Москва: по пути Запада

Как введение платной уличной парковки в центре проходило в мировых мегаполисах и чем будет отличаться московский путь – об этом Департамент транспорта столицы рассказал в концепции развития единого парковочного пространства города.

С начала марта зона платной парковки должна была распространиться на все улицы внутри Бульварного кольца, но пока несчастье миновало. Пилотный проект продлен до 15 мая. В Департаменте транспорта утверждают, что внедрение новых зон будет проходить постепенно в течение второй половины этого года. В дальнейшем при успешных результатах реализации проекта

в состав зоны платной парковки могут быть включены территории в пределах Садового кольца, ТТК, а также зоны вокруг бизнес-центров и торговых центров за пределами ТТК.

Цены

Сейчас стоимость часа стоянки в зоне действия пилотного проекта составляет 50 руб. в час. Однако, когда платная парковка распространится на пределы Бульварного кольца и дальше, цены могут разниться. Сравнив тарифы на парковку в крупных городах Европы и США с московскими, Департамент транспорта выдвинул свои требования к стоимости. Так, стоянка на улично-дорожной сети должна подорожать в среднем в полтора раза – вместо нынешних 1200 руб. в сутки она будет варьироваться от 1650 до 2200 руб. в зависимости от близости к центру. Однако как минимум до конца этого года опасаться нечего – цены повышать не будут, чтобы дать москвичам возможность привыкнуть к новому режиму. А тарифы на внеуличные парковки в центре, наоборот, сейчас завышены. На некоторых из них цены доходят до 200 руб. в час. В планах властей сократить суточную стоимость места на закрытых паркингах на 26% и месячную на 11%.

Еще одним нововведением может стать прогрессивная шкала тарифов в зависимости от времени стоянки. Данная практика применяется в Амстердаме и многих американских городах. Причем такая дифференциация приветствуется самими водителями. Так, по результатам опроса Департамента транспорта Сиэтла, 60% автовладельцев согласны, что прогрессивный тариф повышает доступность машиномест, в то время как против высказались всего около 5% опрошенных.

Русский человек найдет способ обойти любое правило. Так и средство борьбы с ненавистными парконами наши соотечественники быстро придумали...
...нужно всего лишь закрыть номер бумажкой. Власти с умельцами пока ниче- го сделать не могут

Зоны

Международный опыт имеет два варианта введения платных зон: от центра к окраинам и у отдельных загруженных объектов. Первый вариант с 2003-го по 2007-й реализовывался в Париже: количество бесплатных мест в центре ежегодно сокращалось на 10–15% – в масштабах Москвы это около 15 тысяч мест в год. По пути столицы Франции пока пойдет и российская столица. Однако в будущем платные зоны могут распространиться и на некоторые загруженные участки за пределами центра. В таком случае станет использоваться метод, применяемый в американском Хьюстоне, где возле бизнес-центров и других крупных объектов в радиусе километра возможна только платная парковка. Сделано это с тем расчетом, чтобы прямиком к бизнес-центру дешево подъехать можно было только на общественном транспорте. По данным опросов, водители готовы идти 800 м до места парковки ради возможности ездить на автомобиле.

Контроль

В Москве с нарушителями правил парковки должны бороться парконы, которыми скоро будут оснащать снегоуборочную технику и общественный транспорт. Однако в последнее время появилось все больше «умельцев», ускользающих от парконов благодаря простой бумажке, прикрывающей задний номерной знак. Пока способы борьбы с такими нарушителями власти не придумали. Ими по идее могут стать блокираторы, которые используются во многих городах мира.

Три подхода к тарифообразованию

Первый

Самый простой из подходов, который и будет применяться в Москве на первых порах, – крупное зонирование. Он подразумевает наличие двух-трех тарифных зон, стоимость парковки при этом зависит только от близости к центру города. Пока тарифная зона у нас всего одна.

Второй

В большинстве крупных европейских городов с развитой системой управления парковочным пространством применяется другой способ – детализированное зонирование, при котором на каждой улице может устанавливаться свой собственный тариф в зависимости от интенсивности движения на ней – чем интенсивнее движение, тем дороже. Причем тарифы формируются таким образом, чтобы средняя заполняемость уличных парковок в часы пик составляла около 85%.

Третий

Третий способ ценообразования самый прогрессивный и используется в таких городах, как Сан-Франциско и Нью-Йорк. При нем на стоимость парковки влияет также такой фактор, как загруженность парковок в то или иное время суток и день недели. Так, стоимость машиноместа в центре в выходные гораздо меньше, чем в будние дни, а в дневное время она выше, чем в ночное.

Не оплатишь – не уедешь

Один из самых прогрессивных способов борьбы с теми, кто не оплачивает парковку, даже не парконы, а блокираторы. Это специальные металлические устройства, которые не позволяют автомобилю выехать с места стоянки, пока парковка не оплачена. Применяются такие в Японии и Париже. Обходятся они недешево – в столице Франции, например, стоимость установки 335 тысяч ограничивающих выезд столбиков составила 15 млн евро.

Вердикт

Сергей Настин, редактор:

– Избавляем центр от неправильно припаркованных автомобилей? По-моему, освободиться от них можно было по-другому – те же самые парконы отлично справлялись со своей задачей, благодаря им количество нарушений уменьшилось в несколько раз всего за несколько месяцев. Избавиться же пытаются власти города скорее от небогатой прослойки населения, работающей в центре, для которой затраты в 10 000–12 000 в месяц на место для машины станут непосильным бременем. Им теперь стоит уповать разве что на корпоративные паркинги. Однако и на них сильно надеяться не стоит, так как Департамент транспорта активно пытается договориться с компаниями об уменьшении объемов таких паркингов. Чего только не сделают, чтобы вынудить водителя отказаться от поездок в центр на личном транспорте!

Да и неравенство перед законом вновь вылезло наружу. Для чиновничьего бомонда парковка как была бесплатной, так и останется. Например, на той же Петровке у здания МВД.

Подпишитесь на «За рулем» в