Советы нелегалам поневоле

СОВЕТЫ НЕЛЕГАЛАМ ПОНЕВОЛЕ

]

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

«БОМБИМ», БРАТ, «БОМБИМ»

СОВЕТЫ НЕЛЕГАЛАМ ПОНЕВОЛЕ

Зарабатывать деньги, подвозя «голосующих» на своем или служебном автомобиле, называется на языке водителей — «бомбить». Строго говоря, этот промысел незаконен, поскольку с любой прибыли положено платить налоги — а этого почти никто не делает. В последнее время «бомбежка» стала, можно сказать, социальным явлением. Нынешняя обстановка на рынке труда толкнула многих владельцев автомобилей в ряды «полупрофессиональных извозчиков». Кто же откажется от нехитрого способа заработать хотя бы на бензин, когда средств очень не хватает.

Константин АНДРЕЕВ

МОСКОВСКИЙ «ИЗВОЗЧИК»

Предложение сегодня превышает спрос, и на поднятую руку нередко откликаются сразу две-три машины и, почти не торгуясь, везут голосующего в желаемом направлении. Прежде «извозчики» «бомбили» в основном на поношенных ВАЗах, «москвичах», «волгах». В последнее время все чаще увидишь в этой роли новые иномарки, вплоть до шикарных седанов и вседорожников. Государственные «волги» грешили этим всегда, но сейчас даже шоферы «членовозов» — автомобилей с российским флагом на номерах и мигалками, всегда свысока смотревшие из своих вороненых машин на нашего брата-водителя, тоже при случае не брезгуют этой черной работой. Мало того, в столице много машин с областными номерами, хозяева которых заняты тем же. В общем, частным извозом пробавляются многие, составляя серьезную конкуренцию легальному такси (поездка на частнике, как правило, дешевле).

СКОЛЬКО ЖЕ ОН ЗАРАБАТЫВАЕТ И СКОЛЬКО ТРАТИТ?

В среднем, при определенном везении и правильном расчете, проехав километров 150 (включая «холостой» пробег), можно заработать рублей этак двести. Это занимает от 4 до 6 часов. Частный извоз — совсем не легкий и не благодарный труд. Ремонт автомобиля отнимает немало денег и сил, постоянно существует риск, что вам не заплатят, отберут деньги или, что хуже, автомобиль. О напряженных отношениях с автоинспекцией даже упоминать не стоит: ремесло требует остановиться порой в неположенном месте и нарушить скоростной режим — клиент-то торопит. Так что остается процентов 50–60 от ежедневной выручки. А это $100–130 в месяц, учитывая современный курс «зеленого». Что и говорить, не густо за столь нелегкий труд. Впрочем, цифры относительны и основаны на собственном опыте (табл. 1) — начиная с марта 1998 года я начал записывать, сколько мы с машиной заработали и сколько она «съела». Замечу при этом, что оплата труда извозчика в рублевом исчислении до и после кризиса практически не изменилась: сказались как резко возросшая конкуренция, так и сокращение числа пассажиров — реальные доходы москвичей и гостей столицы упали.

ТОРГОВАТЬСЯ ИЛИ НЕТ?

Иногда да, иногда нет — в зависимости от ситуации. Если вы едете по делу и подбираете пассажира точно по пути, не торгуйтесь — можете отпугнуть клиента и поедете «порожняком», а так все-таки «копейка». Те, кто хорошо знает дорогу и постоянно ездит по одному и тому же маршруту, и так заплатят вам по негласной таксе — с такими тоже торговаться не стоит: отдадите пассажира конкуренту. Торговаться имеет смысл, если ехать далеко (километров 20–30), в позднее время или если вы подобрали пассажира в месте, где с общественным транспортом туго. Но даже в этом случае не перегибайте, и если спрашивают, сколько вы хотите, то сделайте примерный расчет (3 рубля за км) и назовите округленную сумму. Если вы сойдетесь примерно на 2 рублях за километр пути — то ехать уже выгодно. Меньше полутора рублей за километр поездка на другой конец города едва ли оправдает себя.

ГДЕ?

Это во многом зависит от места жительства, знания города и того, как вы владеете автомобилем. Если водите его неуверенно, плохо ориентируетесь в расположении улиц, то рискуете вообще ничего не заработать. Изучайте город: прежде чем поехать в незнакомое место, проложите свой маршрут по карте, стоя на обочине. Для этой цели имейте в машине подробный атлас города с полным предметным указателем улиц (карта хуже, потому что складывать ее долго и неудобно). Обязательно «вызубрите» все улочки и закоулки в своем районе, изучите все близлежащие выезды и перекрестки, особенно по пути к ближайшей станции метро — это самый вероятный, хотя и небольшой заработок, особенно когда общественный наземный транспорт работает плохо. Обязательно надо знать «проклятые» места, где в рабочее время всегда пробки, дабы не сидеть в них и не терять время, а соответственно и деньги.

Хочу сразу предостеречь от очень распространенной ошибки, которая может закончиться для незадачливого «извозчика„-одиночки плачевно: никогда не пытайтесь, поставив автомобиль на парковку, ходить в поисках пассажиров, помахивая ключом зажигания, по аэропортам, вокзалам, рынкам, у станций метро, театров, ресторанов — вас тут же „вычислят“ местные „извозчики“. Эти точки уже „насижены“, имеют свою „службу безопасности“, и сбивать цены вам здесь просто не позволят. Тут либо придется входить „в долю“, отдавая часть заработка, и затем уже играть по установленным правилам, или немедленно ретироваться налегке, если, конечно, вас отпустят по-доброму.

Самое безопасное — это все время двигаться, в основном по оживленным улицам, причем, не повторяя ежедневно один и тот же маршрут.

КОГДА?

«Бомбить» можно практически в любое время суток, но, судя по личному опыту, наиболее «урожайны» утренние часы. В будни с 8 до 10 часов утра люди едут в основном на работу и нередко опаздывают. Начиная часов с 15 и до 19 этот же контингент, как правило, возвращается домой в обратном направлении. Ловить клиента в будни после 19 часов невыгодно: в это время резко обостряется конкуренция — многие «выходят» на вторую работу. В выходные и праздники, несмотря на возросшее количество «извозчиков», ездить выгоднее среди дня, часов с 10 до 19: пассажиров хватает — люди отправляются за покупками, в гости, на выставки, в театры. Да и пробок, в отличие от будней, гораздо меньше. «Работать» по ночам (с 12 вечера до 7 часов утра) не слишком выгодно и довольно опасно: нормальные люди в это время обычно спят, а пассажиры очень редки и не всегда, мягко говоря, порядочные люди.

КОГО «БРАТЬ», А КОГО НЕ СТОИТ?

Если потенциальный пассажир вам не нравится внешностью или поведением, лучше его не сажать. Мой опыт подсказывает: предпочтительнее мама, папа, бабушка или дедушка с ребенком, прилично одетые люди средних лет и старше — они практически всегда хорошо платят, знают таксу и дорогу до места назначения, вплоть до знаков, возможных пробок и коротких путей. Также можно взять мелких предпринимателей с небольшим грузом или отъезжающих (улетающих) в другие города — они тоже готовы платить, особенно если спешат. Но далеко не все желающие ехать «умещаются» в вышеназванные рамки. Услуги такси, в том числе и нелегального, все-таки довольно дороги, поэтому в Москве, например, всегда найдутся люди, норовящие «покататься» бесплатно. Это (да не обидятся на меня порядочные молодые граждане, коих большинство) парни и девушки, иногда целые компании, которые к концу пути говорят, что денег нет или обещают «сейчас принести из дома». Опасайтесь также «почасовой» оплаты или предложений «подкинуть» до определенного места, там подождать, а потом ехать дальше — большая вероятность того, что вы потеряете уйму времени и останетесь без денег.

Особый разговор о «подгулявших» пассажирах. Здесь нужна большая осторожность. Если он уже падает, то ни в коем случае не «подбирайте» — намаетесь и денег не захотите: он не то что дорогу показать, но бывает просто не в силах адрес назвать. Тех, кто потрезвее, брать, наверное, можно — ситуацию они контролируют, едут, как правило, далеко и платят вполне прилично. Опасайтесь агрессивно настроенных — это грозит многими неприятностями.

О «КОЛЕСАХ»

На каком автомобиле «бомбить», обычно выбирать не приходится — какой уж есть! Поэтому, если уж вам пришлось свою любимицу превратить в «ломовую лошадь», то заботьтесь о ней особенно тщательно. От технического состояния и надежности машины зависит не только потенциальный заработок, но и безопасность. Не забывайте: в случае аварии вы можете понести не только материальную, но и уголовную ответственность! Обязательно и своевременно проводите периодическое ТО, постарайтесь заранее рассчитать предстоящие замены запасных частей и готовиться к ним, научитесь сами (кроме сложных случаев) обслуживать и ремонтировать своего «железного коня» — это позволит, даже при самой интенсивной эксплуатации, не только продлить срок его службы, но и сэкономить немалые суммы. Никогда не выезжайте на «работу», если вы не уверены в исправности своего авто. Лучше потратить день на техобслуживание, чем неделю на ремонт — дешевле выйдет. Ухоженный и чистый автомобиль служит, как правило, дольше, да и пассажиры в него садятся охотнее. Кстати, все лишнее из багажника должно быть убрано, чтобы в случае необходимости хватило места для поклажи ваших пассажиров.

«ЗА» И «ПРОТИВ»

Для себя я уже определился — это не работа, а способ выживания в нашу нелегкую пору. Казалось бы, ты хозяин своему времени, практически всегда какие-то деньги в кармане, а нужно больше — пожалуйста, все в твоих руках — «подбирай» их на дороге. Это только на первый взгляд. На самом деле «легкие» деньги хороши до тех пор, пока машина еще не «убита», а вы не втянулись в это дело окончательно. Поверьте — бросить «бомбить» не легче, чем бросить курить! А поденный заработок — наполовину вылетает в трубу, как в переносном, так и в буквальном смысле слова. Конечно, какое-то время перебиться можно, но я все-таки ищу постоянную работу, да и другим советую!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии