Американский автомобиль или российская телега?

Впервые этот заголовок появился в июле 1927 года — будущий главный редактор «За рулем» Н. Осинский (псевдоним экономиста, академика, журналиста Валериана Оболенского) написал статью «Американский автомобиль или российская телега». Развязалась широкая и жестокая дискуссия. Трибуной сторонников прогресса стал «За рулем» — с самого первого номера, с апреля 1928-го...

1

1

Осинский решительно опровергал тезис о том, что машина нужна лишь буржуям, а рабочему и крестьянину она не по карману. Он с жаром доказывал, что в Америке «автомобиль дешевых марок — как раз рабоче- крестьянский экипаж. Свою машину имеет каждый фермер, и даже бродячие сельхозрабочие разъезжают на „фордах“!». Осинский настоятельно рекомендовал советскому крестьянству пересесть с «классической телеги, этого универсального, но совершенно варварского экипажа», на простейшие легкие полугрузовики. И мотивировал это тем, что, как только автомобиль в СССР станет массовым явлением, обязательно появятся дороги и остальная инфраструктура. В Америке, кстати, так и произошло...

Итогов парных заездов мы ждали с нетерпением: 125 машинных сил против одной натуральной. Да еще по снегу!

Итогов парных заездов мы ждали с нетерпением: 125 машинных сил против одной натуральной. Да еще по снегу! Итогов парных заездов мы ждали с нетерпением: 125 машинных сил против одной натуральной. Да еще по снегу!
Итогов парных заездов мы ждали с нетерпением: 125 машинных сил против одной натуральной. Да еще по снегу!

Эх, товарищ Осинский! Американский автомобиль или российская телега? Ответ на этот вопрос сегодня очевиден. Аргументы, на которые вы потратили уйму сил и тонны бумаги, мы сегодня черпаем, готовя главное блюдо современного «За рулем» — сравнительные тесты. А почему бы, собственно, не сделать такой тест к юбилею?

В качестве американского автомобиля выбрали «Форд-Фокус», одну из самых популярных моделей не только в нашей стране, но и в мире. На роль двигателя той самой телеги — а точнее, саней (учтем сезон!) — снарядили коня по кличке Кардинал. Орловский рысак, между прочим.

Неожиданный плюс в пользу коня: править таким экипажем могут даже дети. Алексей и Иван звонко крикнули классическое «н-но-о!», и Кардинал послушно поехал.

Неожиданный плюс в пользу коня: править таким экипажем могут даже дети. Алексей и Иван звонко крикнули классическое «н-но-о!», и Кардинал послушно поехал. Неожиданный плюс в пользу коня: править таким экипажем могут даже дети. Алексей и Иван звонко крикнули классическое «н-но-о!», и Кардинал послушно поехал.
Неожиданный плюс в пользу коня: править таким экипажем могут даже дети. Алексей и Иван звонко крикнули классическое «н-но-о!», и Кардинал послушно поехал.

Что в итоге? Автомобиль быстрее, грузоподъемнее, мощнее, комфортнее. Наконец, он многим по карману, то есть перестал быть неким воплощением чуда. Чудом сегодня стала живая лошадка, места для которой в современном мире практически нет. Как нет по-прежнему и хороших дорог — что для лошади, что для машины.

Наш первый главред 85 лет назад убеждал читателей, что и без дорог на автомобиле можно многое успеть «между распутицами».

Ваня, как и его брат, автомобилем, конечно, интересуется. Но взять и поехать на нем, как на лошади, у них не получится. До педалей дорасти надо и ПДД выучить. Выходит, что опять конь впереди.

Ваня, как и его брат, автомобилем, конечно, интересуется. Но взять и поехать на нем, как на лошади, у них не получится. До педалей дорасти надо и ПДД выучить. Выходит, что опять конь впереди. Ваня, как и его брат, автомобилем, конечно, интересуется. Но взять и поехать на нем, как на лошади, у них не получится. До педалей дорасти надо и ПДД выучить. Выходит, что опять конь впереди.
Ваня, как и его брат, автомобилем, конечно, интересуется. Но взять и поехать на нем, как на лошади, у них не получится. До педалей дорасти надо и ПДД выучить. Выходит, что опять конь впереди.

Подъем в гору. Кардинал справился с этим упражнением очень просто: взял разбег и выехал наверх. «Фокусу» подъем, увы, не покорился.

Подъем в гору. Кардинал справился с этим упражнением очень просто: взял разбег и выехал наверх. «Фокусу» подъем, увы, не покорился. Подъем в гору. Кардинал справился с этим упражнением очень просто: взял разбег и выехал наверх. «Фокусу» подъем, увы, не покорился.
Подъем в гору. Кардинал справился с этим упражнением очень просто: взял разбег и выехал наверх. «Фокусу» подъем, увы, не покорился.

Автомобиль стартовал довольно резво, но потом банально сел на брюхо. Пришлось вызывать буксири искать объезд. Хотя один неоспоримый плюс у машины есть — печка. Помощь ждали в тепле.

Автомобиль стартовал довольно резво, но потом банально сел на брюхо. Пришлось  вызывать буксири искать объезд. Хотя один неоспоримый плюс у машины есть — печка. Помощь ждали в тепле.  Автомобиль стартовал довольно резво, но потом банально сел на брюхо. Пришлось вызывать буксири искать объезд. Хотя один неоспоримый плюс у машины есть — печка. Помощь ждали в тепле.
Автомобиль стартовал довольно резво, но потом банально сел на брюхо. Пришлось вызывать буксири искать объезд. Хотя один неоспоримый плюс у машины есть — печка. Помощь ждали в тепле.

Разгонную динамику рысака замеряли в ходе трех заездов при помощи профессионального прибора VBOX.

Разгонную динамику рысака замеряли в ходе трех заездов при помощи профессионального прибора VBOX. Разгонную динамику рысака замеряли в ходе трех заездов при помощи профессионального прибора VBOX.
Разгонную динамику рысака замеряли в ходе трех заездов при помощи профессионального прибора VBOX.

До 20 км/ч Кардинал сумел разогнаться за 3,8 секунды. И это с санями!

До 20 км/ч Кардинал сумел разогнаться за 3,8 секунды. И это с санями! До 20 км/ч Кардинал сумел разогнаться за 3,8 секунды. И это с санями!
До 20 км/ч Кардинал сумел разогнаться за 3,8 секунды. И это с санями!

Для корректного сопоставления машины и коня первым делом замерили динамометром «тяговые характеристики» Кардинала. Прибегнув к школьной формуле и нехитрым замерам, выяснили, что конь в нормальном режиме эксплуатации развивает около 18 л.с.!

Для корректного сопоставления машины и коня первым делом замерили динамометром «тяговые характеристики» Кардинала. Прибегнув к школьной формуле и нехитрым замерам, выяснили, что конь в нормальном режиме эксплуатации развивает около 18 л.с.! Для корректного сопоставления машины и коня первым делом замерили динамометром «тяговые характеристики» Кардинала. Прибегнув к школьной формуле и нехитрым замерам, выяснили, что конь в нормальном режиме эксплуатации развивает около 18 л.с.!
Для корректного сопоставления машины и коня первым делом замерили динамометром «тяговые характеристики» Кардинала. Прибегнув к школьной формуле и нехитрым замерам, выяснили, что конь в нормальном режиме эксплуатации развивает около 18 л.с.!

Аналогично поступили с «Фокусом». Современная система стабилизации разгонять машину по снегу вообще отказалась. Отключив ее, получили результат... 4,4 секунды. Однако!

Аналогично поступили с «Фокусом». Современная система стабилизации разгонять машину по снегу вообще отказалась. Отключив ее, получили результат... 4,4 секунды. Однако! Аналогично поступили с «Фокусом». Современная система стабилизации разгонять машину по снегу вообще отказалась. Отключив ее, получили результат... 4,4 секунды. Однако!
Аналогично поступили с «Фокусом». Современная система стабилизации разгонять машину по снегу вообще отказалась. Отключив ее, получили результат... 4,4 секунды. Однако!

Естественно, не обошли вниманием и процесс заправки. Для хозяина Кардинала найти сено, пусть и зимой, пара пустяков. Заправок нынче тоже много, а можно и канистру с топливом возить. Так что в этой дисциплине паритет.

Естественно, не обошли вниманием и процесс заправки. Для хозяина Кардинала найти сено, пусть и зимой, пара пустяков. Заправок нынче тоже много, а можно и канистру с топливом возить. Так что в этой дисциплине паритет. Естественно, не обошли вниманием и процесс заправки. Для хозяина Кардинала найти сено, пусть и зимой, пара пустяков. Заправок нынче тоже много, а можно и канистру с топливом возить. Так что в этой дисциплине паритет.
Естественно, не обошли вниманием и процесс заправки. Для хозяина Кардинала найти сено, пусть и зимой, пара пустяков. Заправок нынче тоже много, а можно и канистру с топливом возить. Так что в этой дисциплине паритет.

Вот так с тех пор и успеваем, цинично измеряя все возрастающую автомобильную мощь в киловаттах, а потом уже в лошадиных силах. Впрочем, у лошади перед любой машиной есть и будет огромное преимущество — она живая. Понимаете, о чем мы? Перечитайте трогательное стихотворение Маяковского (тоже, кстати, один из авторов «За рулем»):

Лошадь, слушайте —

Чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,

Все мы немножко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь.

Несмотря на итоги этого теста, мы с нашим первым шефом полностью солидарны — только автомобиль! Ему и посвящены остальные материалы номера. Но обязательно хотя бы разочек прокатите своих детей на лошадке. Им понравится. Я своим уже пообещал...

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отзывы о Ford Focus (1)

Ford 2014 / срок владения 1 — 3 года

Достоинства:

Отличная управляемость в сочетании с достойной плавностью хода, проработанная эргономика, неплохая экономичность. Большой багажник правильной формы.

Недостатки:

Тесный задний ряд, но для невысоких людей (как я и моя семья) это не проблема.

Комментарий:

После череды BMW с пробегом решил взять новый автомобиль. Так как нужен был непременно универсал, выбирал между Ford Focus и Kia cee'd. Но Фокус перевесил благодаря своему поведению на дороге.

Написать отзыв

Комментарии