Весна. время подрастать...

ВЕСНА. ВРЕМЯ ПОДРАСТАТЬ...

]

С наступлением теплого сезона заводы очнулись от «зимней спячки». Первым «проснулся» АвтоВАЗ. В январе 2003 года он сократил выпуск автомобилей на 31,6% (было изготовлено меньше 38 тысяч), а уже в марте вышел на привычный ритм работы.

КУТЕРЬМА ВОКРУГ «НИВЫ»

Нынешний год на АвтоВАЗе, как известно, начался с пятидневной двухсменной недели с продолжительностью смены 6 часов, но уже в конце января на конвейере «Нивы» она была увеличена до 8 часов. Спрос на тольяттинские дешевые вседорожники вырос в несколько раз после того, как появились сообщения о скором сокращении (а к концу года и прекращении) производства VAZ 21213 и VAZ 21214. 

Начиная с середины января, дилеры ежесуточно продавали почти в два раза больше вазовских малолитражек, чем получали с завода. В результате за первые два месяца 2003 года были сметены все нераспроданные прошлогодние запасы автомобилей. При том, что АвтоВАЗ продолжал выпускать машин только пять дней в неделю, многие дилеры вели торговлю без выходных. Таким образом, Волжский автозавод, сократив на 30–40% выпуск автомобилей в зимние месяцы, достиг в то же время желаемого баланса между спросом и предложением и ситуация в Тольятти более-менее стабилизировалась. С 3 марта все подразделения ВАЗа вернулись к обычному графику — 8-часовой смене при двухсменной рабочей неделе.

Как реагировали на это цены? Соответственно. Уже к началу весны они стали потихоньку подрастать, и рост за квартал составит в среднем 1,2%. Отпускные цены на переднеприводные модели в январе-марте оставались без изменений, только в феврале отмечался некоторый всплеск интереса к «девяткам» и, как следствие, небольшое повышение дилерских цен на них. Спрос на «десятки» сохранялся на устойчиво-невысоком уровне. Единственное, на что у дилеров повысились цены — универсалы VAZ 2111. Неплохо расходилась «классика», особенно (очевидно, в преддверии дачного сезона) VAZ 21043. Но, как уже было сказано, бесспорным лидером стала «Нива» — розничные цены на VAZ 21214 и VAZ 2131 в Тольятти оторвались от отпускных примерно на 20 тысяч рублей.

Как известно, повышение розничных цен — это часто сигнал производителю поднимать отпускные цены. Во всяком случае, по сведениям из компетентных источников, ВАЗ к этому готовится.

Рост продаж у дилеров вселяет надежду на то, что ситуация на рынке стабилизируется. Видимо, сначала вырастут отпускные цены на «Ниву» и «классику» — эти автомобили пользуются повышенным спросом, а за ними «подтянутся» и остальные. Кстати, и на «Ижмаш-Авто», где зимой был отмечен повышенный спрос на «оды» и «шестерки», тоже поговаривают о некотором увеличении цены. Каком — скоро узнаем.

То, что происходит на рынке, далеко не всегда отвечает интересам потребителя. В этой связи стоит вспомнить недавнее заявление председателя совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» Владимира Каданникова на заседании коллегии Минпромнауки РФ. «Тарифы и цены естественных монополий на газ и электроэнергию, транспортные перевозки, на металл растут очень быстро, — заявил он. — В частности, тарифы на железнодорожные перевозки только в январе снова увеличились на 12%! Поэтому затраты на один рубль выпускаемой продукции к концу прошлого года уже составили 86,9 коп., а в 2003 году планируются в размере 88,5 копейки». Значит, производство автомобилей может стать нерентабельным. Тут экономическая наука подсказывает два выхода: снижать внутренние издержки (пробовали много раз — не получилось) или повышать цены. Нетрудно угадать, по какому пути пойдут наши заводы.

«ФОРД-ФОКУС»? В СЕНТЯБРЕ

Если говорить о ценах, то, к сожалению, не радуют в этом году и иностранные производители, в том числе и «прописавшиеся» на российской территории. Достаточно сказать, что " Форд Фокус" всеволожского производства, в зависимости от комплектации, подорожал на 300–500 долларов. Но, видимо, этим наших покупателей не испугаешь, если речь идет о давно желанном приобретении. В представительстве "Форда" говорят, что сейчас принимают заявки на всеволожские "фокусы", которые сойдут с конвейера в... сентябре. В целом же "Форд мотор" поднял цены на все машины, предлагаемые в России, в среднем на 3,5%.

Тенденция незаметного подрастания цен наблюдается сейчас у многих производителей. Обычно объясняют это ростом курса евро к доллару и рублю. Председатель наблюдательного совета группы «Ренессанс-Капитал» Александр Шохин считает, что рост евро ведет к удорожанию европейских товаров, но с точки зрения конкуренции это улучшает ситуацию для российских производителей. Только сумеют ли они этим воспользоваться? Для населения ситуация, по его мнению, не слишком благоприятная. Например, большая часть автомобилей, импортируемых в Россию (а это европейские), с ростом курса евро тоже увеличивается в цене. Правда, рынок есть рынок: японские и американские машины также подтягиваются к немецким, пусть и не слишком сильно (стараются сохранить ценовой разрыв), но все-таки...

Пока что можно говорить лишь об относительной стабилизации рынка подержанных иномарок, где наметился небольшой спад цен (во Владивостоке, говорят, они и вовсе упали). Причина ясна — «наелись»: в прошлом году в ожидании новых пошлин ввезли чуть не полмиллиона машин. По данным Минпромнауки, в 2002 году россияне своим кровным долларом проголосовали за них, потратив на покупку зарубежных автомобилей 7 млрд. долл. (за отечественные отдали 4,5 млрд.). Таможенные пошлины обещают повысить в очередной раз, но теперь уже на новые авто и самые популярные «трехлетки». Как скоро это произойдет — неизвестно, но любая подобная «новость», исходящая от власть имущих и «ко времени» вброшенная на рынок, может легко его взорвать.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии