Второй урожай

ВТОРОЙ УРОЖАЙ

ПРОИЗВОДСТВО "НИВЫ" В КАЗАХСТАНЕ

"Нива" - один из таких легендарных автомобилей. Четверть века она с нами. Экспортировалась в десятки стран мира, узнаваема на всех континентах, спортивные достижения в ралли-рейдах и марафонах ставили ее на одну ступеньку с куда более именитыми фирмами. Не зря у многих владельцев остается безграничная вера в ее поистине лошадиные силы и возможности.

ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА

И вдруг - известие о скором прекращении сборки! В чем причина такого решения? Может, экстерьер народу опротивел? Нет, не хуже, чем у других ветеранов конвейера, начиная с индийского "Виллиса-Махиндра" и заканчивая "Гелендевагеном". Ходовая устарела? Будь она у старушки никчемная, не взяли бы ее за основу для "Шеви". Нет, причина в другом - расчищают дорогу "американке" (интересно, кому это выгодно?). Кстати, "Нива" пробивала ее сама. И выигрывала, видимо, не только ценой, если даже из Германии шлют письма с просьбами продолжать ее выпуск. А уж в России у нее всегда был свой покупатель.

Недоумевали и мы. Друзья и знакомые говорили о произволе, очередном сговоре руководства ВАЗа и правительства, о всемогущем лобби. И вдруг неожиданное известие о начале сборки "Нивы" в Казахстане.

Первая мысль: погибла "Нива"! Как, кто, где и из чего будет делать нашу любимицу на чужбине? 9 декабря 2002 года в Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области собрали первый казахский VAZ 21213. За 2003 год их должно быть уже десять тысяч - более 800 в месяц. На четырех-пяти подъемниках такую программу не осилить. Откуда же взялся автосборочный завод в "верблюжьем углу" Азии? Шесть часов полета - и на многие вопросы появились ответы. На новом заводе не только десять - и тридцать тысяч за год соберут, был бы спрос и комплектующие.

Помните "Евро-Самары" из Финляндии? Они выгодно отличались от тольяттинских качеством сборки и отделкой. Их собирали на филиале СААБа, заводе "Валмет аутомотив". За три года сделали около 15 тысяч машин; часть разошлась по Европе, часть вернулась в Россию. Финны установили современное оборудование, рассчитанное на серьезную и долгую работу. По-другому и быть не должно - "Валмет" специализируется на престижных кабриолетах. Сегодня это СААБ 9-5 и " Порше Бокстер".

Но в 1998 году из-за потери рентабельности проекта конвейер решили демонтировать. "Валмет" хотел оставить его себе, но ВАЗ отсудил права и в начале 2001 года взялся за поиск покупателей. Претендентов было несколько, но основных - двое: "Укрпроминвест", собиравшийся наладить выпуск "девяток" в Луцке, и "Бипэк-Авто" из Усть-Каменогорска с проектом сборки "Нивы" - дилер АвтоВАЗа в Казахстане. Именно ему отдали предпочтение. Предприятие назвали "Азия-Авто". Производственный корпус и кадры нашлись быстро, ведь Усть-Каменогорск - крупный промышленный центр бывшего Союза. На ключевые посты пригласили специалистов ВАЗа, на конвейер тоже не абы кого: сейчас 60% работающих там имеют высшее образование или учатся.

ПОД ДВУМЯ W

"Нивы" "азиатской" сборки обозначаются так: ХТА и номер кузова выбиты еще в Тольятти, а VIN автомобиля с буквами XWW - на табличке. Скоро логотип "Азия-Авто" может появиться на облицовке радиатора, фонаре освещения номерного знака и в центре баранки, сменив привычную ладью. Но уже сейчас казахстанские "нивы" легко узнать по пластиковым подкрылкам, легкосплавным красноярским дискам и шинам "Кама-Флайм" 205/70R16 - с ними машина смотрится куда эффектнее, чем сошедшая с конвейера ВАЗа. По бескрайним степям веселее ездить с музыкой, поэтому в комплектации "Стандарт" уже стоит магнитола "Урал". За "Ниву" казахской сборки просят $5500, на целых $100 меньше, чем здесь стоит обычная тольяттинская. В перспективе комплектации "норма", "люкс" и "сафари" с богатым набором опций: электрозеркала, фароочистка, гидро- или электроусилитель руля, кожаные сиденья, кондиционер, лебедка, амортизаторы "Монро" или "Плаза", дополнительная шумоизоляция и антикоррозийка. В мелкосерийном производстве возможен практически индивидуальный подход к заказчику, но на все изменения должны быть получены разрешения ВАЗа. В почете моторы попроще, "213-е" - с карбюратором, без всяких там "евро". Здесь, однако, Азия.

Конечно, пока работа завода полностью зависит от вазовских поставок. Но по условиям контракта 31 декабря 2008 года в адрес "Азия-Авто" из Тольятти будут отгружены последние машинокомплекты. К этому времени в Усть-Каменогорске уже три года должно работать собственное кузовное производство. Сваривать и окрашивать кузова будут на современном импортном оборудовании - реконструкция цехов идет полным ходом. Есть проблема с прессами для изготовления панелей кузова. Штамповку хотят разместить на стороне, но не каждому заводу это оказалось по плечу.

Прорабатывают промышленные варианты рестайлинга, этим занимаются ведущие тольяттинские тюнинговые фирмы и известный автомобильный дизайнер, один из авторов вазовской "десятки" Георгий Ярцев, живущий в Бельгии. Надеются, что свежий облик машины увеличит ее экспорт в республики бывшего Союза, Китай и, возможно, даже в Европу.

А какова "азиатка" в движении? Беру машину с конвейера, теперь ей осталось пройти несколько постов диагностики и дождевальную камеру. Стенд регулировки углов передних колес уже позади. Загоняю машину на беговые барабаны - здесь пока нет испытательного трека, как на ВАЗе, поэтому качество сборки проверяют на "валметовских" стендах. "Разгоняю" "Ниву" до 70 км/ч - при несоосности КП и "раздатки" должна появиться вибрация. Пока ее нет. Уже 80, 90 - раскручиваю дальше... Сотня, но вибраций не больше, чем на тольяттинской. Притормаживаю: свободный ход - в норме, по ноге не бьет - тормозные диски ровненькие. Теперь под дождь. Настоящий тропический ливень, но внутри сухо, уплотнители надежны. Глянцевый кузов сушат сжатым воздухом - и на склад. Там он не запылится.

Операционная: все стерильно.

Сегодня "Нива", а завтра, может, быть "Тойота"?

Опции - за отдельную плату. Кожаные сиденья, усилитель руля, кондиционер.

ФОТО АВТОРА

Подпишитесь на «За рулем» в