В ожидании водорода?

В ОЖИДАНИИ ВОДОРОДА?

ТЕХНИКА

/НОВИНКИ

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛИ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, МАКСИМ САЧКОВ, АНАТОЛИЙ СУХОВ

В ОЖИДАНИИ ВОДОРОДА?

СЖИЖЕННЫЙ МЕТАН ФОРМИРУЕТ ИНФРАСТРУКТУРУ БУДУЩЕГО

Согласно всезнающей статистике, в 2001 году по дорогам мира колесили почти 1,5 млн. автомобилей, заправленных сжатым природным газом - метаном. Их было бы больше, вот только пополнить запас этого экологически и экономически привлекательного топлива можно далеко не везде, ведь компрессорные станции строят только над газопроводами. В Германии, к примеру, таких АГНКС всего 200.

И вот концерны "Арал", БМВ, "E.ON Энеджи", "Линде" решили начать создание сети газонаполнительных станций нового поколения. Смысл новации в том, что природный газ охлаждается до -161°С и при давлении всего 0,6-1 МПа (6-10 атм) переводится в жидкое состояние. Такой метан можно доставлять в специальных цистернах. Далее его нетрудно залить в баки-термосы автомобиля, установленные вместо тяжелых стальных баллонов, которые должны были выдерживать до 20 МПа (200 атм). Несмотря на немалую толщину стенок из специальной теплоотражающей пленки, внутри этих баков остается достаточно места, чтобы вместить запас жидкого метана на 500 км пробега против обычных 200-250 км для сжатого газа. Сегодня успехи теплотехники таковы, что даже летом удается сохранить запас сжиженного газа в течение двух недель. А больше вряд ли нужно для автомобиля, если только он не используется "по праздникам".

При этом сохраняются все экологические достоинства альтернативного топлива: на четверть меньше выбросы СО2, на 80% - СО. Если же посчитать конечную выгоду потребителя, то в Германии с учетом налогов она составит 40% по сравнению с бензином.

Первая LNG-заправочная станция (Liquefied Natural Gas) открылась в Мюнхене и обошлась в 400 тысяч евро. Но эти расходы понесены не только ради сиюминутных целей. В будущем здесь предполагают переход на жидкий водород, требующий, в принципе, той же технологии хранения и заправки независимо от того, будет ли автомобиль сжигать его в цилиндрах или превращать в электрический ток в топливных элементах.

Сжиженный газ, кстати, можно использовать и до того, как он попадет в цилиндры двигателя. Ведь испаряясь, он забирает тепло из окружающей среды, и если этот процесс проводить в специальном теплообменнике, то получим... кондиционер, работающий без затрат энергии! Или, коли речь идет о грузовике, - рефрижератор, экономящий до 15 л дизтоплива в день и не тарахтящий на стоянке.

Процедура заливки газа почти не отличается от заправки бензином. За минуту в "термос" попадает до 70 литров.

Подпишитесь на «За рулем» в