Судьба королевских"паккардов"

СУДЬБА КОРОЛЕВСКИХ"ПАККАРДОВ"

]

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

УШЕДШИЕ МАРКИ

СУДЬБА КОРОЛЕВСКИХ"ПАККАРДОВ"

На этих автомобилях ездили президенты

и коронованные особы, диктаторы

и финансовые магнаты, их обожали советские руководители.

Сергей КАНУННИКОВ.

Рисунок Александра Краснова

А началось все более ста лет назад — в августе 1898 года. Говорят, именно тогда Джеймс Уорден Паккард, совладелец фирмы по производству электрокабелей в городе Уоррен, решил приобрести машину. Он отправился в Кливленд, на небольшой завод Александра Винтона, где помимо велосипедов собирали и автомобили. Если верить той же легенде, у машины «Винтон», которую купил Паккард, уже при выезде из города порвалась приводная цепь, соскочили шины, перегрелся двигатель. Новоиспеченный автовладелец вернулся на завод, чтобы объясниться с руководством. И в ответ услышал: «Раз вы, мистер Паккард, такой умный, стройте себе автомобили сами». «А вот возьму и построю!» — парировал Паккард. Он сдержал слово.

Уже в следующем году Джеймс и его брат Уильям представили двухместную машину с одноцилиндровым 12-сильным мотором. В ноябре 1900 года они показали ее на первом Детройтском автосалоне, где автомобиль привлек внимание богатого предпринимателя Генри Джоя. Он совершил пробную поездку, а вскоре посетил завод Паккарда. После недолгих переговоров Джой вошел в долю, и предприятие переехало в Детройт.

Дела у фирмы быстро пошли в гору. Но уже через год Джой стал поговаривать о более мощных моделях. Паккард был категорически против — дешевые автомобили прекрасно продавались. Примирения не произошло, и отец-основатель компании, названной его именем, покинул ее, а «паккарды» стали расти в размерах, мощности и в цене.

Год 1915-й стал для фирмы знаменательным — она открыла новую страницу не только в своей — в мировой истории автомобилестроения, создав первый в мире серийный двигатель V12. Он был установлен на поступившем в продажу «Паккарде-Твин Сикс». Мотор работы Джесса Винсента имел рабочий объем 6,9 л и развивал 130 л. с. — по тем временам выдающийся показатель. «Твин Сикс» принес фирме неслыханную известность: уже в 1917 году было построено более 7000 этих дорогих престижных машин.

Не только масштабами впечатлял «Паккард». О высокой репутации марки говорило и другое. Ее предпочитали самые именитые особы. На «Паккарде» ездил Уоррен Хардинг — президент США, который первым использовал автомобиль во время церемонии инаугурации. У известного китайского генерала Чжан Цзолиня в 20-е годы был бронированный лимузин «Паккард», который, по слухам, обошелся в 

35 000 (!) долларов. Для гаража Николая II в свое время тоже заказали автомобиль этой прославленной марки, но ездить на нем императору не пришлось.

Между тем, основной доход фирме приносили не «королевские» автомобили, а те, что в Штатах считали обычными — шестицилиндровый «Сингл Сикс» (1921–1928 гг., 54–81 л. с.) и восьмицилиндровый «Сингл Эйт», появившийся в 1923 году (в 1931-м — 120 л. с.). К началу каждого (за редким исключением) модельного года фирма модернизировала свои автомобили, присваивая сериям трех- и четырехзначные индексы.

В 1928–1932 гг. на смену «Сингл Сикс» пришел восьмицилиндровый «Лайт Эйт».

Дела у фирмы шли в гору: 41 000 автомобилей продано в 1928 году. Заказные кузова для «паккардов» строили самые именитые ателье: «Ле Барон», «Дитрих», «Роллстон» — в США; «Грабер», «Беркер», «Эрдманн унд Росси» — в Европе. В 1932-м компания представила свой новый флагман — «Паккард-Твелв» с мотором объемом 7,3 л, мощностью 160 л. с. У этой модели было все, что отличало автомобили подобного класса, в том числе гидротолкатели клапанов, двойное зажигание, тормоза с усилителем. Такая машина с V12 даже в стандартном исполнении стоила недешево — 5680 долларов, не говоря уже о заказных. В 1934-м продали три купе «Ле Барон» ценой по 18 000!

В 30-х годах автомобили с бакланом на решетке радиатора (на части машин 1929–1932 гг. выпуска ставили фигурку Адониса) приобрели короли Норвегии и Югославии. На «паккардах» ездили король Египта Фарук, император Японии Хирохито, президент Мексики Л. Карденас-и-дель-Рио и куда более известные в мире — президент США Франклин Рузвельт и генеральный секретарь Иосиф Сталин.

Кризис, потрясший Америку и Европу в начале 30-х, больно ударил по фирме. В 1932-м продали 11 700 автомобилей, а в 1934-м — всего 6500. Годом позже представили «маленький», но все же восьмицилиндровый «Паккард-120». Ход оказался верным. В 1935-м удалось сбыть уже 31 889 машин, пожертвовав, правда, для удешевления приборной панелью из карельской березы и двойным зажиганием. В 1936-м сняли с производства мотор 6,3 л, отказались от колес со спицами и системы централизованной смазки шасси. Зато объем V12 увеличили до 7760 смз.

Во второй половине 30-х пришлось вернуться к шестицилиндровым моторам, а в 1939-м отказаться от самого престижного — классики: «Супер Эйта» и «Твелва», хотя незадолго до этого «паккардовский» флагман в очередной раз модернизировали: установили пружинную переднюю подвеску и «раздули» мотор до 8,2 л (205 л. с.). Всего построили 6850 «президентско-председательских» автомобилей и подвели черту.

Перед войной завод поставлял шасси для медицинских машин и катафалков. Появились даже стейшн-вэгоны — универсалы. «Фермерские» автомобили явно подрывали престиж фирмы. Конкуренты — «Кадиллак» и «Линкольн» до «почти грузовиков» не опускались. В годы войны строили авиамоторы «Роллс-Ройс Мерлин», а когда наступил мир, фирма стала угасать. После того, как «Паккард» ушел из сектора представительских автомобилей и из программы исчезли модели «160» и «180», моду на «уровень люкс» начали диктовать «Кадиллак» и «Линкольн», за спиной которых стояли мощные концерны.

Средств на гонку за гигантами не хватало, что сказалось и на конструкции «паккардов». Полноценная автоматическая коробка передач появилась только в 1950-м, новый кузов — годом позже. Архаичные рядные «восьмерки» мощностью 132–215 л. с. по американским меркам были слабы, спрос на шестицилиндровые машины и вовсе упал. В 1954-м умирающую фирму купил «Студебекер». С 1955-го на «паккарды» ставили моторы V8 (5,3 л и 5,8 л), появились и новые кузова, но неравный бой был уже проигран. Последней попыткой оживить спрос стал двухдверный «Хаук» (двойник одноименного «Студебекера») с 279-сильным компрессорным двигателем. И она не удалась: в 1958-м некогда знаменитая марка прекратила существование, да и «Студебекер» доживал последние дни. Имя «Паккард» исчезло из автокаталогов, но в истории оно осталось навсегда.

В СССР партийно-советская номенклатура относилась к «паккардам» особенно благосклонно. По некоторым данным, уже в 20-х для ГОНа — гаража особого назначения — заказали 50 «паккардов». Именно «Паккард» в 1937-м был подарен Чкалову — летчику, ставшему легендой при жизни. В 30-х на «штатниках» ездили все высшие руководители Союза. В некоторых изданиях сообщалось, что во время войны правительство США уговаривало руководство фирмы продать в СССР кузовные штампы. Официального подтверждения этому нет. Однако, «паккардоманию» можно проследить в конструкции послевоенных «членовозов». ЗИС-110 во многом похож на «Паккард-180» 1942-го модельного года, а ГАЗ-13 «Чайка» и ЗИЛ-111 внешне напоминали «Клиппер» 1955-го. «Чайку» «паккардовского» стиля выпускали аж до 1981 года.

Благодаря начальственным пристрастиям у нас в России сохранились «паккарды» 30-х. Эти экземпляры — золотой фонд мировой автомобильной истории.

Первый «Паккард» 1899 года.

«Паккард-Твин Сикс» — начало классического периода.

«Паккард-Твелв» (на фото версия 1932 года) — вершина предвоенной гаммы.

Автомобиль легендарного летчика стоит в музее в Чкаловске.

«Паккард» времен упадка — модель «Патрициан-400».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии