Начало биографии

НАЧАЛО БИОГРАФИИ

]

«ЗА РУЛЕМ» — 75

На двух взятых из семейного архива снимках, публикуемых на этой странице, — человек, который фактически редактировал наш журнал с первого дня до 1938 года. Звание ответственного редактора носил видный государственный деятель Н. Осинский (руководитель Высшего совета народного хозяйства и Центрального статистического управления СССР), а воз повседневной «зарулевской» работы десять лет тянул беспартийный зав. редакцией — Наум Зиновьевич Беляев.

К сожалению, до нас дошли лишь скудные сведения о первой половине его жизни: родился в 1890 году в Киеве, был помощником и заместителем знаменитого Михаила Кольцова в Жургазе (Журнально-газетном объединении), куда наряду с «Огоньком» и другими популярными в ту пору изданиями входил и «За рулем»... Но, как известно, лучшей биографией и характеристикой человека служат его дела — в данном случае правильнее сказать «дело».

ЗР с первых номеров завоевал авторитет не только, говоря языком тех лет, у «читательской массы», но и у людей, составлявших гордость страны. Авторами журнала были поэт № 1 — Владимир Маяковский, журналист № 1 — Михаил Кольцов, карикатурист № 1 — Борис Ефимов, будущий драматург № 1 — Николай Погодин, замечательный литературовед Виктор Шкловский, который, к слову сказать, сел за руль еще до революции. Автором и членом редакционного совета был выдающийся теоретик автомобиля профессор Чудаков, впоследствии вице-президент Академии наук СССР.

Листая первые «зарулевские» подшивки, отмечаешь неуклонную, боевую нацеленность публикаций на практический результат. Названия (не потерявшие, увы, актуальности и сегодня) говорят сами за себя: «Как улучшить грунтовые дороги?», «Против неосторожной езды», «Повысить качество горючего!», «Отчего у нас дорог бензин?», «Отчего у нас дорога авторезина?», «Куда поставить автомобиль?», «Надо снизить налоги на транспорт», «Советы начинающим шоферам», «Опытный пробег в песках Кара-Кум»... Эти статьи кажутся нынче гильзами снарядов, выпущенных редакцией по «бездорожью и разгильдяйству». Многие из них принадлежат перу заведующего редакцией «За рулем».

В канун 75-летия журнала сотрудники редакции посетили семью Беляева. Его вдова Сарра Михайловна более сорока лет работала редактором киностудии имени Горького, где и познакомилась с будущим супругом:

— Он принес сценарий, который я разнесла в щепки! После этого мы поженились...

Дочь, Елена Ольшанская, тоже была киноредактором, а сейчас на радио «Свобода» автор и ведущая передачи «Россия как цивилизация». Ее младший брат Виталий — программист.

Наум Беляев расстался с ЗР в 38-м, когда были репрессированы Кольцов и Осинский. В годы войны работал в Куйбышеве на оборонном заводе. Потом больше нигде не служил — жил литературным трудом. Широта его интересов проявилась и здесь: он автор книг из серии ЖЗЛ, посвященных таким разным личностям, как Генри Форд, писатель Гаршин и скульптор Опекушин (автор памятника Пушкину в Москве). Писал он, конечно, и на автомобильные темы: книга «Знакомьтесь — автомобиль», «Учебное пособие шофера-любителя» и другие были хорошо знакомы читателям.

Имел ли он свой автомобиль?

— После войны это было вне наших возможностей, — говорит супруга. — А в начале 30-х был «Форд», один из первых в стране. Он его даже на ночь не запирал, потому что угнать было некому — почти никто тогда не умел водить машину...

Кстати, когда Кольцов задумал написать очерк-репортаж из-за руля такси, урок езды по Москве с соблюдением правил уличного движения дал ему Беляев. Трудно удержаться и не привести цитату из этого очерка 1934 года, до сих пор актуальную:

«Шофер должен чувствовать, что милиция не только воюет с ним за правила, но и помогает ему, звонит в гараж при поломке, заботится о посыпке скользких мест, строго удаляет с мостовой пьяных и ребятишек. А вот на центральном перекрестке, у памятника Пушкину, в страшную гололедицу, когда все машины заносит, милиционер занят только собиранием рублей. Не лучше ли раздобыть бы немного песку?»...

Наум Беляев прожил 82 года. Десять лет в ЗР были, вероятно, самыми счастливыми. Несомненно, он любил автомобиль, имея техническое образование (Киевский политех), хорошо в нем разбирался. Но только ли по этой причине он посвятил себя автомобильному журналу?

— Кольцов звал его в «Правду», но он не хотел, — говорит Елена Наумовна, вспоминая то, что слышала от отца. — Кольцов тогда страшно возмущался. Я думаю, «За рулем» был для отца внеполитической нишей — чистым и честным делом...

Первым главным (по тогдашней терминологии ответственным) редактором «За рулем» был Николай Осинский

(Оболенский) — ученый-экономист, председатель ВСНХ и Центрального статистического управления СССР.

В течение десяти лет, с первого номера «За рулем» редактором журнала (тогда он назывался заведующим редакцией) был инженер, журналист Наум Беляев. Внизу на фото — он рядом с шофером.

Сегодня мы вместе с вами отмечаем 75-летие «За рулем». В этом номере в разных материалах вы найдете

цитаты из первого апрельского номера 1928 года. Его открывала статья «С чего начать»:

«Мы рассчитываем, что нашими читателями будут не только узкие круги специалистов, но самые широкие массы трудящихся, впервые знакомящиеся с идеями автомобилизации. Наш журнал является первым и пока единственным опытом издания массового популярного журнала, посвященного автомобилям и дорогам».

(«За рулем», 1928, № 1)

Рождение журнала «За рулем» стало своего рода велением времени. Именно тогда решалась судьба автомобилизма в России. Автомобиль или телега, прогресс или прозябание? Так стоял вопрос. Под флагом «За рулем» объединились все, кто ратовал за автомобильный путь России. Среди них были и известные всей стране люди — ученые, журналисты, писатели, художники, которые вместе с редакцией закладывали основы журнала.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии