Русский рижанин

РУССКИЙ РИЖАНИН

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

СТРАНИЧКА ИСТОРИИ

РУССКИЙ РИЖАНИН

До наших дней дожил только один экземпляр легкового «Руссо-Балта».

Сергей КАНУННИКОВ

А ведь в начале XX века Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) в Риге считался крупным, хорошо оснащенным предприятием. Когда там задумали начать производство автомобилей, из Бельгии был приглашен молодой талантливый инженер Жюльен Поттера, работавший в фирме «Фондю». Он и спроектировал первую модель — «Руссо-Балт К 12/15», выпуск которой освоили в 1909 году.

По конструкции и параметрам «Руссо-Балт» не уступал именитым европейским моделям тех лет. Четырехцилиндровый мотор с боковыми клапанами рабочим объемом 2211 смз развивал 15 л. с. Картер двигателя и коробки передач отливали из алюминиевого сплава, система охлаждения была термосифонной, зажигание — от магнето. Оси подвешивали к раме на полуэллиптических рессорах, а тормоза действовали на задние колеса.

Как и у большинства машин начала века, у «Руссо-Балта» стояло ныне совершенно забытое конусное сцепление. В маховике имелось углубление в форме конуса, на ответную часть — ведомый конус приклеивали кожу, выполнявшую роль фрикционной накладки, и центрировали его на валу подшипником скольжения. Вилка сцепления упиралась в выступы втулки, прикрепленной к ведомому конусу, а внутри втулки помещали отжимную пружину.

Главным достоинством этой конструкции были простота и дешевизна, но чтобы конусы прижимались достаточно плотно и сцепление не пробуксовывало, пружину делали очень мощной. Для управления сцеплением, особенно больших автомобилей, водителю требовалась недюжинная сила, а еще изрядная точность работы педалями, так как время буксования требовалось свести к минимуму. В любом случае срок жизни фрикционной кожи был невелик. Тем не менее эта конструкция сохранилась и на последующих моделях завода.

В 1911-м «Руссо-Балт К» модернизировали: увеличили базу (с 2655 до 2855 мм), мощность подняли до 20 л. с. В 1914-м сделали версию «К 12/24» с 24-сильным двигателем. Когда фронт стал приближаться к Риге, автомобильное производство здесь свернули.

Общее количество выпущенных РБВЗ автомобилей (в том числе грузовых и специальных) доподлинно неизвестно. В некоторых источниках называют 600, в других — 1100. Так или иначе, но больше всего (около 300) было построено машин серии К. Такой «Руссо-Балт» находился даже в гараже последнего российского императора.

Показанная на фото машина «К 12/20» (модель 1911 года) до 1942-го служила частному владельцу, а в 60-х попала на киностудию имени Горького. Позже ее отреставрировали в НАМИ, и сейчас «Руссо-Балт К 12/20» хранится в коллекции Московского Политехнического музея.

Схема устройства конусного сцепления: 1 — маховик; 2 — кожаная накладка; 3 — ведомый диск; 4 — подшипник скольжения; 5 — центрирующий вал; 6 — пружина; 7 — упорный шариковый подшипник.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии