Smart Fortwo: На «Смарт»! Внимание! Марш!

Серийный «Смарт-ФоТу» продемонстрировали на мотор-шоу во Франкфурте осенью 1997 года. Начать его официальные продажи в России решились спустя 15 лет. Что же нам предлагают – удобный сити-кар или непрактичную дорогую игрушку?
Smart Fortwo

Наша первая встреча состоялась два с половиной года назад. Это был дизельный «Смарт» моего знакомого, купленный подержанным всего за 250 000 рублей. В то время маленькая машина с незаурядной внешностью и расходом в 5 л на сотню будоражила мое сознание так, что я подумывал о такой же. А что, больше одного пассажира перевожу крайне редко, в аэропорт с большими чемоданами обычно отвозят друзья, а для шкафа или стиральной машины всегда можно заказать доставку. Получается, ничем не жертвую. Плюс ко всему одолевало юношеское желание выделяться.

Smart Fortwo

Со «Смартом», однако, не сложилось. Стоило поездить на той машине по городу и ощутить все прелести роботизированной коробки, как желание пополнить ряды счастливых владельцев улетучилось.

Что же получит владелец «официального» «ФоТу»? Бензиновый литровый атмосферник в 71 силу, роботизированную коробку передач, систему стабилизации и две подушки безопасности, кондиционер и электроприводы стекол и зеркал, а также подогрев передних кресел, датчик дождя и штатную аудиосистему. Цена – 710 000 рублей в комплектации «Пэшн». Недешево за двухместную машину со скромным списком оборудования.

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Красная тканевая отделка оживляет и без того стильный интерьер.

Расположенный на саабовский манер замок зажигания с непривычки ищешь с полминуты, но это едва ли не единственная особенность, требующая привыкания. Несмотря на то что эргономисты работали с объемом, заданным мизерными габаритами машины, интерьер «Смарта» вполне дружелюбен. За рулем удобно, хотя кресло двигается лишь по длине, а рулевая колонка намертво приколочена к панели приборов. Оценил удобство посадки и рослый коллега, но, как и я, отметил: в дальней дороге не хватает поясничной поддержки.

Перед глазами водителя лишь самая необходимая информация.

Яркая передняя панель с красными тканевыми вставками и маленькими кругляшами тахометра и стрелочных часов под стать внешнему облику авто. Жаль, что ее пластик вызывающе демократичен, а солнцезащитные козырьки лишены зеркал, – женская половина водителей будет разочарована. Казалось бы, сущая мелочь, однако от имиджевого сити-кара, нацеленного на премиум-сегмент, не ждешь подобной скупости.

Разместить вещи в салоне можно в специальных сетках за креслами.

Отсеков для мелких вещей в салоне достаточно, а вот выдвижной пепельнице внизу панели я предпочел бы подстаканник.

Для мобильного телефона, документов и прочей мелочовки – углубления на панели и сетки в дверях, маленький дополнительный бардачок под простенькой аудиосистемой, а также бардачок основной, вместительный. В его торце создатели автомобиля расположили разъемы USB и AUX, а вот от возможности проигрывания компакт-дисков нас оградили.

Главное достоинство – 220-литровый багажник, в который влезает даже огромный дорожный чемодан, сопоставимый, на первый взгляд, с размерами самого «Смарта»!

Конструкцией задней двери «Смарт» напоминает кроссоверы. Возможности багажника, если учесть габариты машины, впечатляют.

МАЛ КЛОП, ДА ЖГУЧ

Ну не могу я оценить, насколько робот экологичнее и дешевле обычного автомата! Как и любой другой покупатель, отдающий за машину крупную сумму, я волей-неволей оцениваю удобство езды с ним. Роботизированная коробка «Смарта» – это неудобно! Задержки при переключениях особенно раздражают, когда в городском трафике пытаешься быстро перестроиться. Даже если выберете ручной режим с подрулевыми лепестками, придется приноровиться, чтобы получалось плавно переключаться под сброс газа.

Помимо селектора роботизированной коробки на центральном туннеле расположили замок зажигания и кнопку, отключающую «старт-стоп».

Впрочем, трансмиссия ничем не уступает бюджетным роботам других марок, а то и превосходит их в логике переключений и удобстве использования. Но если, скажем, 107-му «Пежо» за его 450 000 рублей подобное поведение еще можно простить, то с авто за 700 000 спрос другой. Причем альтернативы в виде механики, автомата или вариатора для «Смарта», к сожалению, не предусмотрено.

Литровый мотор хорош! И в городе, и на трассе запаса тяги хватает для бодрых ускорений с любой скорости, а красивый и сочный звук на верхах позволяет забыть, что сидишь в крохотной микролитражке. Свои паспортные 13,7 секунды разгона до сотни «ФоТу», думаю, выдаст. Представляю, как может выстрелить 84-сильный наддувный «Смарт», не говоря уже о недоступной нам версии «Брабус»!

Покуда едешь от дома до работы, кресла кажутся удобными, однако в продолжительных поездках начинает болеть поясница.

Досадно, что, в отличие от дизельного двигателя объемом с бутылку шампанского – того, что на «Смарте» моего друга, литровый бензиновый агрегат, по моим прикидкам, потребляет в городе наглые 9 л – в два раза больше! За городом мне удался результат лучше – 4,5 л. Это ближе к паспортным данным. Шасси для машины с двухметровой колесной базой – достойное. «Малыш» уверенно стоит на дуге и практически не переставляется на мелких неровностях.

В меру тяжелый и информативный руль, минимальные крены и приемлемая на хороших дорогах плавность хода только подчеркивают высокий уровень инженерной проработки. Но машина, конечно, весьма требовательна к качеству дорожного полотна: даже не очень крупные ямы нередко приводят к пробоям подвески. Поэтому в дальний пробег на «Смарте» я бы не пустился, ведь в машине еще и запаски нет.

Откидной борт – с двойным дном!

СМАРТОВЫЙ КАПИТАЛ

Назвать прямых конкурентов «Смарта-ФоТу» непросто: если рассматривать маленькие имиджевые машины с заявкой на премиум, в той же ценовой категории на ум приходят лишь «Мини-Уан» (768 000 рублей) и «Фиат-500» (от 552 000). В активе первого – возможность заказать нормальную гидромеханику (плюс 70 400), второй поставляют с механической трансмиссией или роботом. В качестве бонуса у обоих – второй ряд сидений (правда, условных).

Smart Fortwo

Только вряд ли все это сколько-нибудь интересно желающим приобрести именно «Смарт». Возжелавших эту игрушку не остановит ни своенравный робот, ни тряская на ямах подвеска, ни даже отсутствие в топовой версии такой привычной в наши дни подстраховки, как боковые подушки. Не испугает и стартовая цена в 640 000 рублей. И я их понимаю. Ведь, несмотря на все особенности, «ФоТу» неплохо приспособлен к городской жизни. А самое главное – он чертовски прикольный!

ПИЩА ДЛЯ УМА

Сити-кар «Тойота-iQ» (ЗР, 2009, № 10) появился на свет в 2009 году и с ходу едва не стал европейским автомобилем года – 2010, совсем немного уступив хэтчбеку «Фольксваген-Поло». В том же году решили начать официальные продажи машины в России, однако в силу немалой цены и, как следствие, слабого спроса их быстро свернули. А до чего же интересный был бы конкурент! «Тойота-iQ» вплотную подбирается к «Смарту» по габаритам (длина 2985 мм, ширина 1680 мм) и построена по схожей идеологии. Даже намек на умственные способности в названии модели воспринимался как некий вызов, ведь smart в переводе с английского – «умник».

Подпишитесь на «За рулем» в