Итоги авторынка России в 2012 году и прогноз на 2013-й

19 февраля 2013 года в Москве при информационной поддержке издательства «За рулем» состоялась III ежегодная конференция для аналитиков и маркетологов «Автомобильный рынок России: итоги и прогнозы», организованная аналитическим агентством «АВТОСТАТ» и порталом AutoMarketolog.ru.

На этот раз мероприятие проходило в Университете машиностроения, где собралось более 150 участников, в том числе представители более 20 автомобильных СМИ: печатных изданий, интернет-порталов, телекомпаний.

В начале конференции были подведены итоги конкурса на самый точный прогноз авторынка. Победитель 2012 года (из 42 участников) – Алексей Бессонов («Русфинанс Банк») был награжден ценным призом – iPad Mini. Конкурс продолжился – на этот раз было зарегистрировано 72 заявки.

Особенность конференции в том, что за один день были представлены итоги и прогнозы практически по ВСЕМ сегментам автомобильного рынка. Ведущие аналитики и эксперты дискутировали по темам: легковые автомобили, грузовики, легкие коммерческие автомобили, автокредитование, автострахование, сервис и послепродажное обслуживание автомобилей, автомобили с пробегом, рынок автозапчастей, кадры для автобизнеса, реклама в автобизнесе.

Старший менеджер PwC по компаниям автомобильной отрасли Сергей Литвиненко сообщил, что вклад России в прирост продаж новых автомобилей в мире в 2009-2012 гг. составил 9%. Прогноз рынка легковых автомобилей в России на 2013 год от PwC: 2 900 000 шт. (+5% к АППГ).

Глава гильдии маркетологов России Игорь Березин считает, что рост авторынка сдерживается слабым ростом экономики России, и наиболее вероятным сегодня является инерционно-рецессионный сценарий развития. Однако, по словам спикера, в течение следующих пяти лет может быть предъявлен рациональный платежеспособный спрос на 16-18 млн новых автомобилей.

Директор АА «АВТОСТАТ» Сергей Целиков отметил, что российский рынок в 2012 году вырос по объему на 10,7% и (по объему) оказался на 6-м месте в мире. Кроме того, уровень продаж новых легковых автомобилей превысил докризисный 2008 год на 0,6%.

При этом структура рынка меняется, доля SUV выросла с тех пор с 19,1 до 31%, доля седанов сократилась – с 38,5 до 31%. В 2008 году средняя цена автомобиля составляла $22 300, в 2012 году - $27 300, число дилеров выросло с 3460 в 2008 году до 4230 сейчас.

Дмитрий Ярыгин, ведущий аналитик АА «АВТОСТАТ», рассказал о рынке коммерческой техники. По итогам 2012 года было зарегистрировано чуть более 330 тысяч новых коммерческих автомобилей. Большую часть рынка, практически 59%, занимают легкие коммерческие автомобили, 30,6% приходится на сегмент HСV и 10,8% - на CV.

Алексей Бессонов, начальник отдела разработки продуктов департамента автокредитования, представил видение рынка с точки зрения «Русфинанс Банка». По его данным, в 2012 году общий объем выданных кредитов составил 957 тыс. штук на новые и 184 тыс. штук на подержанные автомобили. В целом рост к показателю прошлого года составил +17%. Прогноз банка на 2013 год – 1,1 млн шт. кредитов на новые и 222 тыс. шт. на подержанные автомобили. По мнению аналитика, структура рынка автокредитования будет меняться в сторону увеличения кредитов на подержанные автомобили. Если в 2011 году соотношение было 87,5% (новые) и 12,5%, а в 2012 – 85,5 к 14,5%, то к 2015 году, согласно прогнозу, соотношение будет 80 к 20%.

Анна Горячева, вице-президент – начальник департамента по работе с физическими лицами (Газпромбанк), в качестве основных тенденций рынка автокредитования в 2012 году назвала, в том числе, комплексное сотрудничество представительств иностранных производителей автомобилей с банками-партнерами. Среди тенденций рынка А.Горячева назвала повышение доходности банков за счет продажи дополнительных услуг/кредитных продуктов и включения их в сумму кредита.

Наталья Жильцова, генеральный директор бизнес-направления INFIN (ГК «Независимость»), рассказала участникам конференции о рынке автострахования.

Объем страховых премий КАСКО в РФ 2012 составил 193,2 млрд руб. Лидер по объемам - Москва (81,2 млрд руб.; доля - 42,1%). На втором месте – Северо-Западный ФО (30,5 млрд руб.; 15,8%). В тройке лидеров и Приволжский ФО (25,4 млрд руб.; 13,2%). На последнем месте – ДФО с объемом 2,4 млрд руб. и долей 1,2%.

Объем страховых премий ОСАГО в РФ за 2012 г. составил 120,9 млрд руб.

Дмитрий Роткин, генеральный директор компании «Белый сервис», заявил, что послегарантийный сегмент (3-10 лет) - самый быстрорастущий и самый перспективный на Российском авторынке. Средний возраст автомобиля в РФ - 8,1 лет, сообщил эксперт со ссылкой на данные GIPA. Эксперт представил тенденции послегарантийного сегмента.

Андрей Измалков, руководитель аналитического отдела ГК «РОЛЬФ» (BlueFish), познакомил участников конференции с рынком автомобилей с пробегом. В 2012 году было продано 2,76 млн новых и 5,42 млн подержанных легковых автомобилей. Если по новым прирост к 2011 году составил 10%, то объемы продаж автомобилей с пробегом увеличились на 14%. Еще больше показатели роста в деньгах. Новые – на 17% (до 75 млрд долларов) и на 18% с пробегом (до 81 млрд долларов).

Сергей Удалов, исполнительный директор АА «АВТОСТАТ», представил доклад «Рынок запчастей - как велик пирог и чьи в нем доли?». Суммарный объем рынка автокомпонетов и запчастей в России в 2012 году оценивается в 41,84 млрд долларов. Более половины этого объема приходится на вторичный рынок. По мнению эксперта, в ближайшее время этот рынок будет расти на 10-15 % в год. Это будет происходить за счет увеличения как производства, так и парка автомобилей.

Структура рынка достаточно быстро меняется в сторону иномарок. На их долю приходится 70% рынка. Но основной объем компонентов и запчастей для иномарок не производится в стране, а импортируется.

С докладом «Образование для российской автомобильной индустрии: вызовы и решения» перед участниками выступил Аркадий Скворцов, заместитель директора автомобильного института Университета машиностроения (МАМИ)». Спикер обозначил существующие проблемы инженерного образования и провел анализ специальностей для автобизнеса, представленных в вузах.

Ярослав Зайцев, руководитель сектора исследования автомобилей TNS, рассказал о тенденциях на автомобильном рынке в области рекламы и коснулся портрета потребителя.

Согласно исследованию, среди потенциальных покупателей автомобиля у 71% уже есть личный автомобиль, 16% покупают первый автомобиль в семью, у 13% есть в семье, покупают личный автомобиль.

По затратам на рекламу (ТВ, пресса, радио, наружное размещение) легковой транспорт занимает второе место - 27,9 млрд руб. (+27,1% к АППГ) и уступает только торговым организациям - 40,4 млрд руб. (+14,9%). На третьем месте – массовые зрелища - 14,3 млрд руб. (+11,1%).

Подробный обзор докладов можно смотрите по ссылке: http://www.autostat.ru/news/view/12789/

Организаторы: АА «АВТОСТАТ» и портал Avtomarketolog.ru

Организационный партнер: Университет машиностроения

Подпишитесь на «За рулем» в