Снегопады на трассах: есть выход!

Страна следила за гигантской пробкой под Тверью в начале декабря, все знали, чьи «головы полетели» после анализа причин затора… И снова снегопады, январские. Почему сейчас в таких же условиях коллапс не возник и как спасли положение?

no_copyright Тула 1

no_copyright Тула 1

Без подстраховки

Повтор декабрьских неприятностей навис над трассой «Крым»: «Обильный снегопад существенно затруднил движение грузовиков в Тульской области в обоих направлениях», — сообщал «Интерфакс» 17 января в 21.05… Обратите внимание на время выпуска новости. А вот подробности событий.

К моменту выхода сообщения снег валил уже несколько часов. Об этой атаке синоптики предупредили впритык, в 17.10: ждите начала в 17.30. Тяжелые тучи «прибыли» точно в срок! Но подготовиться к отпору за 20 минут было невозможно. Причем это был двойной сюрприз: по предварительному прогнозу, эпицентр обложного наступления непогоды должен был обрушиться на несколько сот километров южнее — на Белгородскую область.

Местные дорожники помнили, из-за чего в декабре замерла магистраль «Россия»: на подъемы не могли взобраться буксующие фуры, произошло мелкое ДТП, в него «уперлись» сотни, затем тысячи машин... То же назрело сейчас на 174-м и 194-м километрах «Крыма», когда туда добрались эксплуатационники, сотрудники местных ГИБДД и МЧС.

Решение приняли работник управления дороги Виктор Юшин и командир батальона ДПС Геннадий Остапов: остановить перед подъемами на обочинах все тяжеловесные грузовики, чтобы к проблемным местам могла проехать дорожная техника. Команду «стоп, машина» дали на обоих сложных участках. Кроме двух с лишним десятков снегоуборщиков дорожники подогнали для буксировки фур два грейдера, еще на двух пожарных «Уралах» прибыли бойцы МЧС.

Страна следила за гигантской пробкой под Тверью в начале декабря, все знали, чьи «головы полетели» после анализа причин затора… И снова снегопады, январские. Почему сейчас в таких же условиях коллапс не возник и кто в этом «виноват»?

В 21.55. того же вечера «Интерфакс» вышел с сообщением под заголовком: «Движение на автотрассе «Крым» в Тульской области восстановлено».

Обильный снегопад продолжался до утра, так что пришлось еще несколько раз приостанавливать движение фур. «Задержки длились по получасу», — сообщил редакции «За рулем.РФ» начальник управления автомагистрали Москва – Харьков С. Недялков. Зато избежали большей беды.

«А я туда не заеду…»

С 17 по 20 января обильные снегопады атаковали сразу несколько регионов страны. На всех ли автотрассах удалось сохранить движение, не случилось ли повтора Тверского коллапса?

— Экстраординарные ситуации складывались еще в двух местах: на большой и малой бетонных объездных дорогах в Подмосковье и на Горьковско-Рязанском перегоне, — прокомментировал ситуацию Игорь Астахов, начальник управления эксплуатации и сохранности дорог Росавтодора.

Игорь Астахов, Росавтодор

— Заторы возникали, причины одинаковы. Водители тяжелых грузовиков, опасаясь, что на плохой резине не взберутся на подъемы, останавливались. Однако не на обочинах, а на полосах движения. Потому что обочины уже были завалены снегом, убранным с проезжей части. Однако дорожные машины помогали большегрузам перевалить рубиконы взгорков. Пробки длились до 20-30 минут… Как и в тульской истории, в каждом отдельном случае выручала смекалка и самостоятельные решения тех, кто работал на местах. Это принципиальный подход Росавтодора: мы отказались от опеки «из центра» по каждому случаю. В ситуации лучше разберется тот, кто несет ответственность на месте.

Приличный снегопад снова посетил Тверскую область, хотя не столь интенсивный, как в декабре. Одной из причин памятного 200-километрового затора называли недокомплект у тверского подрядчика, обязанного поддерживать «работоспособность» трассы, исправной техники.

— После тех событий подрядчик закупил два десятка современных дорожных машин, — сообщил Игорь Астахов, — теперь сил достаточно. С нового года мы наполовину обновили подрядчиков, обслуживающих федеральные трассы. Разумеется, тендеры проходили с критическим учетом их возможностей.

Спаскомплект возить обязан

Но открытым остается вопрос: и впредь нерадивые водители большегрузов, не подготовившие машины к зимним перевозкам, будут стопорить движение на трассах? Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт рассказал, что Минтранс делает последнюю редактуру законопроекта о внесении дополнений в ПДД и сопряженные законодательные акты, которыми будет установлен регламент «вооруженности» автомобилей для езды в зимнее время.

Роман Старовойт, глава Российского дорожного агентства Минтранса РФ

Для грузовиков предусматривается обязательный возимый комплект: зимняя резина, противобуксовочные цепи на ведущие колеса, запас песка, лопата. Будет оговорено, должны ли и в какой мере дорожники и ДПС помогать застрявшим в снежных пробках (до сих пор это никак не регламентировано, те и другие помогают по своей воле).

Минтранс РФ намерен обратиться к депутатам Госдумы обсудить и принять поправки к следующей зиме.

Подпишитесь на «За рулем» в