Toyota RAV4 – четвертое перевоплощение

Для того чтобы понять, насколько важен этот автомобиль для Toyota, не нужны таблицы, графики и показатели продаж, которые заботливо предоставили организаторы европейской премьеры – достаточно посмотреть, сколько журналистов буквально всех европейских автомобильных изданий пригласили на первый тест-драйв нового поколения Toyota RAV4 в испанский Ситжес.

Столь повышенное внимание к четвертому поколению автомобиля, ставшего основоположником класса компактных кроссоверов, не случайно. С момента своего появления в 1994 году, RAV - Recreational Active Vehicle (автомобиль для активного отдыха с приводом на 4 колеса), был и остается эталоном класса, стремительно набирающего популярность в Европе и России.

Компактная - 3695 мм длиной - трехдверная машина стала первым полноприводным городским автомобилем и значительно отличалась от традиционных моделей 4x4. В ней использовался относительно небольшой 2-литровый двигатель с поперечным расположением, несущий кузов и независимая подвеска. Так началось развитие рынка компактных кроссоверов. С тех пор RAV4, первое поколение которого походило на забавного лягушонка, продавался в более чем 150 странах мира и разошелся тиражом свыше 4,5 млн экземпляров.

Новое поколение компактного кроссовера ждали долго. Переживший рестайлинг в 2010 году, RAV третьей генерации продержался на рынке несвойственно долгих для современного автопрома восемь лет.

По сравнению с ним в новом изменений довольно много, и они сразу же бросаются в глаза. Внешность RAV вызвала бурную дискуссию сразу, как только мы увидели наши машины. Рискну сказать, что в то время как корейцы, судя по последним моделям, всеми силами стремятся уйти от восприятия публикой своих изделий как «азиатов», Toyota словно решила «вернуться к истокам» и выкатила машину настолько «азиатскую» по виду, что показалось, что смотрю японский мультфильм… Но кто сказал, что это плохо? За неоднозначной внешностью скрывается повышенная функциональность. Автомобиль стал на 205 мм больше, увеличившись в длину до 4570 мм, в ширину новичок подрос на 30 мм, сохранив колесную базу в 2660 мм, как у самой длинной модели RAV4 третьего поколения.

За «азиатской» внешностью, как оказалось, скрывается практичность, которую мы оценили уже во время теста. Выпуклые «надбровные дуги» на капоте кроссовера позволяют значительно лучше ощущать передние габариты машины, что было проблемой для многих владельцев третьего поколения, особенно женского пола. Впоследствии и технического описания изменений выяснилось, что видимая длина капота теперь увеличена на 170 мм, а вынесенные слегка наружу передние стойки расширили поле зрения водителя впереди на 3 градуса.

Жребий выдал мне базовую версию – полный привод, 2-литровый мотор с «механикой», тканевый салон. Но даже в самом скромном варианте новый RAV весьма комфортен. Очень сильно, и в лучшую сторону, отличаются от предыдущего поколения сиденья. Боковые валики стали выразительнее и объемнее, а профиль удобнее. Удлинились спинка - на 30 мм, и подушка сиденья - на 20 мм.

Некоторые странности появились в перемещении клавиш управления (их форма не отличается от предшественника), например переехавшей под руль группы из кнопок отключения системы стабилизации и включения блокировки в недостатки записать трудно, скорее в особенности.

С первых километров становится очевидным, что японцы провели титаническую работу по снижению шумности, которой «славятся» автомобили из этой страны. От большой «погремушки» RAV не осталось и следа. Отчасти это следствие изменений кузова и серьезной работы над аэродинамикой (аэродинамические улучшения некоторых кузовных элементов позволили снизить коэффициент аэродинамического сопротивления до 0,31), но главную роль сыграла новая конструкторская концепция Engine Bay Barrier. Реализуя ее, японцы улучшили звукоизоляционные характеристики передней панели, прокладок моторного отсека и внешних звукопоглотителей, а также изоляцию капота, снизив тем самым уровень шума двигателя в салоне. Кроме того, в новом RAV4 появилась дополнительная звукоизоляция в виде вспененного наполнителя в дверных стойках, порогах и крыше, которая сводит к минимуму распространение шума через кузов, а также виброизоляционный материал днища, вкладыши передних и задних колесных арок. Свою роль сыграли и обтекатели передних и задних колесных ниш кожухов двигателя, большое число накладок на днище, топливный бак, нижние рычаги задней подвески.

А вот что поставило поначалу в тупик, так это настройка педального узла. У педали сцепления ход оказался настолько длинным, что через некоторое время поймал себя на мысли, что хочу сесть как карикатурный таксист-пенсионер – максимально придвинувшись и свесившись через руль. При этом «схватывало» сцепление в очень короткий промежуток и очень резко. Мое изумление такой особенностью настройки развеял напарник: «Ну как ты не понимаешь?! Это ж под девочек настройка - чтобы на «шпильках» удобнее было…». Не берусь судить, насколько это является правдой, но все может быть, да и очень многие из участников теста однозначно описали внешность авто как женскую. Но вот что точно, так это то, что такие настройки при отсутствии противооткатной системы могут представлять неудобство при трогании в горку. Крутящего момента у двухлитрового двигателя, придушенного экологическими нормами, не хватает, чтобы толкнуть машину вперед-вверх, а в сочетании с описанными выше особенностями сцепления даже у опытного водителя есть шанс откатиться назад.

Экологические настройки мотора не позволяли забыть о необходимости переключать передачи на серпантине – тяги на третьей и тем более на четвертой не всегда хватало. Неудивительно, что к концу дня расход топлива, в среднем, составил около 10,4 литра на сотню, даже при том, что пробок на пустых в это время года каталонских дорогах не наблюдалось. Некоторые нарекания по части поведения машины с двухлитровым мотором на серпантине не умаляют того, что рулится новинка вполне достойно.

В новом RAV4 сохранили старую схему подвески: стойки McPherson спереди, задняя - многорычажная. Однако обе системы были доработаны в целях обеспечить более уверенное управление. Передние пружины стали жестче – несколько раз «пролетев» по местным необычно высоким и широким «лежачим полицейским», автомобиль ни разу не пробил амортизаторы и не обнаружил склонности к «козлению».

К сожалению, не удалось опробовать два очень интересных варианта комплектации с 2,5-литровыми бензиновым и дизельным двигателями. Топовый бензиновый агрегат будет поставляться только с 6-диапазонной автоматической трансмиссией и полным приводом. Аналогично будет предлагаться в России и 2,2-литровый дизель D-4D.

Самый мощный в новой линейке силовых агрегатов 4-цилиндровый, 16-клапанный бензиновый двигатель объемом 2494 см³ имеет длинный ход поршня - 98 мм, систему Dual VVT-i и впускной коллектор изменяемой длины. Двигатель развивает максимальную мощность 180 л.с. при 6000 об/мин и максимальный крутящий момент 233 Нм при 4100 об/мин, при этом крутящий момент более 210 Нм доступен в диапазоне от 2200 до 6000 об/мин. С 6-ступенчатой автоматической трансмиссией и полным приводом 2,5-литровая версия нового RAV4 разгоняется до 100 км/ч за 9,4 с при максимальной скорости 180 км/ч.

Дебютирующий в России 2,2-литровый 4-цилиндровый дизельный двигатель D-4D оснащен турбонагнетателем с изменяемой геометрией сопла и системой впрыска топлива Common Rail с пьезоинжекторами. Система TCCS включает 32-разрядный процессор, отвечающий за одновременное управление впрыском топлива, фазами впрыска, давлением впрыска топлива, реле разогрева и системой рециркуляции отработавших газов (EGR). Мотор развивает максимальную мощность 150 л.с. при 3600 об/мин и максимальный крутящий момент 340 Нм в диапазоне от 2000 до 2800 об/мин. Разгон до сотни на дизельном RAV4 происходит за 10 секунд, при этом максималка у автомобиля с дизелем на 5 км/ч выше, чем у топовой бензиновой версии. Хотя мне и не удалось прокатиться за рулем этой машины, можно предположить, что с заявленным расходом в 5,6 и 6,6 л на 100 км такой вариант будет довольно интересен для российских покупателей. Остается только пожалеть, что, в отличие от Европы, в Россию не будут поставляться дизельные версии на «механике».

Наряду с вариаторной трансмиссией Multidrive S для 2,2-литрового дизельного двигателя D-4D доступна 6-диапазонная автоматическая трансмиссия Super ECT, устанавливаемая стандартно с 2,5-литровым бензиновым агрегатом. В режимах Auto, Manual и Sport включается AI-SHIFT Control, подстраивающий переключения передач в соответствии со стилем вождения и дорожными условиями. Шестидиапазонная АКП, устанавливаемая с 2,2-литровым дизелем D-4D, может полностью блокировать гидротрансформатор. Начиная со 2-й передачи она позволяет передавать крутящий момент напрямую на ведущую ось, как на механической коробке передач. Умная коробка корректирует обороты двигателя при переходе на пониженные передачи, обеспечивая более плавный ход в режимах Manual и Sport. Кнопка Sport заставляет работать коробку и двигатель в наиболее динамичном темпе, обещая захватывающие ощущения от вождения.

Multidrive S также имеет последовательный 7-ступенчатый режим, в котором выбор передачи осуществляется селектором трансмиссии или подрулевыми переключателями. Примечательно, что и в положении D водитель может выбирать передачи.

В RAV4 третьего поколения использовалась интегрированная система активного управления, в которой управление распределением крутящего момента осуществлялось системой активного межосевого распределения. На новом RAV4 к ней добавилась функция управления в повороте. Упреждающее распределение крутящего момента оптимизирует поведение автомобиля на вираже, распределяя крутящий момент между передними/задними колесами. В режиме Sport после первого движения рулевого колеса 10% крутящего момента подается на задние колеса. Крутящий момент на задней оси может доходить до 50% по мере необходимости и в зависимости от траектории, чтобы обеспечить устойчивость автомобиля и большее удовольствие от вождения.

А теперь самое интересное - цены! Наиболее доступная переднеприводная комплектация кроссовера с мотором 2.0 и МКП будет предлагаться за 998 000 руб. (ранее прайс-лист начинался с отметки 967 000 руб.), за такую же версию с вариатором придется заплатить уже 1 055 000 рублей. Двигатель в 2,5 литра доступен только с «автоматом», в комплектации «Элеганс» его цена начинается от 1 470 000 рублей. За дизельную версию, предлагаемую в России только с CVT и в комплектации «Элеганс», попросят 1 460 000 рублей.

В ценовой политике российской Toyota кроется интрига, связанная с тем, сбудутся ли прогнозы популярности дизельной версии кроссовера в России. Согласно им дизелю отводится не более 10%. Но, учитывая любовь российского клиента к максимальной комплектации (по цене за 1 550 000 рублей), можно предположить, что у моторов с тяжелым топливом на RAV4 очень неплохие перспективы.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Toyota RAV 4 (8)

— Отличный автомобиль, полный восторг.
Toyota RAV 4  2012
/ срок владения: более 5 лет

Достоинства:

Легендарная надежность, ничего не ломается !!! Невысокий расход топлива у 2.0 двигателя.

Недостатки:

Недостаточная трансформация, раскладка передних сидений.

Комментарий:

За 8 лет эксплуатации перегорела 1 из ламп освещения заднего номерного знака! ТО, замена шин, дворников, аккумулятора это всё что приходится выполнять.

+9