Пешеходные переходы: страшные зебры

Статистика ДТП с участием пешеходов неутешительна. Автор с помощью коллег по журналу нашел наиболее характерные переходы Москвы и области, где ходить просто опасно.

Мы оценивали переходы по нескольким критериям. Во-первых, сколько придется ждать пешеходу, чтобы его пропустили; во-вторых, насколько обоснован выбор места перехода. И, конечно, оценивали уровень опасности для пешехода.

1. Южная улица, Реутов, Московская область

Движение неинтенсивное, поэтому перейти дорогу удается быстро. Дорожные знаки на видном месте, не закрыты рекламными растяжками, – водители могут заранее снизить скорость. Переход находится в жилой зоне, с каждой стороны – дома и магазины. Казалось бы, все как нужно, но... Если с одной стороны к переходу ведет пешеходная дорожка, то с другой он упирается в бордюр и газон. Людям приходится выходить на проезжую часть, чтобы через несколько десятков метров попасть на переход. Так делают далеко не все – большинство просто переходит улицу по диагонали.

ОЦЕНКА: плохо!

Переход необходим, но сделан он совсем не там, где ходят люди.

2. Ленинский проспект, Москва

Время ожидания – от 30 секунд до 2 минут. Некоторые водители пропускают пешеходов, даже рискуя получить сзади удар. Дорожные знаки не закрыты рекламными щитами, но заметить их все-таки сложно. С одной стороны находится поликлиника, с другой – магазины и жилые дома. И там и здесь – остановки общественного транспорта. К плюсам отнесли широкие островки безопасности. Пешеходов достаточно много.

ОЦЕНКА: опасно!

Переход здесь, конечно, нужен, но регулируемый, а еще лучше – подземный.

3. Минское шоссе, между Одинцовым и Лесным Городком, Московская область

Количество полос – по три в каждую сторону; машины идут плотным потоком на высокой скорости и не останавливаются! Паузу между машинами пришлось ждать 5 минут 15 секунд. И – бегом, бегом на другую сторону! Только для кого этот переход? С одной стороны лес, с другой – дорога, ведущая к стройплощадке (она не одна, есть и другие). Переход устроили здесь, чтобы строители ходили в лес по грибы? Или требовалось срочно освоить средства, пустить в дело неиспользованные знаки и краску?

Разрешенная скорость здесь 90 км/ч, но машины едут быстрее. Дорожные знаки, предупреждающие водителей о пешеходном переходе, теряются на фоне огромных рекламных щитов. При 30-метровой ширине проезжей части переход не имеет островка безопасности посередине дороги.

ОЦЕНКА: очень опасно!

И кому нужен этот переход?

4. Осташковское шоссе, Москва

Первый автомобиль остановился, чтобы пропустить пешехода, через 5 минут. Спасают только светофоры, работающие на соседних перекрестках. С одной стороны располагается парк, напротив – промышленный комплекс. За полчаса эксперимента, кроме меня, желающих перейти дорогу в этом месте не нашлось... Шоссе проходит по городу, где действуют ограничения скорости, на видном месте камера видеофиксации. Но знаки «Пешеходный переход» закрыты рекламой, а на широкой проезжей части нет островка безопасности. Об освещении тоже не позаботились.

ОЦЕНКА: очень опасно, особенно в темное время суток.

5. Улица Сретенка, Москва

Несмотря на большую интенсивность движения (центр города!), пешеходов пропускают достаточно быстро. Дорожные знаки не закрыты рекламой, установлены на видном месте. Водители могут своевременно снизить скорость. Но нужно ли тут столько переходов – буквально через каждые 100–200 метров? Каждая лишняя зебра тормозит и без того плотное движение. А эта к тому же достаточно опасна. Водители, выезжающие из Селиверстова переулка, вынуждены смотреть налево, чтобы пропустить автомобили, двигающиеся по Сретенке. Как только в потоке образуется дырка, машина, поворачивая направо, сразу выезжает на переход!

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: плохо, не продумано.

Почему бы вместо нерегулируемых переходов не организовать парочку регулируемых?

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ: СОВЕТУЮТ ВОДИТЕЛИ

Подошли к переходу – действуйте таким образом, чтобы у водителей не возникало сомнений. Собираетесь переходить улицу – сделайте шаг вперед. Лучше всего установить с водителем зрительный контакт, попытайтесь встретиться с ним взглядом. Он поймет: надо притормозить. В населенных пунктах это несложно, так как скорости небольшие. Пересекайте проезжую часть как можно быстрее. Желательно переходить дорогу группами. Когда пешеходы идут по одному, перед переходом собирается большое количество машин, возникает пробка. И самое главное: автомобиль не может моментально замереть на месте, особенно если дорога мокрая или покрыта снегом. Дайте водителю шанс затормозить, никогда не перебегайте дорогу перед носом едущей машины!

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ: СОВЕТУЮТ ПЕШЕХОДЫ

Подъезжая к переходу, всегда снижайте скорость. Даже если там никого нет. Если видите человека, ожидающего у края дороги, – остановитесь, кивните ему: проходи, не бойся... И самое главное: вы ведь не всю жизнь проводите за рулем, иногда и пешком ходите. Вспомните свои ощущения. И давайте уважать друг друга!

ИТОГО

Рассмотрев несколько примеров, мы сделали общий вывод. Многие переходы в столице и области находятся не там, где надо. Есть ощущение, что места для них выбирали исходя из каких-то количественных расчетов – скажем, на каждый километр трассы по зебре (хотя таких нормативов нет). Даже у тех переходов, которые действительно необходимы, техническое исполнение часто на низком уровне. Мы уже выступали за изменение действующих норм и правил (ЗР, 2012, № 8). Согласитесь, пересекать многополосную дорогу по нерегулируемому переходу смертельно опасно. Примеров, подобных увиденным на Минском и Осташковском шоссе, Ленинском проспекте, быть не должно! А сколько таких по всей стране, не пересчитать. Значит, нужны регулируемые переходы, а еще лучше – надземные или подземные.

Подпишитесь на «За рулем» в