Что скажете о шкворневой подвеске «Волги»?

Во-первых, на всех легковых моделях ГАЗа шкворни и подшипники одинаковые. Во-вторых, шкворни на завод поставляет Саратов, а игольчатые подшипники приходят из Ростова. В-третьих, о производителях запчастей: шкворни завода «Автогидроусилитель» из Борисова (Белоруссия) зарекомендовали себя с хорошей стороны, а вот продукция Брянского завода не пользуется особой популярностью.

Вижу, на прилавках богатый выбор ступичных подшипников...

Да, подшипниковых заводов у нас немало. Самарский СПЗ-4 поставляет на автозаводы двухрядные шариковые подшипники для переднеприводных машин (помните, их всего три типоразмера: передние «москвичовские», задние «москвичовские», они же передние вазовские, задние вазовские). Сосед, СПЗ-9, делает узлы для «жигулей», «волг» и заднеприводных «москвичей». Самара — не единственный поставщик деталей на конвейер, ей помогает московский ГПЗ-1. Волжский завод ВПЗ-15 (VPZ-15) выпускает в запчасти двухрядные роликовые подшипники для «самар» и «сорок первых». По теории такая конструкция надежнее... но рыночная практика это не всегда подтверждает. Вологодские шариковые подшипники (ВПЗ-23) для тех же автомобилей «ходят» довольно неплохо.

Из обилия импортного товара следует выделить ремонтные комплекты для ступиц, которые выпускает фирма SKF (кстати, шведы пробились и на конвейер бывшего АЗЛК). Качество одного из подшипниковых лидеров сомнений не вызывает, останавливает цена. Для «жигулей» и «самар» ступичные подшипники выпускает также фирма «Локхид»; цена их в два-три раза выше отечественных.

Думаю перепрессовать сайлент-блоки. Подскажите: что взять?

Для «москвичей» и ВАЗов работают Балаковский и Волжский заводы РТИ, поставляя детали на конвейеры и в торговлю. Комплекты сайлент-блоков для «жигулей» и «нив» делает и Димитровградский автоагрегатный завод (ДААЗ), известный больше как производитель карбюраторов и бензонасосов. ГАЗ снабжают резинотехнической продукцией предприятия из Ярославля (ЯРТИ) и Саранска. Все необходимые «резинки» можно купить в комплекте и по одной.

В заключение — два замечания. Первое: на рынке ходят упорные слухи о повышении цен, так что возможно, ко времени выхода журнала детали подорожают на 15–25 %. Второе: подвеска — излюбленный объект усовершенствований и тюнинга. Подробней об этом вы можете прочитать в «За рулем»: 1997, № 6, 10; 1998, № 1, 2, 5, 8; 1999, № 1. 

Строй амортизаторов. Слева — задний «41-й», в центре — передний и задний на «Волгу», справа — то же на «Ниву».

Нижние рычаги передней подвески на VAZ 2101—2107.

Шаровые опоры. Слева — усиленная «жигулевская» воронежского завода «Автон», в центре — заводская на «классику», справа — минская для «самар».

Сейчас на конвейер «Москвича» поставляют регулируемые шаровые опоры из Кинешмы (на фото — слева).

Вазовские под-

шипники. В центре

— передний семейства

2108–2109 (такой же сзади на «41-м»

«Москвиче»), по бокам — «классические».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии