Pont

PONT

]

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

ГОРОД

PONT'Ы КАЗАНСКИЕ

Алексей СОЛОПОВ

На этом снимке — городская ледовая переправа....Бесконечная кавалькада легковушек, ползущих со скоростью 15 км/ч, напоминает похоронную процессию. К счастью, в окрестностях не случалось катаклизмов, жертв и разрушений нет. И все же ледовая переправа в центре города — явление экстраординарное, вызванное обстоятельствами чрезвычайными.

С мостами столице Татарии (а их всего три) не повезло. Построенный в конце 70-х по новейшей «клеевой» технологии третий мост грозит разрушиться. Ограничив движение по нему, рядом лихорадочно возводят мост-дублер. Два моста в сотне метров один от другого выглядят абсурдно, но это дает возможность не умереть одной из основных городских транспортных артерий.

Второй мост в центре города давно страдает от хронической перегрузки. Когда его закрывали на несколько дней для проведения исследований, в Казани творилось нечто невообразимое. Ведь по всем трем мостам проходят важнейшие маршруты общественного транспорта.

Еще до автомобильного бума последних пяти — семи лет потребность в наведении четвертого моста через реку Казанку была более чем очевидна. Его даже начали строить. То есть не сам мост, но один из подходов к нему. Проект второго — из исторической части города — был готов еще десять лет назад, но до сих пор так и не воплощен.

Результатом стал практический автомобильный коллапс города минувшим летом. Решение нашли, прямо скажем, смелое: четвертый мост предложили сделать понтонным, проложив его по палубам отработавших свое барж. «Понтонная переправа» — из арсенала саперов. А ведь боевых действий в Казани не велось, слава Богу, еще с гражданской войны. Но тут уж не до престижа — против понтонов высказались только экологи.

Правда, дело с баржами не выгорело. Подоспевшая зима традиционно сузила проезжую часть улиц сугробами. Ездить стало практически невозможно. Единственным выходом оказалась ледовая переправа.

Открыли ее вскоре после Нового года, сразу определив срок жизни — до весны. Закрываясь в снегопады и оттепели, просуществовала она два месяца: поначалу действовала с 7 утра до 8 вечера, разгружая центр в часы основных нагрузок. С середины января стала круглосуточной. Все, как положено: предупреждение разблокировать двери и отстегнуть ремни безопасности, пост ГИБДД, пост МЧС...

И понтонная, и ледовая переправы — суть нетривиальные решения одной из многочисленных проблем большого города. Принявшие его, как и обеспечившие выполнение, работники мэрии заслуживают всяческих похвал. Но...

Угроза дорожного тромбоза висит над Казанью уже много лет. Лед и понтоны — временные, экстраординарные решения лишь ОДНОЙ транспортной проблемы. В городе, где больше миллиона жителей и соответствующее количество автомобилей, ДВА подземных перехода и ТРИ пересечения дорог в двух уровнях...

Зато в августе 1997 года здесь начали строить... метро! Когда местный бюджет еле сводит концы с концами, неспособность провести четкую грань между «жизненной необходимостью» и «непозволительной роскошью» наводит на грустные мысли. Хотя построивший метро (президент или мэр) имеет больше шансов остаться в истории города, чем тот, кто построит переходы или развязки.

Ставший почти привычным блатной жаргон обогатил нашу речь словом «понт», означающим действие ради показного, внешнего эффекта. По-французски pont — мост. Промедлив с решением транспортной проблемы, нынешние власти города рискуют остаться с понтом. Но без pont'а.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии