Ноль промилле: мы все без пяти минут рецидивисты

Правительство РФ не может определиться по законопроекту о поправках в «водительские» законы, в том числе касающиеся алкоголя в крови, — три с половиной месяца! Автор проекта депутат Лысаков в недоумении.

По закону срок для вынесения резолюций — месяц. Без письменного отзыва Кабмина Госдума не примет проект на рассмотрение. Вряд ли чья-то нерасторопность стала причиной «пробки» в коридорах правительства. Тут скорее другой «тормоз». Еще один законопроект на ту же тему составила депутат Ирина Яровая. Ее документ безукоризненно отвечает призыву премьера Дмитрия Медведева «принять, наконец, меры, а не высчитывать промилле». А вот его Дом Правительства одобрил без проволочек.

При личной встрече, рассказал Вячеслав Лысаков, он просил Медведева ускорить выдачу заключения. Пресс-секретарь премьер-министра Тимакова ошарашила объяснением: достаточно того, что Белый дом одобрил вариант Яровой, он и отражает принципиальную позицию правительства. Одного проекта, мол, достаточно.

Узнать бы, это позиция пресс-секретаря или самого премьера? Ответ ведь странный — как от гардеробщика. Конституционная прерогатива депутата — выступать с законодательными инициативами, никто не вправе ее игнорировать. И того не могут не знать в здании на Краснопресненской набережной, что обычная практика Думы — рассматривать несколько вариантов будущих законов.

Черт таки страшен

В чем интерес российских водителей к этой истории? В том, что депутат Лысаков последовательно отстаивает возврат «алкоголесодержащей» ПДК (предельно допустимой концентрации) в «водительскую» статью КоАП.

Не будем гадать: депутат предоставил редкую возможность познакомиться с информацией, предназначенной для премьер-министра.

В законопроекте Лысаков предлагал установить верхний предел содержания этанола в крови в размере 0,2‰ (‰ - знак промилле). Неоспоримые аргументы в пользу такой нормы знакомы читателям по публикациям на ZR.RU. Их суть: если освидетельствование дало показатель до 0,3‰ (даже не 0,2‰), нет оснований признавать, что автомобилист пребывает в состоянии алкогольного опьянения. Это медицинский факт, многократно подтвержденный экспериментально...

Или «не так страшен черт...» и пусть бы «ноль» продолжал существовать? Лысаков проверил публичное заверение вице-премьера Игоря Шувалова: по жизни, за небольшие промилле водителей никто не наказывает.

Как бы не так. По запросу депутата Мосгор- и Мособлсуды сообщили, что в минувшем году «по полной» наказывали за показатели до 0,2‰. Их было 10-12 процентов от всех, задержанных за нетрезвость. С показателями до 0,3‰ — еще 20 процентов. Иначе говоря, минимум каждый пятый, задержанный якобы за пьянку, — без вины обвиненный.

Если экстраполировать эти пропорции на статистику по стране, безвинно лишенных — десятки тысяч.

Могут и за дверь выставить

Еще аргументы Лысакова в пользу отказа от «нуля». К введению ПДК в российские законы обязывает участие нашей страны в Венской Конвенции по безопасности движения. Неподчинение общим требованиям грозит автоматическим исключением РФ из числа государств - подписантов Конвенции. Это скандал и позор.

Противник «нуля» и статистика — не так уж она и беспристрастна. «Пьяные» аварии составляют 7% в общем объеме ДТП. Сравним: втрое больше аварий — 20% — из-за плохого состояния дорог. В 2012 году (данные ГИБДД РФ) аварий с водителями, признанными нетрезвыми, произошло примерно в 3,5 раза меньше, чем из-за некачественного покрытия (соответственно 12 843 и 42 772 случаев). Погибло, опять-таки, в три с лишним раза меньше, чем из-за рытвин в асфальте (2103 и 6950 чел.). Но никто не предложил отнимать у дорожников лицензии, сажать и разорять штрафами.

Дальше тонкости, которые в «полевых условиях» освидетельствования суммируются. Как оказалось, на итог, который покажет алкотестер в салоне машины ДПС, влияет не только химсостав выдоха испытуемого, но и влажность, температура, газовый состав атмосферы.

Плюс погрешность измерений. Санкт-петербургский институт метрологии дал не среднестатистические величины, а предметное заключение: если измерять нынешними, не самыми совершенными алкотестерами, с учетом погрешности следует установить норму в 0,2‰, вспоминает Лысаков.

Чуть не каждый из перечисленных факторов уже сам по себе железный повод вводить ПДК.

Но тут вмешалась политика

— Господа из Дома Правительства наверняка документ до сих пор даже не открывали, — предположил Вячеслав Лысаков, и имеет на то право. — А между тем в тексте их поджидает сюрприз: в нем… нет положения о введении нормы промилле выше нуля. Пришлось изъять.

Дело было так. «Алкогольную» тему вынесли на заседание президиума фракции «Единой России» в ГД (беспартийный депутат Вячеслав Лысаков входит в состав фракции). Потому как негоже предлагать два противоречащих по корневому вопросу законопроекта. Вырабатывали консолидированную позицию. Большинство проголосовало за то, чтобы оставить «ноль».

Трудно было ожидать иного, ведь нужно уважать мнение лидера партии Дмитрия Медведева: «абсолютно сухой закон» предложил именно он.

Подчиняясь фракционному большинству, положение о 0,2‰ Лысаков изъял. Политика, однако!..

Вопрос от «За рулем.РФ»:

— Если так, то ради чего теперь ломать копья и пытаться продвигать законопроект?

— В нашем документе ряд положений лучше продуманы, чем у Яровой. Это не мое мнение — так проистекает из отзывов Верховного суда. Например, с порядком, предложенным ею, пьяному водителю станет выгодно сбежать с места ДТП и через пару дней явиться «как стеклышко» с повинной. То, что предлагаем мы, перекроет и эту лазейку, и другие… Но и вопрос с 0,2‰ не закрыт.

— Если законопроект все-таки попадет на обсуждение Думы, при первом чтении примут его как концепцию. А ко второму и третьему в текст можно внести поправки и дополнения. Это шанс вернуть промилле на прежнее место: буду убеждать единороссов, другие фракции принять ПДК...

— И снова упретесь в витающий в зале дух непреклонности Медведева…

— По большому счету я с ним заодно, и это отражено в моем проекте: выпивох нужно так испугать, чтобы боялись даже приблизиться к машине. Готов поддержать хоть 200-тысячерублевый штраф, хоть в полмиллиона, предложенный Медведевым. Соглашусь с введением тюремных сроков до 15 лет для водителей-убийц…

Но бесчеловечно держать в страхе почти 50 миллионов российских водителей перед угрозой несправедливых наказаний. А ведь станет еще круче, если Дума «ноль» оставит, а еще введет ужесточающие поправки в КоАП. Смотрите, автомобилист, дважды попавший на ошибки алкотестера в сотые промилле, автоматически превратится в рецидивиста. И не отмоется… За такой законопроект не проголосую, чем бы это ни грозило.

— Ваш политический труп никого не утешит... То есть 0,2 промилле, по-вашему, не отвоевать?

— Можно. Сообщество автомобилистов способно помочь самому себе: нужно высказаться в СМИ за введение в водительские законы ПДК — на всех порталах нынче существуют системы для опросов читателей, зрителей, слушателей. Голосов должно быть сотни тысяч, миллион или больше. Мнение такой массы людей никто не рискнет игнорировать.

Чтобы проголосовать на тему введения ПДК, войдите в раздел «Опросы» внизу на главной странице.

Подпишитесь на «За рулем» в