Не думай о секундах свысока

НЕ ДУМАЙ О СЕКУНДАХ СВЫСОКА

БЫСТРЫЕ И МЕДЛЕННЫЕ

Еще каких-нибудь двести лет назад ученые всерьез обсуждали вероятность гибели человека, окажись он на объекте, движущемся со скоростью около 100 км/ч. В век космических скоростей это воспринимается как курьез. И все же, пока одни конструкторы борются с подъемными силами, грозящими превратить автомобиль в летательный аппарат, другие заняты тем, чтобы заставить машину послушно двигаться на черепашьей скорости.

ВО ВЕСЬ ОПОР

Трудно представить, что чувствовал в пустыне Блэк-Рок, штат Невада, англичанин Энди Грин, когда сел за штурвал стоящего на старте "Траст-SSC" - претендента на титул самого быстрого автомобиля в мире (Thrust - толчок, удар, Super Sonic Car - сверхзвуковой автомобиль). Быть может, вспоминал о неоднократных неудачных попытках преодолеть звуковой барьер или просто пролистывал страницы жизни... Но 15 декабря 1997-го удача была на его стороне: Грину удалось установить абсолютный рекорд скорости для наземного средства передвижения - 1228 км/ч!

Автомобилем эту ракету на колесах, конечно, назвать можно с натяжкой. Не только внешность, но и начинка "Траста" необычна. Машину приводили в движение два реактивных двигателя "Роллс-Ройс". Их мощность эквивалентна 1000 моторам "Форда-Эскорт" или 125 агрегатам гоночной формулы и составляет 100 000 л. с.

"Траст-SSC", конечно, сложно представить притормаживающим при помощи парашюта у очередного перекрестка. Ну, а как насчет серийных "рекордсменов", приспособленных к дорогам общего пользования? Спустя год после рекордного заезда было зафиксировано еще одно непревзойденное по сей день достижение, к которому также приложили руку англичане.

В марте 1998 года на трек полигона "Эра-Лессин" (Ehra-Lessien) в Германии вышел культовый "Мак-Ларен F1", руль которого доверили профессиональному гонщику Энди Вэллесу. Беспристрастная электроника зафиксировала максимальную скорость машины 386,7 км/ч. Километр "Мак-Ларен" проходил за 9,3 с, а за каждую секунду преодолевал 107 м.

Модель F1, выпуск которой был начат в 1993-м, и по сей день может служить технологическим эталоном. Углепластиковый кузов обладает фантастической жесткостью и чрезвычайно легок, расположенное по центру место водителя позволяет достичь идеальной развесовки. В базе находится 627-сильный 12-цилиндровый мотор БМВ объемом 6 л.

"Просто поразительно, насколько стабилен и послушен F1 на такой безумной скорости", - делился ощущениями после заезда Энди Вэллес. Сегодня F1 уже не выпускают, так что желающим пополнить коллекцию придется искать один из 300 осевших в гаражах толстосумов экземпляров.

Вскоре у "Мак-Ларена" появится несколько грозных соперников. Прежде всего, это уже почти серийный "Бугатти-Вейрон" с мотором объемом 8 л с четырьмя нагнетателями мощностью около 1000 "лошадей". Сейчас конструкторы работают над... подбором шин, которые бы выдержали нагрузки на ориентировочной максимальной скорости 400 км/ч. В группу лидеров, бесспорно, войдут "Мерседес-SLR" с 560-сильным двигателем, готовый взять рубеж в 320 км/ч, и "Порше-Каррера GT" с мотором примерно такой же мощности и на 10 км большей максимальной скоростью. Явление на свет обоих суперкаров намечено уже в нынешнем году.

Зачастую скорость для автомобиля - не самый важный показатель, иногда ее даже принудительно ограничивают. Как правило, тихоходы - трудяги, незаменимые в городах, а иногда и "на природе". Спецтехника работает, например, на горнолыжных склонах. Спешка здесь ни к чему, поэтому максимальная скорость гусеничных ратраков редко превышает 30 км/ч. Эти машины способны штурмовать гору под углом 60°, а для "утаптывания" снега их массу доводят до 9000 кг! Естественно, чтобы сдвинуть с места такую махину, требуется немалая мощность. Например, шестицилиндровый мотор "Мерседес-OM 501 LA", установленный на ратрак "Эверест" фирмы "Принот", при объеме 11 950 смз развивает 315 кВт/428 л. с., а его крутящий момент достигает 2000 Н.м!

Но самая аккуратная поступь все же у автомобилей, с которыми мы встречаемся на городских улицах. Так, отечественный снегопогрузчик КО-203 способен стабильно "ползти" на скоростях... 0,36-2,44 км/ч! После окончания работы трудяга отбывает на отдых на всех парах - его предел 25 км/ч.

"Гражданские" автомобили-тихоходы, как правило, те, что выпускают с минимальными изменениями уже не один десяток лет. Исключение - разве что набирающие популярность в Европе квадрициклы: поскольку ими разрешено управлять несовершеннолетним, скорость малюток с максимум 20-сильными двигателями ограничивают 40 км/ч.

Рейтинг наименее быстрых среди "настоящих" автомобилей возглавляет индийский вседорожник "Махиндра CJ", прародителем которого является прославившийся во время Второй мировой войны "Виллис-МВ". Естественно, за полвека машину неоднократно модернизировали, однако суть конструкции осталась прежней. Одну из модификаций оборудуют дизельным мотором объемом 2,5 л, развивающим 29 кВт/40 л. с. Разогнать двухтонную машину такому мотору под силу лишь до 85 км/ч. Но комплексов неполноценности владельцы "Махиндры", скорее всего, не испытывают. Ведь ездить им приходится по дорогам столь же далеким от автобанов, как "Махиндра" от "Порше".

За эффектной внешностью "Мак-Ларена F1" скрыто шасси аналогичной с машинами формулы 1 конструкции. Позади водительского кресла предусмотрены места для двух пассажиров.

"Траст-SSC" выиграет старт со светофора у любого: за 16 секунд он разгоняется до... 1000 км/ч!

"Махиндры" собирают по лицензии с 1947 года. Такие машины стоят на службе в вооруженных силах Индии.

Немецкая фирма "Кёссборер" специализируется на машинах с гидравлической трансмиссией. Модель "Марина" с максимальной скоростью 32 км/ч предназначена для чистки пляжей.

"Западная печать торжественно возвещает о новом мировом рекорде, установленном англичанином Малькольмом Кэмпбелль. Кэмпбелль достиг скорости 330 км/ч, побив прошлогодний рекорд англичанина Сигрэва в 324 км/ч...

... Следует отметить, что все эти невероятные скорости никакого практического значения не имеют. Огромнейшая шумиха, которую поднимает вокруг каждого такого рекорда буржуазный запад, имеет целью пропагандировать идею автомобилизма и... соответствующую автомобильную фирму". ("За рулем", 1928, № 1)

Подпишитесь на «За рулем» в