Второй урожай

ВТОРОЙ УРОЖАЙ

]

ПРОИЗВОДСТВО «НИВЫ» В КАЗАХСТАНЕ

«Нива» — один из таких легендарных автомобилей. Четверть века она с нами. Экспортировалась в десятки стран мира, узнаваема на всех континентах, спортивные достижения в ралли-рейдах и марафонах ставили ее на одну ступеньку с куда более именитыми фирмами. Не зря у многих владельцев остается безграничная вера в ее поистине лошадиные силы и возможности.

ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА

И вдруг — известие о скором прекращении сборки! В чем причина такого решения? Может, экстерьер народу опротивел? Нет, не хуже, чем у других ветеранов конвейера, начиная с индийского «Виллиса-Махиндра» и заканчивая «Гелендевагеном». Ходовая устарела? Будь она у старушки никчемная, не взяли бы ее за основу для «Шеви». Нет, причина в другом — расчищают дорогу «американке» (интересно, кому это выгодно?). Кстати, «Нива» пробивала ее сама. И выигрывала, видимо, не только ценой, если даже из Германии шлют письма с просьбами продолжать ее выпуск. А уж в России у нее всегда был свой покупатель.

Недоумевали и мы. Друзья и знакомые говорили о произволе, очередном сговоре руководства ВАЗа и правительства, о всемогущем лобби. И вдруг неожиданное известие о начале сборки «Нивы» в Казахстане.

Первая мысль: погибла «Нива»! Как, кто, где и из чего будет делать нашу любимицу на чужбине? 9 декабря 2002 года в Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области собрали первый казахский VAZ 21213. За 2003 год их должно быть уже десять тысяч — более 800 в месяц. На четырех-пяти подъемниках такую программу не осилить. Откуда же взялся автосборочный завод в «верблюжьем углу» Азии? Шесть часов полета — и на многие вопросы появились ответы. На новом заводе не только десять — и тридцать тысяч за год соберут, был бы спрос и комплектующие.

Помните «Евро-Самары» из Финляндии? Они выгодно отличались от тольяттинских качеством сборки и отделкой. Их собирали на филиале СААБа, заводе «Валмет аутомотив». За три года сделали около 15 тысяч машин; часть разошлась по Европе, часть вернулась в Россию. Финны установили современное оборудование, рассчитанное на серьезную и долгую работу. По-другому и быть не должно — «Валмет» специализируется на престижных кабриолетах. Сегодня это СААБ 9–5 и " Порше Бокстер".

Но в 1998 году из-за потери рентабельности проекта конвейер решили демонтировать. «Валмет» хотел оставить его себе, но ВАЗ отсудил права и в начале 2001 года взялся за поиск покупателей. Претендентов было несколько, но основных — двое: «Укрпроминвест», собиравшийся наладить выпуск «девяток» в Луцке, и «Бипэк-Авто» из Усть-Каменогорска с проектом сборки «Нивы» — дилер АвтоВАЗа в Казахстане. Именно ему отдали предпочтение. Предприятие назвали «Азия-Авто». Производственный корпус и кадры нашлись быстро, ведь Усть-Каменогорск — крупный промышленный центр бывшего Союза. На ключевые посты пригласили специалистов ВАЗа, на конвейер тоже не абы кого: сейчас 60% работающих там имеют высшее образование или учатся.

ПОД ДВУМЯ W

«Нивы» «азиатской» сборки обозначаются так: ХТА и номер кузова выбиты еще в Тольятти, а VIN автомобиля с буквами XWW — на табличке. Скоро логотип «Азия-Авто» может появиться на облицовке радиатора, фонаре освещения номерного знака и в центре баранки, сменив привычную ладью. Но уже сейчас казахстанские «нивы» легко узнать по пластиковым подкрылкам, легкосплавным красноярским дискам и шинам «Кама-Флайм» 205/70R16 — с ними машина смотрится куда эффектнее, чем сошедшая с конвейера ВАЗа. По бескрайним степям веселее ездить с музыкой, поэтому в комплектации «Стандарт» уже стоит магнитола «Урал». За «Ниву» казахской сборки просят $5500, на целых $100 меньше, чем здесь стоит обычная тольяттинская. В перспективе комплектации «норма», «люкс» и «сафари» с богатым набором опций: электрозеркала, фароочистка, гидро- или электроусилитель руля, кожаные сиденья, кондиционер, лебедка, амортизаторы «Монро» или «Плаза», дополнительная шумоизоляция и антикоррозийка. В мелкосерийном производстве возможен практически индивидуальный подход к заказчику, но на все изменения должны быть получены разрешения ВАЗа. В почете моторы попроще, «213-е» — с карбюратором, без всяких там «евро». Здесь, однако, Азия.

Конечно, пока работа завода полностью зависит от вазовских поставок. Но по условиям контракта 31 декабря 2008 года в адрес «Азия-Авто» из Тольятти будут отгружены последние машинокомплекты. К этому времени в Усть-Каменогорске уже три года должно работать собственное кузовное производство. Сваривать и окрашивать кузова будут на современном импортном оборудовании — реконструкция цехов идет полным ходом. Есть проблема с прессами для изготовления панелей кузова. Штамповку хотят разместить на стороне, но не каждому заводу это оказалось по плечу.

Прорабатывают промышленные варианты рестайлинга, этим занимаются ведущие тольяттинские тюнинговые фирмы и известный автомобильный дизайнер, один из авторов вазовской «десятки» Георгий Ярцев, живущий в Бельгии. Надеются, что свежий облик машины увеличит ее экспорт в республики бывшего Союза, Китай и, возможно, даже в Европу.

А какова «азиатка» в движении? Беру машину с конвейера, теперь ей осталось пройти несколько постов диагностики и дождевальную камеру. Стенд регулировки углов передних колес уже позади. Загоняю машину на беговые барабаны — здесь пока нет испытательного трека, как на ВАЗе, поэтому качество сборки проверяют на «валметовских» стендах. «Разгоняю» «Ниву» до 70 км/ч — при несоосности КП и «раздатки» должна появиться вибрация. Пока ее нет. Уже 80, 90 — раскручиваю дальше... Сотня, но вибраций не больше, чем на тольяттинской. Притормаживаю: свободный ход — в норме, по ноге не бьет — тормозные диски ровненькие. Теперь под дождь. Настоящий тропический ливень, но внутри сухо, уплотнители надежны. Глянцевый кузов сушат сжатым воздухом — и на склад. Там он не запылится.

Операционная: все стерильно.

Сегодня «Нива», а завтра, может, быть «Тойота»?

Опции — за отдельную плату. Кожаные сиденья, усилитель руля, кондиционер.

ФОТО АВТОРА

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии