Допоборудование: не купить лишнего. Часть I

Приобретая автомобиль, покупатель не всегда точно знает, какое дополнительное оборудование ему необходимо, а без чего он мог бы легко обойтись. Зачастую в дилерских центрах ему стремятся навязать ненужные опции. Надеемся, что эта статья поможет вам сделать правильный выбор.

СРЕДСТВА БЕЗОПАСНОСТИ

Антиблокировочная система тормозов

Пока еще остается опцией для некоторых моделей гольф-класса и супермини. Вопреки расхожему мнению, ABS не сокращает тормозной путь. Точнее, на это нельзя уповать. Она всего лишь позволяет сохранить контроль над автомобилем и совершить маневр — например, объехать препятствие — во время интенсивного торможения. А также не заглушить двигатель при торможении на передаче. Но это «всего лишь» — великое благо, поскольку при наличии ABS торможение на скользкой дороге перестает быть игрой «на кого бог пошлет». Но учтите, что ABS предъявляет повышенные требования к состоянию амортизаторов и сцепным свойствам шин. Когда амортизаторы дряхлеют, колеса на неровностях подпрыгивают и много времени проводят в воздухе. Поскольку висящее колесо при торможении блокируется, ABS «ослабляет хватку», и эффективность торможения значительно снижается. То же и с шинами. Чем раньше они блокируются, тем раньше ABS их «отпускает». Поэтому зимой машина с ABS практически лишается тормозов, если обута в «скользкую» летнюю резину.

Система динамической стабилизации

Уже два года является обязательной для автомобилей, которые продаются в Европе. Препятствует сносу передней и заносу задней оси при любом положении руля и педалей — на прямой, в повороте, при разгоне, торможении или движении накатом. Система безошибочно угадывает траекторию, которую водитель задает в данный момент. Если, по мнению системы, автомобиль начинает от нее отклоняться, электроника путем сброса газа или подтормаживания «нужных» колес возвращает его на «путь истинный». На сегодняшний день система динамической стабилизации — наиболее эффективное средство повышения активной безопасности. Поэтому, если финансы позволяют, даже не раздумывайте. Правда, когда система динамической стабилизации не входит в штатное оснащение, денег она стоит приличных.

Электронная противобуксовочная система

Или система контроля тяги. Устанавливается только при наличии ABS. Ограничивает проскальзывание ведущих колес относительно ведомых или относительно друг друга на полноприводных автомобилях при трогании с места и разгоне. Тем самым улучшается проходимость на скользкой или грязной дороге, а также исключается потеря контроля над машиной из-за перебора с газом. Для переднеприводных и полноприводных автомобилей противобуксовочная система актуальна при наличии избыточно мощного мотора. А для заднеприводных она весьма желательна в любом случае.

ВНИМАНИЕ! Возможности вышеперечисленных систем ограничены. Ни одна из них не в состоянии преодолеть законов физики. Если в поворот, предельная скорость прохождения которого в данных условиях составляет 60 км/ч, войти на 90 км/ч, машину на дороге не удержит даже система динамической стабилизации.

Электронное распределение тормозного усилия

Такая система позволяет перебросить на задние колеса максимум тормозного усилия, который они могут реализовать до начала блокировки. Благодаря этому удается добиться более равномерного износа колодок, а в экстренных ситуациях — сэкономить драгоценные крохи тормозного пути. Система электронного распределения тормозного усилия и усилитель экстренного торможения устанавливаются только вместе с ABS и, как правило, штатно.

Система автоматического поддержания дистанции

Данная система рассчитана на высокую культуру вождения, когда водители не мечутся по рядам и не стремятся влезть в каждый зазор между машинами. В России автоматика поддержания дистанции — вещь бесполезная.

Подушки безопасности

Фронтальные аэрбэги давно стали обязательными для большинства машин. А вот боковые подушки (защищают грудную клетку) и оконные надувные занавески (защищают голову) наши соотечественники заказывать пока не спешат. Зря. Ведь если в аварии, не дай бог, пострадает сидящая рядом жена (мать, ребенок), всю оставшуюся жизнь вы будете терзаться тем, что могли облегчить участь близкого человека, но поскупились.

Отключаемая подушка безопасности пассажира

Когда детское креслице установлено на переднем пассажирском сиденье против движения, его спинка находится близко от торпедо. В этом случае сработавшая при аварии подушка наносит сильнейший удар по спинке креслица (возможен даже летальный исход). Поэтому на большинстве автомобилей инструкция категорически запрещает устанавливать детское сиденье спереди спинкой вперед. Но часть машин штатно или за доплату оснащаются отключаемой пассажирской подушкой безопасности. А для некоторых моделей предлагают автоматически отключаемую подушку с датчиком присутствия креслица. Правда, в этом случае надо покупать специальное, совместимое с датчиком детское сиденье от фирмы-автопроизводителя.

ВНИМАНИЕ! Любые подушки (особенно фронтальные) эффективны только совместно с ремнями безопасности. Без ремней подушки не спасают.

Ремни безопасности с преднатяжителем и ограничителем усилия

В начальный момент столкновения преднатяжитель резким рывком подтягивает ремень, чтобы тело водителя или пассажира не успело набрать скорость, пока выбирается слабина ремня. Но когда достигается пик замедления, ограничитель усилия слегка распускает катушку ремня, чтобы снизить нагрузки на грудную клетку от впивающихся лямок. На большинстве современных автомобилей преднатяжители и ограничители усилия давно стали нормой. Их может не быть лишь на самых доступных моделях.

Крепления изофикс

Обычные детские креслица фиксируются штатными ремнями безопасности и потому могут несколько смещаться при ударе. Стандарт изофикс предлагает более эффективную защиту ребенка, поскольку креслице в данном случае крепится жестко к кузову через специальные скобы. Надо заказывать. Однозначно.

Активные подголовники

При ударе сзади под давлением тела на спинку кресла они подводятся к затылку, уменьшая силу удара головы и снижая нагрузки на шейный отдел позвоночника. Насколько активные подголовники эффективнее обычных, сказать сложно, поскольку их предлагают далеко не все фирмы даже из тех, которые считаются корифеями в области безопасности. Но ведь и деньги невелики.

Усилитель руля переменной производительности

Снижает производительность с ростом скорости. Стоит несколько дороже штатного усилителя. На тесной парковке легкий руль во благо. Но на скоростной автостраде зачастую бывает достаточно потянуться за пачкой сигарет, чтобы оказаться в соседней полосе. С «сервотроником» же руль тяжелеет по мере набора скорости. Поэтому, если вы часто ездите по загородным шоссе и не особо соблюдаете скоростной режим (чего мы делать не рекомендуем), его преимущества перед обычным усилителем почувствуете сразу.

Струйный омыватель фар

Увы, против нашей грязи она почти бессильна. Если же омыватель фар при включенном освещении работает синхронно с омывателем ветрового стекла, бачок будет опустошаться моментально. При заказе ксеноновых фар омыватель получите бесплатно.

Ксеноновые фары

Платить за них дополнительные деньги имеет смысл только в том случае, если вы часто ездите по неосвещенным загородным трассам. В таких условиях ксенон обеспечивает гораздо лучшую видимость, что позволяет поддерживать более высокую скорость и меньше утомляться за рулем. На освещенных городских улицах преимущества ксенона практически не ощутимы. Для ксеноновых фар обязателен омыватель. Он либо уже входит в цену, либо обязателен при заказе.

Биксеноновые фары

Когда ксенон применяется не только в лампах ближнего, но и дальнего света, такие фары называют биксеноновыми. Чтобы ими пользоваться, надо ездить далеко от крупных городов. В радиусе же 50—100 км от Санкт-Петербурга или Москвы даже обычным галогенным дальним светом пользоваться особо негде. А уж ксеноновым — подавно.

Поворотные фары

Данная опция пока доступна для дорогих автомобилей, однако довольно быстро «идет в народ». В поворотные фары встроены лампы боковой подсветки, которые загораются одновременно с включением указателя поворота или началом поворота руля на городских скоростях (до 50 или 60 км/ч) и позволяют «заглянуть» за угол. Казалось бы, игрушка. Но если поворотные фары даже в Европе востребованы, то в России за поворотом вас тем более может ожидать яма в полколеса или отдыхающий посреди дороги пешеход. Одна беда — пока поворотный свет стоит дорого. Альтернатива – дополнительные лампочки, встроенные в противотуманки. Значительно дешевле.

Противотуманные фары

Не надейтесь с их помощью улучшить освещение дороги в темное время. Дальнобойность у противотуманок намного меньше, чем у головных фар. Поэтому уже после 40 км/ч их световой пучок пропадает под передним бампером. Но в сильном тумане, когда машины едут с черепашьей скоростью, противотуманки, в отличие от фар ближнего света, лучше обозначают границы дороги и не дают слепящих бликов, отражающихся в водяной пелене. Прежде чем заказывать, прикиньте, как часто вы ездите по загородным трассам (в городе они практически бесполезны). Потому как жизнь противотуманок коротка. Они регулярно бьются летящими из-под колес камнями и лопаются от контраста температур, когда во включенном состоянии принимают ледяной душ из лужи.

Автоматическое включение фар (датчик освещенности)

Данная функция также работает на безопасность, поскольку исключает фактор забывчивости. Наверняка такое бывало: остановились вечером у магазина и, выйдя из него, поехали с выключенным светом (уличные фонари-то дорогу освещают).

Датчик дождя

Удобная вещь. При наличии датчика «дворники» автоматически определяют скорость, начало и частоту взмахов в зависимости от количества капель (или грязи) на стекле. На большинстве машин чувствительность датчика можно регулировать, как интервал обычной «паузы». Вопрос лишь в цене датчика. Для некоторых автомобилей он неоправданно дорог.

Парктроник

Ультразвуковые датчики парковки получают все более широкое распространение, и это правильно. Парктроник — не столько средство сбережения бамперов, сколько средство безопасности. Ведь за кормой машины может спрятаться маленький ребенок. Вопрос лишь в том, сколько такой датчик стоит. На некоторые машины его дешевле установить на месте, нежели заказывать с завода.

Датчик давления воздуха в шинах

Помогает сберечь покрышку и не потерять управление на высокой скорости. Однако цена датчика у разных фирм отличается весьма существенно. Иногда за те же деньги можно купить комплект новых шин.

Автоматически затемняемые зеркала

Для внутрисалонного зеркала функция автозатемнения — всего лишь удобство, поскольку в положение «ночь» его несложно перевести и вручную. Боковые зеркала — другое дело. Когда вереница позади идущих машин светит фарами по зеркалам, в глазах через некоторое время начинает рябить. Поэтому здесь автозатемнение очень даже кстати.

Охранная сигнализация

Говорят, что заводская сигнализация не представляет проблем для воров, поскольку на всех машинах данной модели установлена одинаково. На самом деле для них ни одна «сигналка» — не проблема. А для страховой компании сигнализацию можно поставить и на заводе, чтобы не потрошить салон на месте. Главное — выяснить, какова разница в цене между охранной системой, установленной на заводе, и у дилера. И какими функциями обладает фирменная «сигналка».

Подпишитесь на «За рулем» в