Тайна "святогора"

ТАЙНА «СВЯТОГОРА»

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

«ЗАПРЕТНАЯ» ТЕМА

ТАЙНА «СВЯТОГОРА»

Эта статья — заказная. Но не торопитесь обвинять нас: заказ — посредством телефонных звонков, писем в редакцию, через Интернет — поступил от... читателей, ставших обладателями этой модели.

Антон ЧУЙКИН. Фото Сергея Иванова

Именно на ваших многочисленных вопросах и построен материал. А все они на одну тему: что же это за зверь под капотом «Святогора»? Чем его кормить, как ухаживать, можно ли обслуживать самому? Какие запчасти потребуются? Увы, изготовитель молчит. На сайте АО «Москвич» размещено объявление: «...в соответствии с договором с фирмой „Рено“ техническая документация по двигателю F3R публикации не подлежит». Любопытно, не правда ли? Мотор далеко не новый, описания его и даже приемы ремонта публиковались в зарубежной прессе, а у нас это — тс-с, тайна! В новеньком автомобиле, если повезет, покупатель обнаружит лишь вкладыш к руководству по эксплуатации с довольно куцыми сведениями. Например, о марке фильтров ни слова... Как же так? Рассчитывать только на сервис наш автолюбитель не приучен, да и попробуй обслужить французский мотор на СТО где-нибудь в глубинке. Изготовителя это не волнует: продал — из сердца вон. А как же несколько тысяч купивших «Святогор» (не говоря уже о потенциальных покупателях), которые ищут информацию о своем автомобиле и вправе ее получить? Мы, в отличие от столичного завода, не оставляем вопросы без ответов. Итак...

Краткие характеристики двигателя «Рено» (Renault) модели F3R 272 приведены ниже. Аналогичными агрегатами в несколько отличающемся исполнении оснащали автомобили " Рено Меган", "Эспас", "Лагуна".

Двигатель — бензиновый, четырехцилиндровый, четырехтактный. Применяемое топливо — бензин с октановым числом от 91 до 98.

Головка блока — с двумя клапанами на цилиндр, которые приводятся кулачками распредвала через цилиндрические толкатели (конструкция аналогична VAZ 2108). Тепловые зазоры: в приводе впускного клапана 0,2±0,03 мм, выпускного 0,4±0,03 мм. Контролировать зазоры достаточно раз в 60 тысяч километров. Привод распредвала — зубчатым ремнем, периодичность его замены — те же 60 тысяч.

Если придется ремонтировать двигатель, помните, что при сборке (установке головки) надо непременно соблюсти следующие нехитрые правила: заменить новыми все болты крепления головки; перед установкой смазать моторным маслом резьбу и тыльную часть головки каждого болта; удалить масло из резьбовых отверстий в блоке. Последовательность затяжки обычная, от центра — попеременно к краям, аналогично моторам ВАЗ, УЗАМ. Болты затягивают в четыре приема: сначала моментом 65–75 Н.м, затем выжидают не менее трех минут, отворачивают все болты на 180о, вновь затягивают 25±2 Н.м и, наконец, доворачивают на угол 123±7°.

Система смазки. Заправочный объем — 5,1 л, рекомендуемые масла — «Эльф» (Elf), «Кастрол» (Castrol), «Тексако» (Texaco), «Мобил» (Mobil) вязкостью по SAE 10W-30, группа качества по API SJ/SH. Замена масла — каждые 10 тысяч километров с одновременной установкой нового масляного фильтра «Пюрфлюкс» (Purflux) LS 218 (резьба М20х1,5) и заменой прокладки сливной пробки.

Система охлаждения. Емкость — 8 л, рекомендуемые антифризы — «Тексако» ЕТХ 6280, ОЖ 40 «Лена». Охлаждающую жидкость следует менять раз в два года или через 60 тысяч километров. Один из самых ответственных узлов системы — термостат. Чтобы проконтролировать его исправность, достаточно знать температуру начала (89°С) и конца (101°С) открытия. Процедура проверки многократно описана — понадобятся кастрюля с водой, плитка и термометр. Электровентилятор, обдувающий основной радиатор, должен срабатывать при температуре в системе 97±3°С. Если, не дай Бог, он откажет — по достижении 115°С на панели приборов загорится сигнальная лампа.

Система управления двигателем. Как и любой относительно современный двигатель, F3R снабжен электронной системой управления, командующей подачей топлива и зажиганием (принципиально не отличается от применяемых ВАЗом и ГАЗом — см. ЗР, 1995, № 10; 1997, № 3). Впрыск — распределенный (многоточечный), во впускные трубопроводы; зажигание — бесконтактное, с автоматической коррекцией угла опережения по детонации. Правда, здесь умная система служит не экологии, а удобству управления и четкости работы мотора. Дело, увы, в отечественном топливе. Тетраэтилсвинец, распространенная антидетонационная добавка к бензинам, быстро выводит из строя основные экологические компоненты системы — лямбда-зонд и каталитический нейтрализатор. От второго пока отказались (он, как сказано в заводской инструкции, устанавливается по заказу), а первый — датчик кислорода — оставили, очевидно, чтобы не перепрограммировать электронику. Владельцу это «удовольствие» может обойтись дорого (см. ниже) — рано или поздно лямбда-зонд откажет и работа двигателя ухудшится. Но вернемся к технике. В систему входят:

электронный блок управления «Сименс» (Siemens) S 113717120;

датчики — частоты вращения коленвала; положения распредвала; температуры охлаждающей жидкости; температуры воздуха на впуске; абсолютного давления воздуха во впускной трубе; положения дроссельной заслонки; детонации; содержания кислорода в отработавших газах; скорости автомобиля (установлен на коробке передач, у привода спидометра);

исполнительные устройства системы питания — расположенный в баке электробензонасос «Валбро» (Walbro), регулятор давления «Бош» или «Вебер» (Weber), электроклапан механизма регулировки холостого хода «Хитачи» (Hitachi) АЕSР 207–17, дроссельный узел «Солекс» (Solex), четыре форсунки «Сименс»;

узлы системы зажигания — две катушки «Маньети Марелли» (Magneti Marelli) BAE 801 с сопротивлением первичной обмотки 1 Ом, вторичной — 8 кОм; свечи «Бош» W7DCO, «Чемпион» (Champion) N7YCX, «Эйкем» (Eyquem) C52LS;

здесь же упомянем фильтры — топливный, установленный у бензобака «Пюрфлюкс» ЕР90С, и воздушный — фильтрующий элемент «Лотрет» (Lautrette) ELP 3606.

Обслуживание системы управления двигателем включает замену фильтров — топливного и фильтрующего элемента воздушного — каждые 10 тысяч километров, свечей — через 30 тысяч (кстати, зазор между контактами должен быть 0,9 мм) и форсунок после 60 тысяч километров пробега. Последнее, на наш взгляд, необязательно, если «инжекторы» работают исправно. Инструкция предписывает менять лямбда-зонд каждые 30 тысяч километров при работе на этилированном бензине и в два раза реже, если используется неэтилированный. Для справки — новый датчик «Бош» (Bosch) LSH 25 (номер по каталогу 0258 005 132) стоит... 229 немецких марок. Кроме того, сервисная книжка рекомендует после 120 тысяч поставить новые датчики температуры воздуха и указателя температуры охлаждающей жидкости.

Особое внимание при эксплуатации следует уделять качеству топлива, избегая подозрительных «источников». Бензин с примесями, водой может вывести из строя бензонасос. Первый тревожный звоночек — изменившийся звук работы насоса, например, более громкое или тонкое жужжание.

Обращайте внимание на контакты (разъемы) датчиков и исполнительных устройств — их загрязнение или окисление оборачивается нечеткой работой двигателя. Одно из уязвимых мест системы — клапан холостого хода, дающий о себе знать при неисправности «плавающими» оборотами мотора. Но прежде чем заниматься клапаном, проверьте все вакуумные трубки под капотом — нарушение их герметичности вызывает подобные же симптомы.

К сожалению, самостоятельная диагностика системы управления с помощью электронного блока, как на впрысковых «волгах» и «самарах», здесь невозможна — требуется специальное оборудование. Признак неисправности — горящая лампа Check engine на панели приборов. При нормальной работе она вспыхивает только при включении зажигания на две-три секунды.

Очистить оперативную память блока управления, то есть стереть коды временных неисправностей, можно, обесточив систему. Для этого на несколько минут снимают одну из клемм с аккумулятора. Это рекомендуется делать при любом ремонте системы управления двигателем.

Моменты затяжки некоторых соединений. Крепления крышек шатунных подшипников коленвала — 40–50 Н.м, коренных — 65 Н.м; шкив коленвала — 120 Н.м, распредвала — 50 Н.м, водяного насоса — 14 Н.м; клапанная крышка — 20 Н.м (болты 8 мм) и 10 Н.м (болты 6 мм); поддон картера — 12–15 Н.м. 

1. Чтобы проверить бензонасос или прокачать топливные магистрали после ремонта, можно замкнуть контакты «30» и «87» главного реле, расположенного на правом брызговике.

2. Электроклапан холостого хода «Хитачи» размещен за ресивером системы впуска. Под ним — дроссельная заслонка.

3. Блок управления «Сименс» установлен под капотом, у моторчика стеклоочистителя.

4. Воздушный фильтр (у левого брызговика) и фильтрующий элемент. До фильтра воздух проходит через глушитель шума впуска (в обслуживании не нуждается).

5. Масляный фильтр расположен неудобно для самостоятельной замены.

6. В выпускной трубе — датчик концетрации кислорода (лямбда-зонд) «Бош».

Техническая характеристика двигателя «Рено» F3R272: рабочий объем — 1998 смз; диаметр цилиндра — 82,7 мм; ход поршня — 93 мм; степень сжатия — 9,8; мощность — 83 кВт/112 л. с. при 5250 об/мин; крутящий момент — 168 Н.м при 3500 об/мин; порядок работы цилиндров — 1-3-4-2.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии