Рекорды на шипах и без шипов

РЕКОРДЫ НА ШИПАХ И БЕЗ ШИПОВ

СПОРТ И ТУРИЗМ

ТРЕК

РЕКОРДЫ НА ШИПАХ И БЕЗ ШИПОВ

Никакие кризисы не в состоянии помешать верным поклонникам автоспорта поддерживать его, помогать ему.

Сергей ЗИНОВЬЕВ. Фото Андрея Клещева

ТРЕК ДЛЯ БОГАТЫХ...

«Да это не „восьмерка“, а какой-то сумасшедший снаряд!» — воскликнул стоявший рядом болельщик на трибуне. — Интересно, что у нее внутри?"

В тот день на Раменском ипподроме, где проходил второй этап чемпионата России по трековым гонкам в классе «1600-шипы», можно было часто слышать подобное. И относилось это к одному «объекту» — автомобилю тольяттинского гонщика Виталия Дудина, которому на финише удалось метра на полтора-два опередить «Опель-Корсу» самого Сергея Успенского. Именно эта победа в одном из шестнадцати заездов в итоге привела Дудина на высшую ступень пьедестала почета.

Ноу-хау специалистов из команды «МСП-ТоргМаш», подготовивших его машину, лучше всего известны им самим. Но кое-что и нам узнать удалось, прежде всего о моторе. Его создатель — в прошлом кольцевик, тольяттинец Александр Пономарев, успешно выступавший на автомобиле гоночной формулы, но еще более известный как талантливый инженер-двигателист.

За основу был взят «обычный», выпускаемый сейчас ВАЗом «16-клапанник» с двумя распредвалами, к которому «приладили» систему распределенного впрыска с восемью форсунками, и основательно переработали механизм. После этого осталось подобрать оптимальную программу для «мозга», управляющую работой «инжектора». Мотор долго тестировали на стенде, примеряя разные варианты настройки, и остановились на мощности 204 л.с. По слухам, и 215 «лошадок» для этого высокофорсированного агрегата не предел, но надо еще думать о сохранении приемлемого ресурса: соревнования — это не один спринтерский заезд,.

Другие козыри «восьмерки» Дудина — уникальная шестиступенчатая кулачковая коробка передач (ее изготовили чуть ли не вручную) и подвеска, которую можно настраивать под разные трассы (ошибаются те, кто думает, что все ипподромы одинаковые). Сколько стоит такой автомобиль? На этот вопрос даже эксперты «МСП-ТоргМаш» ответить не берутся: никто не считал. Расходы на узлы и агрегаты оценить еще как-то можно, но многолетний труд целого коллектива — вряд ли.

Вот и выходит, что трековые гонки на шипах, если, конечно, выступать с претендующим на лидерство автомобилем, влетают командам и пилотам в копеечку. Точнее, в десятки тысяч долларов. Это наверняка подтвердит вам и Сергей Успенский — один из лучших трековиков страны. Кстати, в 1995 году чемпионский титул в классе «1600-шипы» он добыл на «восьмерке», а к «мыльнице„-„Корсе“ обратился позже. Точных цифр здесь тоже нет, но и немецкая машинка, подготовленная к гонкам в Англии, на порядок дороже серийной. Поэтому, если вы соберетесь следующей зимой на „трек с шипами“, не удивляйтесь, что по-настоящему быстро едут всего пять-шесть гонщиков, а остальные десять, откровенно говоря, статисты. Такова, простите за каламбур, цена дороговизны.

Но у любой медали две стороны. В данном случае вторая (или первая?) — высочайшие скорости в заездах, столь желанные поклонникам автоспорта. Автомобили лидеров проносятся мимо трибун «за 150», а средняя скорость на 1600-метровом круге Раменского ипподрома минувшей зимой достигла 125 км/ч. И это не на асфальте, не на щебенке, а на голом льду!

Постойте-постойте, а как насчет безопасности? — спросите вы. В самом деле, различных инцидентов, приведших к выходу из строя автомобилей по причине «сугубо механических повреждений», в этом сезоне было немало, больше, чем раньше. Возможно, тому виной как раз возросшие скорости, но заметим: автомобили будущих призеров если и пострадали, то совсем чуть-чуть. От неприятностей, как говорится, никто не застрахован. Но пилотов, как известно, успешно спасает специальный каркас безопасности, приваренный к кузову изнутри. А зрителей... Зрителей от вылетающих с дорожки автомобилей должны защищать, простите, их собственные головы — надо соображать, что на опасных местах — виражах — стоять возбраняется.

Первый этап чемпионата «на шипах» прошел в Ижевске. Там во всех своих заездах побеждал Успенский. Лишь однажды Дудин шел впереди, и Сергею пришлось совершить обгон ценой «персонального замечания» от главного судьи за некорректный прием. Больше никто вмешаться в их спор, в общем-то, не смог — Ренасу Мухаметзянову, занявшему на «Хонде-Сивик» третье место, ни разу не удалось финишировать впереди «Опеля» Успенского или «восьмерки» Дудина. В Раменском картина изменилась: золотистой «Корсе» довелось дважды финишировать второй, вдобавок в одном из заездов оборвался тросик газа, и Успенский в результате довольствовался третьим местом. А победителем, как уже говорилось, вышел Виталий Дудин.

Впрочем, неделю спустя Успенский и его «Корса» взяли реванш. Произошло это уже не на этапе чемпионата страны, а на традиционной гонке «Кэмел» — Все звезды". Так что великая битва "монстров" тольяттинского происхождения с иномарками, начавшаяся еще в 1994 году, продолжается — с переменным, как видим, успехом. Возможно, на долю "опелей" минувшей зимой могло выпасть и больше, если бы не неудачи прошлогоднего чемпиона Сергея Балдыкова: отказ компьютера в Ижевске, тяжелый грипп и поломка мотора в Раменском. Тот самый случай, когда покупка дорогого автомобиля совершенно не окупилась.

...И ТРЕК ДЛЯ БЕДНЫХ

Теперь обратимся к обычным нашим классам, существующим с незапамятных времен. В «1600 без шипов» сегодня нет ни «москвичей», ни «орбит» — только «восьмерки». По схожим техтребованиям готовили вазовские «копейки» и ижевские «москвичи» еще в 70-х: серьезные переделки многих серийных узлов и их замена иными запрещены, а регламентированная система питания — старый знакомый карбюратор. Другими словами, внести что-то новое в конструкцию невозможно — все уже давно придумано. А главное, относительно необременительно для кошелька: восьмиклапанный вазовский мотор, к примеру, куда дешевле «16-клапанника». Не удивительно, что у машин этого класса целая армия приверженцев — от Смоленска до самого Хабаровска: да-да, на Дальнем Востоке гоняются точно на таких же. И в Раменское побороться за «Кубок Эссо-Ультрон» приехали аж 49 пилотов — абсолютный рекорд российских треков! (Выиграл эту гонку, кстати, Балдыков — на «восьмерке»!)

Что интересно — признанные корифеи этого класса потихоньку сдают позиции. Так, на чемпионате России, прошедшем в Набережных Челнах, не удалось отличиться маститым тольяттинцам Александру Белову и Омару Кахишвили, орловцу Владимиру Череваню. Выиграл Айрат Шаймиев — сын президента Татарстана. Он начал карьеру автогонщика всего каких-то три года назад, а сегодня уже мастер спорта. Чемпион-98 ижевчанин Ренас Мухаметзянов стал серебряным призером.

Очевидный бум переживают и «волги» — каждая гонка собирает не менее двух десятков участников, которых ничуть не смущает, что выступают они на модели почти 30-летней давности. Под капотом большинства спортивных машин стоят 16-клапанные «инжекторные» моторы ЗМЗ-406, а колеса обуты в чешские «Барум» — свидетельство финансового благополучия команд. Три года подряд безоговорочным фаворитом в классе был нижегородец Виктор Тютин, а ныне сразу несколько гонщиков претендовало на «золото». Показательно, что именно «волги» принял Центральный Московский ипподром, где автогонки возродились после 15-летнего перерыва. Кстати, здесь тоже был установлен рекорд: Тютин прошел 1800-метровый круг за 64,3 с.

Что будет дальше? Рискнем предположить, что «волги» ждет светлое будущее в спорте — ГАЗ готовит к серийному производству новую, теперь уже переднеприводную модель. На ледяном треке, да со 170-сильным двигателем это тоже будет нечто.

Всего за два сезона Виталий Дудин стал суперзвездой российского трека. Его «восьмерка» произвела в этом году сильное впечатление.

Сергей Успенский: «Ничего-ничего, мы еще встретимся...»

В некоторых заездах «Опелю» Сергея Успенского довелось испытать «веселую жизнь».

В классе «1600-шипы» такие эпизоды крайне редки, а в нешипованном — могут случиться практически с каждым.

На голом льду «волги» порой ведут себя непредсказуемо. За что и пользуются особой любовью болельщиков.

Чемпионат России по трековым гонкам

Итоговые результаты. «1600»: 1. А.Шаймиев (Казань); 2. Р. Мухаметзянов (Ижевск); 3. С. Петрухин (Казань). «1600-шипы»: 1. В. Дудин (Тольятти); 2. С. Успенский (Москва); 3. Р. Мухаметзянов. «Волга»: 1. В. Тютин; 2. А. Демидов; 3. А. Дудин (все — Н.Новгород).

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии