"крым — кавказ": кто кого?

«КРЫМ — КАВКАЗ»: КТО КОГО?

]

СПОРТ И ТУРИЗМ

ПУТЕШЕСТВИЯ

«КРЫМ — КАВКАЗ»: КТО КОГО?

Из прошлогодних воспоминаний

Павел МАРТЫНЕНКО

Фото Андрея Гукленгофа и Владимира Князева.

ДОРОГА

Отдых у моря начинается с дороги к нему. Мои маршруты не отличались оригинальностью: Воронеж — Белгород — Харьков — Запорожье — Мелитополь — Севастополь (1130 км) и Воронеж — Ростов — Краснодар — Горячий Ключ — Туапсе (1020 км). Автомобиль — БМВ-728 далекого 1979 года выпуска в достаточно «бодром» состоянии.

Автотуристы со стажем хорошо помнят не столь давние времена, когда поездка на дальнее расстояние без одной-двух канистр для бензина была невозможна. Ныне на Украине и в России такой проблемы просто нет и цены примерно одинаковые, причем на побережье они выше на 10–20%. Положение с газовым топливом тоже мало чем отличается, только со знаком минус: заправочные станции встречаются весьма редко (через 300–400 км) и работают крайне нерегулярно. Вот, пожалуй, и все, что объединяет два маршрута. Различий куда больше.

Прежде всего — это дорожные сборы. По дороге на Кавказ надо было заплатить 10 рублей в Краснодарском крае (по дороге обратно — тоже) и 42 рубля на въезде в Сочи. И это все! Об особенностях автопутешествий по Украине журнал писал уже достаточно. Украинские власти более ощутимо облегчают карманы автопутешественников по сравнению со своими российскими коллегами. Да и на границе придется постоять изрядно.

Также следует учесть, что дорога на Кавказ идет в обход населенных пунктов, в то время как на Украине Мелитополь и Симферополь приходится проезжать чуть ли не по диагонали, а остальные крупные города — хоть немного да «зацепить». Мелким же селам с названиями на белом фоне — несть числа. Ну а по пути на Кавказ первый и единственный светофор оказался только в Туапсе.

Таким образом, после первого этапа соревнования Кавказ — Крым счет — 1:0 в пользу Кавказа.

ПРОЖИВАНИЕ, ПИТАНИЕ

Как оказалось, найти «и стол, и дом» можно было без всяких проблем как в Крыму, так и на Кавказе, причем по совершенно одинаковым ценам. Прибрежные кавказские городки пестрят объявлениями «сдаю комнату с автостоянкой». «Частный сектор» оценивал одно койко-место в среднем от 15 до 30 рублей в зависимости, как правило, от географического расположения этого самого «койко-места». В моем случае в поселке близ Туапсе, приютившемся в живописном ущелье вдоль горной реки, комната на троих в частном доме (до моря — минут 6–7 ходьбы) и стоянка машины там же стоили 60 рублей в день, а очень даже неплохой обед и ужин в прибрежном пансионате — 75 рублей в день (тоже за троих). То же самое, например, в Джубге обошлось бы раза в полтора дороже, потому что Джубга — это первый населенный пункт по направлению к Сочи после перевала Горячий Ключ, а до нашего поселка надо было еще проехать 60 км по серпантину. Проживание на турбазе с похожими бытовыми условиями стоит от 120 рублей в день за трехместный домик и автостоянку, но без питания. Похожие цены и в Крыму (кроме Ялты и центра Сочи — там совсем иная жизнь). Любители большего комфорта вполне могут найти как в Крыму, так и на Кавказе пансионаты и санатории, стоимость проживания в которых сравнима с ценами европейских курортов, причем на Кавказе их больше, чем в Крыму. Но рядовому, как принято говорить, автотуристу приходится искать что-нибудь попроще.

Итак, за этот этап Кавказ и Крым получают по очку — 2:1.

ЭКСКУРСИИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Одно из преимуществ автотуриста по сравнению с пешими собратьями, конечно, мобильность. С точки зрения экскурсанта, Крым — это просто музей под открытым небом. Пещерные города, монастыри, дворцы и парки, руины древних крепостей и городов, музеи и памятные места — тут уж Крым отыгрывает очко. Да, Кавказ необыкновенно живописен, и мы с удовольствием покатались по побережью и ущельям с водопадами на горных реках, посмотрели дольмены — ровесники египетских пирамид, но в Крыму, если можно так выразиться, концентрация «красот и чудес» на единицу площади куда выше. Кроме того, дороги на Кавказе гораздо опаснее крымских — так, на 80 километрах серпантина только за одну поездку мы увидели пару разбитых легковушек и упавший в ущелье автобус.

Так что по результатам этого этапа счет сравнялся — 2:2.

Но что касается развлечений и аттракционов, то Кавказ опять выходит в лидеры. В состоящем из одной улицы кавказском поселке на пляже всегда можно прокатиться на водных мотоциклах, яхте, поплавках — «бананах». А сколько впечатлений можно получить в выстроенных по западным стандартам аквапарках! Их два (не берем в расчет аквапарки в санаториях) — в Сочи и под Туапсе. Радость от их посещения может омрачить только стоимость входного билета — в туапсинском аквапарке до 140 рублей для взрослого и до 80 для ребенка в зависимости от сезона, дня недели и времени суток, плюс стоянка машины — 30 рублей. Что ж, за удовольствия надо платить. Ну а в Крыму, по крайней мере, в районе Севастополя, имелись только яхты на центральной пристани да постепенно разрушающаяся под собственным весом бездействующая простенькая водяная горка на одном из пляжей.

Поэтому Кавказ снова выходит вперед со счетом 3:2.

А какой же отдых на юге без изобилия фруктов, дынь, арбузов и виноградного вина? Вот в этом виде состязания опять побеждает Крым. Если крымские цены в пересчете с гривен на рубли приятно радуют глаз и кошелек, то кавказские в самом лучшем случае вызывают раздражение. Почему местный инжир продается дороже, чем киви из Эквадора в Воронеже? Непонятно и даже немного обидно. Почему на солнечном Кавказе домашнее вино продают по цене неплохого шампанского, местную форель — по цене осетра и лаваш вдвое дороже, чем в центре России?

Крым ликвидирует разрыв в счете — 3:3.

И ОПЯТЬ «ПРОВЕРКИ НА ДОРОГАХ»

Для каждого автотуриста впечатления от отдыха на юге — это не только лента шоссе и шум прибоя, но и неизбежные контакты с сотрудниками дорожной инспекции. Вот тут-то путешествие на Кавказ приятно удивило, я бы сказал, благоприятным моральным климатом по всей дороге. Может, мне просто повезло, но от Воронежа до Сочи и обратно нас остановили только один раз на стационарном посту в Краснодарском крае для обычной проверки документов. Как приятно проехать 2500 километров и ни разу не услышать до боли знакомых фраз: «проверим ручничок», «содержимое аптечки по списку» и т. п. На Украине от Харькова до Чонгара можно доехать вполне нормально, но вот в Крыму... За 600 километров крымских дорог бесед с представителями ДАI у меня было больше, чем за 2000 км по России. Со временем, конечно, проверки содержимого багажника и номеров агрегатов перестали удивлять, но, согласитесь, кому приятно отвечать на такой вот вопросик: «В документах цвет значится как светло-желтый, а я считаю, что машина бежевая. Почему?» Во время поездок по Крымскому побережью мне ни разу не удалось преодолеть без остановок пост в городке Инкерман, а, например, придирки к тому, что газовое оборудование машины не зарегистрировано в свидетельстве, мне обошлись в 15 гривен (1 гривна в то время примерно соответствовала немецкой марке), хотя такая регистрация не требуется. На подступах к Ялте постовые стояли через каждые два-три километра, причем не просто стояли, а «трудились», не покладая жезлов, по, к сожалению, привычному сценарию — сначала остановить машину, желательно не местную, ну а потом прикинуть вид нарушения. А в Краснодарском крае на участках, где велись работы по расширению трассы, и передвижных постов было не меньше, по крайней мере, на моих глазах останавливали только за грубые нарушения ПДД. В течение всей кавказской поездки я не увидел ни одного газоанализатора! В Крыму за один день СО проверили дважды, естественно, не бесплатно. Так что путешествующим по Крыму приходится утешаться лишь бессмертным гашековским: «Кто он такой — капитан Сегнер, и что он такое по сравнению с красотами природы!».

Счет становится 4:3 — по очкам побеждает Кавказ.

Конечно, это соревнование очень условно и отражает только мои личные впечатления. Кому-то отдельные его этапы покажутся незначительными, а другим — наоборот, решающими. Главное, чтобы каждый мог выбрать отпускной маршрут по своему вкусу.

От отдела автомобильной жизни: материал был написан до кризиса, и понятно, что приведенные в нем цены не совпадут с ценами этого года. Тем не менее мы посчитали нужным их привести — Кавказ и Крым по-прежнему манят к себе отпусников-автомобилистов и чем большей информацией они будут располагать, тем лучше сориентируются и подготовятся к отдыху.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии